Урок-тренинг "Победи дракона"

Разделы: Школьная психологическая служба


Пояснительная записка

Зачастую в подростковом возрасте учащиеся пробуют психоактивные вещества, не ясно осознавая, что такие опасные эксперименты могут привести к пагубной привычке, разрушающей здоровье и жизнь. Данный урок разработан в помощь классным руководителям, социальным педагогам, психологам.

Время: 60 – 70 мин.

Возраст (класс): 13 – 14 лет (8 класс)

Форма урока: урок-тренинг

Материалы: 3 листа ватмана или цветной бумаги размером 40х30 см, фломастеры, клей, вырезки из журналов для коллажа, ножницы, листы цветной бумаги для аппликации, три конверта, три карточки с надписями: “сигареты”, “алкоголь”, “наркотики”.

Цель урока: Профилактика употребления психоактивных веществ.

Содержание урока

1. Ледокол “Интервью”

Цель:

  • cоздание атмосферы, вызывающей ощущение безопасности, дружеского расположения и одобрения;
  • активизация участников тренинга;
  • знакомство участников тренинга;
  • снятие напряжения.

Время: 15 мин.

Техника проведения: Ведущий, используя технику деления на пары, формирует малые группы и просит участников взять в течение 3-х минут друг у друга интервью в произвольной форме. Затем ведущий просит, чтобы каждый член группы представил своего партнера: имя, интересный факт из жизни, любимое занятие, хобби и т. д.

Инструкция:

- Предложите мне техники деления на два.

- Выберите интересный вариант. Разделитесь.

- Я предлагаю вам взять друг у друга интервью. В течение трех минут вы должны узнать друг о друге как можно больше:

- Кто дал собеседнику такое имя?

- Что любит ваш партнёр?

- Что не любит ваш партнёр?

- Какие интересные факты в жизни случались с вашим партнёром?

- Через 3 мин. вы поочерёдно представите друг друга кратким рассказом. На представление каждой паре отводится по 1 мин.

Анализ: (участники сидят в кругу)

- Как вы себя чувствуете?

- Чему вы научились, играя в эту игру?

- Что вы нового узнали о других?

Ведущий благодарит всех, предлагает поаплодировать друг другу.

2. Творческая игра “Победи своего дракона!”

Цель:

  • обучение умению видеть в психоактивных веществах реальную опасность, осознавать их пагубность;
  • обучение взаимодействию в тесном контакте друг с другом, овладение навыками межличностного общения;
  • развитие творческого воображения.

Время: 30 – 35 мин.

Техника проведения: Учащимся предлагается разделиться на 3 подгруппы, используя технику деления на три.

Каждая группа получает конверт с заданием: 1-й конверт – “сигареты”; 2-й конверт – “алкоголь”; 3-й конверт – “наркотики”.

Ведущий объявляет задание (см. ниже).

Подгруппы занимают отведенные для каждой подгруппы места за столами. Изображают на цветной бумаге психоактивные вещества в виде дракона, используя технику коллажа, аппликации. Дракону даётся имя.

Когда работа будет закончена, ведущий предлагает “победить” дракона, т. е. рядом с драконом изобразить в технике коллажа или нарисовать то, что может противостоять дракону.

Когда задание будет выполнено, листы вывешиваются на стенд (доску), и каждая группа защищает свой коллаж:

- рассказывает о своём драконе;

- объясняет что может ему противостоять, помочь “победить”;

- называет кто будет сражаться с ним;

- поясняет чем он опасен.

Материалы: 3 листа ватмана или цветной бумаги размером 40х30 см, фломастеры, клей, вырезки из журналов для коллажа, ножницы, листы цветной бумаги для аппликации, три конверта, три карточки с надписями: “сигареты”, “алкоголь”, “наркотики”.

Инструкция: Ведущий предлагает:

- Придумайте технику деления на три.

- Разделитесь.

Каждая группа размещается за столами.

- Почти у каждого из нас есть представление о вредных привычках, которым может подвергнуться человек со слабой волей, не имеющий представления об опасности и пагубности этих пристрастий. Но вы уже знаете, что эти привычки похожи на дракона и бороться с ними очень тяжело. Часто человек, который находится в плену своего “дракона”, решается сражаться с ним и “отрубает” ему голову. Но на месте отрубленной головы вдруг появляется новая и человек чувствует свое бессилие перед драконом.

- Сейчас я раздам вам задание. В конверте лежит карточка, на которой написано “сигареты”, “алкоголь”, “наркотики”. Подумайте и изобразите в виде дракона ту пагубную привычку, название которой вы получили в конверте.

Участники игры выполняют задание.

Когда задание будет выполнено, ведущий говорит:

- Посмотрите на своего дракона. Дайте ему имя.

- А теперь подумайте как его можно победить. Рядом с драконом изобразите то, что может победить, или того, кто может победить дракона.

Когда задание будет выполнено, листы вывешиваются на стенд (доску), и каждая группа защищает свой коллаж:

- Расскажите о своём драконе.

- Что может ему противостоять, “победить”?

- Кто будет сражаться с ним?

- Чем он опасен?

Анализ: (участники сидят в кругу)

- Как вы себя чувствуете?

- Поделитесь своими впечатлениями о том, как у вас протекал творческий процесс?

- Легко ли вам было договариваться в процессе совместного творчества и почему?

- Что вы испытывали, когда трудились вместе?

- Были ли те, кто взял на себя ответственность за создание “дракона”?

- Чему вы научились, играя в эту игру?

- Что нового узнали о себе?

- Что нового узнали о других?

Ведущий благодарит всех, предлагает поаплодировать друг другу.

3. Разминка “Подарок”

Цель:

  • Активизация участников тренинга;
  • формирование позитивного эмоционального состояния.

Время: 5-10 мин.

Техника проведения:

Участники стоят в кругу и каждый по очереди “дарит” без слов, изображая только движениями “подарок” стоящему слева игроку. Стоящий слева игрок “принимает подарок” и “дарит” свой “подарок” следующему игроку, стоящему слева.

Анализ урока.

Цель: Обмен впечатлениями от урока, наблюдениями, пожеланиями, обратная связь.

Время: 10 минут.

Основные вопросы анализа:

- Что вы чувствуете?

- Поделитесь своими впечатлениями об уроке.

- Что нового вы узнали?

- Чему вы научились на этом уроке?

- Чему бы вы хотели научиться?

- Что важное вы для себя открыли?

Ведущий благодарит всех, предлагает поаплодировать друг другу.