Турнир смекалистых

Разделы: Математика, Внеклассная работа


Цели: Формировать мыслительные умения – выделять главное, существенное; логические умения – рассуждать, излагать свои мысли. Вызвать восхищение внутренней красотой математики. Формировать чувство ответственности и сплоченности.

Замечание. Игра проводилась с учащимися 5-х классов в период проведения недели математики в гимназии.

В турнире участвуют 2 команды, каждая из которых должна приготовить название и эмблему команды. Каждый верный ответ оценивается 1 баллом.

Ведущий:

Почему торжественность вокруг?
Слышите, как быстро смолкла речь?
Это о царице всех наук
Начинаем мы сегодня речь.
Не случайно ей такой почет,
Это ей дано давать ответы:
Как хороший выполнить расчет
Для постройки здания, ракеты?
Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Ты нам, математика, даешь
Для победы трудностей закалку,
Учится с тобою молодежь
Развивать и волю, и смекалку.
И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов!

Ведущий представляет жюри (учащихся старших классов).

Ведущий: Ребята! Сегодня мы собрались, чтобы проверить крепость дружбы с математикой. Да! В жизни без математики не обойтись. А сейчас начинаем наш турнир!

1. Разминка.

Ведущий задает вопросы командам:

  1. Какое число делится на все числа без остатка? (Ноль.)
  2. В каком случае сумма чисел равна их разности? (Когда эти числа – нули.)
  3. Сколько различных цифр вы применяете для записи числа 100? (Две.)

2. Магические ребусы. (Страницы 2–7. Программа SMART Notebook).

Задание:

  1. Сумма каждых четырех чисел, расположенных на одном отрезке магической звезды равна: для 1 команды – 26, для 2 команды – 30. Впишите недостающие числа.
  2. В пустые кружочки треугольника впишите числа таким образом, чтобы сумма чисел, расположенных на каждой из сторон, была равна: для 1 команды – 120, для 2 команды – 98.

3. Конкурс капитанов.

Ведущий читает вопросы. Кто быстрее отвечает, тот и побеждает.

1) На грядке сидят 6 воробьев. К ним прилетели еще 4. Кот подкрался и схватил одного воробья. Сколько осталось воробьев на грядке? (Нисколько. Остальные улетели.)

2)

В школе есть такая птица
Если сядет на станицу,
То с поникшей головой
Возвращаюсь я домой! (Двойка.)

3) Летела стая гусей. Два впереди, один позади. Два позади, один впереди. Сколько летело гусей? (Три.)

4) Винни-Пух такого же роста, как крокодил Гена, а крокодил Гена выше чебурашки. Кто выше, Винни-Пух или чебурашка? (Винни-Пух.)

5) Кто самый внимательный?

6) Ведущий:

Расскажу я вам рассказ
В полтора десятка фраз.
Лишь скажу слово “три”
Приз немедленно бери!

Ведущий: Капитаны! Понятно, когда нужно брать приз? Итак, начинаем!

7)

Мечтает мальчик закаленный
Стать олимпийским чемпионом.
Смотри на старте не хитри,
А жди команды: раз, два, … МАРШ!

8)

Когда стихи запомнить хочешь
Их не зубри до темной ночи.
А про себя их повтори
Разок, другой, а лучше … ПЯТЬ!

9)

Недавно на вокзале
Мне три часа пришлось прождать.
Ну что ж вы приз, друзья, не взяли?
Когда была возможность взять.

4. Конкурс “Угадайка”. (Страницы 8–11. Программа SMART Notebook).

1) На земном шаре обитают птицы – безошибочные составители прогноза погоды на лето. Название этих птиц зашифровано примерами. Применяя прием последовательного деления, найдите частные. Заменив частные буквами, вы получите название птиц-метеорологов. (фламинго)

2) Был он долго неизвестным, но по сказке интересной стал он каждому знаком. Он веселый, добрый, смелый, он отважный и умелый. В царстве овощей живет. Вы примеры все решите, как зовут его скажите. Поменяйте местами карточки, на которых записаны примеры с одинаковыми ответами, и вы узнаете имя смелого и доброго мальчика. (Чиполлино.)

3) Он был военным, некоторое время служил в России и воевал с турками. Вернувшись в свое поместье в Германию, вскоре стал известен как остроумный рассказчик, выдумывающий самые невероятные приключения. Если вы еще не догадались, то найдите первую цифру частного, расположите полученные цифры по порядку, проверьте полученный ряд цифр. Затем пройдя от точки старта и стирая ластиком смайлики, вы узнаете, о ком идет речь. (Мюнхаузен.)

4) Правда, дети, я хорош? На большой мешок похож? По морям в былые годы обгонял я пароходы. Кто же я? Решите примеры. Лишь ответы вы узнаете – и загадку отгадаете! (Дельфин.)

Жюри объявляет количество баллов каждой команды. После происходит награждение команд и вручение призов!