Путешествие в космос

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели: закрепление знаний детей по лексической теме “Космос”

Задачи:

Образовательные:

  • Сформировать у детей понятия: “космос”, “космическое пространство”, “солнечная система”; объяснить, что представляет собой солнечная система.
  • Тренировать умение составлять буквы в слова
  • Отработка навыка подбора слов - определений
  • Согласование числительных с существительным

Развивающие: развитие мышления, внимания, памяти.

Воспитательные: уважение к труду людей, работа которых связана с освоением космоса.

Оборудование: магнитофон, запись группы “Спейс”, конверт, карточки с буквами К, О, С, М, О, С, плакат “Строение солнечной системы”, блоки Дьенеша, карта-схема, звёзды, книга “Солнечная система”, стерео-очки.

Ход занятия

Логопед. Сегодня к нам в группу пришло необычное письмо, посмотрим, что там?

Дети. Да.

Логопед. Тут буквы, назовите их.

Дети. О, С, К, О, М, С

Логопед. Надо составить какое-то слово, подумаете.

(Составляют слово - "космос").

Логопед. Скоро наша страна будет отмечать праздник День космонавтики, и сегодня я приглашаю вас в космическое путешествие. Прежде чем туда отправиться, вспомните, на какой планете мы с вами живём?

Дети. Мы живём на планете Земля.

Логопед. Да, наша планета называется Земля, она круглая, как шар. А окружает её огромное пространство, которое заполнено звёздами, планетами. Это космическое пространство или космос.

Логопед. Ребята, кто летает в космос?

Дети. В космос летают космонавты.

Логопед. Да космонавты. Они во время полёта видят и наблюдают много интересного и много работают. Они ведут медицинские, технические наблюдения, изучают поверхность Земли. Сообщают на Землю о местах, где обнаружены полезные ископаемые, сообщают о приближающихся стихийных бедствиях, уточняют прогноз погоды.

Логопед. Нам с вами надо вступить в отряд космонавтов. Как вы думаете, космонавты, какие они?

Дети. Очень умные, внимательные, выносливые, решительные, смелые, настойчивые, добрые, отзывчивые, здоровые.

Логопед. В полете им предстоит много испытаний.

Вот и для вас первое испытание:

- Кто полетел первый в космос: человек или животное?

- Назовите первого космонавта? (ответы детей)

- Назовите первую женщину космонавта? (ответы детей)

- Молодцы! Справились с заданием. Вы приняты в отряд космонавтов.

Логопед. На чём мы можем отправиться в космос?

Дети. В космос мы можем отправиться на ракете, космическом корабле, звездолёте.

Логопед. Где нам взять космический корабль или ракету? Я предлагаю построить, у меня есть чертёж и детали.

( Дети конструируют ракету по схеме из геометрических блоков Дьенеша)

Рисунок 1

Рисунок 2

Логопед. К полёту готовы?

Дети. Готовы!

Внимание! Внимание!
Отправляемся в полёт!

(звучит “космическая” музыка, выключается свет )

Физминутка.

Пять, четыре, три, два, один!
Вот мы в космос летим!
Мы взлетаем высоко
Мчит ракета быстро,
Полетим мы далеко к звездочкам лучистым.
Вокруг звезды мы облетели
Выйти в космос захотели
В невесомости плывем,
Рядом с нашим кораблем!

Логопед. Мы с вами в космическом пространстве, что мы видим?

Дети. Мы видим звезды, созвездия, кометы.

Логопед. Давайте посчитаем, сколько мы увидели звёзд?

Одна звезда, две звезды, три звезды, четыре звезды, пять звёзд.

(И так с каждым словом)

Логопед. Какая звезда к нам ближе всего?

(Если дети затрудняются, читаю загадку)

Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь.
Улыбаешься в оконце
И зовут тебя все ...

Дети. Солнце!

Логопед. Оказывается, что солнце – это звезда – гигантский шар из светящегося газа, где бушуют огненные вихри.

Логопед. Зачем нужно нам солнце?

Дети. Оно дает нашей планете свет и тепло, без него не было бы жизни на земле.

Логопед. Какое наше солнце?

Дети. Очень яркое, слепящее, огненное, большое, сияющее, палящее.

Логопед. Молодцы! Ребята, а вы знаете, что у солнца есть своя семья? В неё входят планеты. Они вращаются вокруг солнца. Солнце глава этой семьи, поэтому семья называется – “Солнечная система”.

(Выставляю плакат “Строение солнечной системы”)

Логопед. Посчитайте, сколько планет входит в солнечную систему?

(Дети считают: одна планета, две планеты...)

Дети. 9 планет.

Логопед знакомит с интересными фактами о планетах.

Логопед. Меркурий – самая близкая к Солнцу планета. Её поверхность каменистая и пустынная. На планете нет ни воды, ни воздуха. Дни очень жаркие, а ночи леденяще холодные.

Венера – вторая от Солнца планета. Она покрыта слоями облаков. На ней царит испепеляющая жара, что можно испечь пирог.

Земля – единственная планета, на которой есть жизнь. На Земле обитают животные, растения, люди. Она удалена от Солнца как раз настолько, что условия на её поверхности оказались пригодными для жизни.

Марс – называют красной планетой, потому что его поверхность покрыта красным песком. На Марсе холодно и дуют ветры. На его поверхности хорошо видны горы и кратеры.

Юпитер - самая большая и грозная планета. На ней гремят сильные грозы, бушуют ураганы.

Сатурн – вторая по величине планета Солнечной системы. От других планет она отличается тем, что её опоясывают кольца. Кольца состоят из множества обломков льда и камней.

Уран – вращается вокруг солнца как бы лёжа на боку. Состоит из маленького ядра, окружённого голубыми облаками.

Нептун – мерцает голубоватым светом, напоминающим цвет воды.

Плутон – это самая маленькая планета на ней цари невероятный холод.

Логопед. А сейчас нам пора возвращаться на землю, занимайте места в ракете.

(Звучит “космическая” музыка, выключается свет )

Логопед. Ребята, откуда мы с вами прилетели?

Дети. Из космоса

Логопед. К какой звезде мы путешествовали?

Дети. К солнцу.

Логопед. Какая планета красного цвета?

Дети. Марс.

Логопед. На какой планете солнечной системы есть жизнь?

Дети. На Земле.

Логопед. Какая планета солнечной системы самая большая?

Дети. Юпитер.

Логопед. Какая планета солнечной системы самая маленькая?

Дети. Плутон.

Логопед. Какая планета солнечной системы особенная?

Дети. Сатурн.

Логопед. Какая планета вам больше всего понравилась, почему?

Логопед. Ещё много планет не изведаны человеком. Много времени понадобится, что бы изучить их. Много лет будут летать туда сотни экспедиций, тысячи исследователей. Может быть, и вы будете среди них. За то, что вы так хорошо работали, я хочу подарить вам книгу “Солнечная система”, где все планеты можно ещё раз посмотреть через волшебные очки.