Разговор о правильном питании на уроках технологии

Разделы: Технология


Кулинария – это искусство приготовления пищи. Зачем нужна пища, знает каждый. «О хлебе насущном» человек думает в течение всей своей жизни, каким бы трудом он не занимался. Еда – это топливо, на котором работает организм, и знать об этом топливе, уметь грамотно его использовать должен знать любой человек, особенно молодой.

Тайны кулинарии откроются перед теми, кто хочет готовить по всем правилам, превращать сырые продукты во вкусную и полезную пищу. Умение правильно, вкусно и быстро готовить является одним из условий счастливой, спокойной жизни.

Важно не только правильно готовить, но и правильно питаться, регулировать не только количество пищи, но и качество. Функциональные нарушения организма часть являются следствием неправильного питания. Владение кулинарией требует большого объема знаний и навыков, значительной культуры и эрудиции.

Всем знакомо название «Смольный институт», который иначе назывался Институтом благородных девиц. Это первое в России государственное учебное заведение для дочерей дворян, открытием которого было положено начало женскому среднему образованию. Но здесь учили не только «светскому обхождению», но и готовили к роли рачительных и экономных хозяек дома.

В настоящее время знания « о правильном питании» являются наиболее актуальными, так как открыто огромное количество кафе, пиццериев, сети быстрого питания и др., которые не способствуют формированию у подрастающего поколения понятия «сбалансированное питание».

Цель раздела «Технология приготовления пищевых продуктов» школьного курса «Технология» является - формирование у учащихся представления о сбалансированном питании с учетом физиологических потребностей организма детей школьного возраста, приготовление и оформление различных блюд в соответствии с вкусовыми и эстетическими требованиями.
Задачей учителя является:

  1. Анализ возрастных и поведенческих проблем, связанных с режимом питания детей школьного возраста;
  2. Раскрытие педагогических и организационных возможностей, направленных на оптимизацию школьного питания;
  3. Модель реализации концепции правильного питания школьника посредством проектной деятельности на уроках кулинарии школьного курса «Технология».
  4. Опыт преподавания кулинарии школьного курса «Технология» и взаимодействия с учащимися 5-9 классов позволяет классифицировать основные возрастные и поведенческие проблемы, базирующиеся на актуальных ценностных ориентирах, связанные с их режимом питания.
    Как правило, дети школьного возраста на этапе формирования своих ценностных ориентиров, в первую очередь стремятся подражать яркому идеалу, взятому из модных журналов, популярных в молодежной среде телепередач и сериалов. Внешний образ этих киногероев часто воспринимается ребенком как совершенная цель, при достижении которой кажется вполне допустимым использовать любые, даже опасные для здоровья средства.
    В первую очередь, это касается девочек подросткового возраста, которые стремятся добиться внешней привлекательности любой ценой. Проблема несовпадения темпов физиологического и психического развития у них часто приводит к психологическим и поведенческим проблемам, оказывает негативное влияние на успешность процесса обучения, а иногда может приводить даже к суицидальным проявлениям.
    В этой ситуации оказывается особенно важным формирование правильного представления ребенка о характере развития своего организма и физиологических потребностях его правильного, сбалансированного питания. Особого внимания заслуживает проблема диет в подростковом возрасте, применение которых без учета медицинских ограничений может привести к самым печальным последствиям.
  5. Школьная образовательная среда способна успешно противостоять объективным рискам, способствовать формированию у учащихся правильного представления об истинных потребностях молодого растущего организма, энергетической ценности продуктов питания и их сбалансированности на протяжении относительно продолжительного времени (недельное, двухнедельное сбалансированное меню).
    Важную роль в воспитании правильного представления о здоровом питании может и должна сыграть семья и пример родителей.
  6. Решение проблемы формирования у учащихся правильного представления о здоровом, сбалансированном питании органично связано с преподаванием кулинарии в школьном курсе «Технология». На уроках кулинарии девочки знакомятся не только с технологией приготовления различных блюд, секретами сервировки и культурой приема пищи, но и с физиологической ценностью используемых продуктов питания. В процессе преподавания данного курса сформировалась определенная модель, основанная на оптимизации планирования учебного материала.

Начиная с пятого класса ученицы получают общие сведения о процессе пищеварения, усвояемости пищи, совместимости продуктов, о роли витаминов в обмене веществ, классификации витаминов. Девочки получают очень большую информацию, которую нужно усвоить – это пищевая ценность продуктов, «пищевая» пирамида, интерьер кухни, санитарно-гигиенические требования, ТБ, правила приготовления пищи, классификация блюд, правила поведения за столом.

Приготовление блюд мы начинаем с бутербродов, историей их возникновения, о значении хлеба в питании человека, способах обработки продуктов для бутербродов, способах нарезки, знакомимся с видами бутербродов. А также учимся правильно заваривать чай и приготавливать кофе. Говорим по пользе какао для школьников.

Знакомимся с правилами обработки овощей, нарезке для овощных блюд. По табл. «Классификация блюд» знакомимся с блюдами из овощей, видами тепловой обработки продуктов (варкой, жареньем, тушением, запеканием), а также пассированием, которое необходимо для приготовления первых блюд. Учимся готовить различными способами варки (на воде, на молоке, на пару, при повышенном давлении). Говорим о времени варки овощей, способах определения готовности.

Большое место отводится заготовке продуктов – о роли запасов в экономном ведении хозяйства, а также о способах приготовления домашних запасов (консервирование, маринование, сушка, соление и др.), способах хранения запасов из свежих овощей и фруктов.

Девочки знакомятся с оборудованием кухни, видами посуды, приборов, необходимых для сервировки стола к завтраку, обеду и ужину. Познают правила по уходу за посудой, чисткой посуды из различных материалов, а также выполнение санитарно-гигиенических правил.

Программа курса шестого класса базируется на тех же требованиях ТБ, санитарно-гигиенических требованиях, но расширяет знания учащихся в области физиологии питания, знакомит их со значением минеральных солей, микроэлементами, ролью минеральных веществ в жизнедеятельности организма.

На уроках кулинарии расширяются знания детей по приготовлению пищи, готовятся блюда из молока, происходит знакомство с их питательной ценностью, химическим составом молока, знакомятся с видами животных, молоко которых используется в пище человека. Дети учатся определять качество молока, перечисляют продукты, изготавливаемые из молока.

Девочки знакомятся с макаронными изделиями, блюдами из круп, правилами их приготовления, о кулинарных приемах, обеспечивающих сохранение в крупах витамина «В», знакомятся также со способами определения готовности различных блюд, а также подачей готовых блюд к столу.

С большим интересом учащиеся на уроках знакомятся с различными видами теста, готовят блины, вареники, сладкие блюда к ним, учатся составлять меню для ужина из 2-3 блюд, рассчитывают количество продуктов, время приготовления блюд.

Девочки знакомятся с особенностями сервировки стола к ужину, освещением к праздничному ужину и музыкальным сопровождением, правилами приема гостей и приглашения к ужину, как правильно дарить и принимать подарки.

Кроме того дети продолжают расширять свои знания по заготовке продуктов.

Ученицы седьмого класса знакомятся с понятием о роли микроорганизмов, их полезном и вредном воздействии на пищевые продукты.

Знакомятся с классификацией блюд из рыбы и мяса, их питательной ценности, о значении рыбных и мясных блюд в питании человека. Знакомятся с правилами первичной обработки рыбы, мяса, способами приготовления блюд из рыбы и мяса.

Ребята часто выезжают на природу со своими родителями или в составе класса, но не все знают, как правильно приготовить обед в полевых условиях. Задача курса научить учащихся рассчитывать количество и состав продуктов для похода, обеспечить их сохранность и качество. Важно научить их соблюдать правила санитарии в походных условиях, уметь выбрать необходимую посуду, правильно использовать природные источники воды, применяя способы ее обеззараживания . Обязательное соблюдение экологической и противопожарной безопасности.

Программа восьмого класса предусматривает знакомство с различными видами и способами организации праздничных столов: чайного, праздничного, закусочного, фуршетного, с необходимыми блюдами, приемами сервировки стола, размещением столовых приборов.

Учимся организовывать праздники, учитывая семейные, культурные и национальные традиции народов Республики Татарстан, России и мира. Но существуют общие правила гостеприимства для всех: встреча гостей, сервировка стола, подача блюд, особенность праздничных блюд, развлечения.

Большой интерес вызывает знакомство с особенностями, историей, традициями русской кухни. Например, во времена Петра 1 были заимствованы из Германии и Голландии мясные блюда – бифштексы, шницели (рубленое мясо), в это время для Руси было характерно приготовление мяса куском. В Х1Х веке из Франции пришли различные соусы и сладкие блюда. Секреты дрожжевого теста пришли из греческого Причерноморья. Торговля с Византией дала пряности, приправы. Однако сохраняются и традиционно русские блюда: солянка, уха, рассольники и др. Все хорошо знают и любят блюда татарской кухни.

Знакомство с народными обычаями и обрядами вызывает живой интерес: это приготовление обрядовой пищи – каша, блины, печенье, пряники, которые выпекали на рождество, масленицу, весенние праздники. Ими украшали деревья, ветки. Смысл этих действий заключался в том, чтобы усилить плодородие земли, укрепить благополучие семьи.

На каждом уроке необходимо обязательно проводить беседы с учащимися о культуре поведения, о правилах поведения в гостях, дома, на улице, способствуя тем самым развитию их общей культуры.

Рассматривая все разделы «Кулинарии» прослеживается тесная связь с другими предметами и, в первую очередь, - с биологией и химией (состав продуктов, пищевая ценность), с географией (ведь многие овощи и фрукты попали к нам из других стран), с экономикой, предпринимательской деятельностью, литературой, историей и другими предметами.

Таким образом, уроки кулинарии развивают детей, расширяют их кругозор, учат правильно питаться, помогают им стать настоящими хозяйками, хранительницами домашнего очага.

Для решения этих задач предлагается Рабочая программа для учащихся 5-7 классов.

Рабочая программа по технологии раздел «Кулинария» (таблица)