Урок литературного чтения

Разделы: Начальная школа


Цели.

1) Познакомить с литературной сказкой.

2) Развивать представления о способах изображения персонажа средствами литературы и других искусств.

3) Формировать систему читательских умений.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания. (Задание для желающих: Рассказать о Т.Г.Габбе)

Тамара Григорьевна Габбе (1903—1960) — русская советская писательница, переводчица, фольклористка, драматург и литературовед.

Автор многих популярных сказочных пьес для детей (“Город мастеров, или Сказка о двух горбунах” и др.).

В конце 1920-х Тамара Габбе работала редактором в детском отделе Госиздата, которым руководил С.Я. Маршак.

Во время Великой Отечественной войны она оставалась в блокадном Ленинграде, потеряла там дом, близких. В течение семи лет была сиделкой у постели безнадёжно больной матери. После войны Тамара Григорьевна жила в Москве. Последние годы была неизлечимо больна.

Кроме того, она занималась фольклористикой, здесь наиболее значительная работа — книга “Быль и небыль. Русские народные сказки, легенды, притчи”. При жизни Тамары Григорьевны в её переводах и пересказах неоднократно издавались французские народные сказки, сказки Перро, сказки Андерсена, братьев Гримм и др.

2. Подготовка к первичному восприятию.

Учитель: Мы сегодня прочитаем литературную сказку. Сказку про стойкого оловянного солдатика.

Возможно, толчком к тому, чтобы появилась эта сказка, послужил один случай на улице в Копенгагене (столица Дании).

Ученик читает или рассказывает отрывок из рассказа К.Паустовского “Великий сказочник”.

“… Маленький мальчик играл на подоконнике в старом копенгагенском доме. Игрушек было не так уж много, - несколько кубиков, старая бесхвостая лошадь из папье-маше и сломанный оловянный солдатик.

Мать мальчика – молодая женщина сидела у окна и вышивала. В это время в глубине пустынной улицы… показался высокий и очень худой человек в черном. Он быстро шел несколько скачущей, неуверенной походкой, размахивая длинными руками, и говорил сам с собой…

Женщина за пяльцами подняла голову и сказала мальчику: “Вот идет наш поэт, господин Андерсен. Под его колыбельную песню ты так хорошо засыпаешь.” Мальчик посмотрел исподлобья на незнакомца в черном, схватил своего единственного хромого солдатика, выбежал на улицу, сунул солдатика в руку Андерсену и тотчас убежал. Это был неслыханно щедрый подарок. Андерсен понял это. Он воткнул солдатика в петлицу сюртука рядом с веточкой мяты, как драгоценный орден, потом вынул платок и слегка прижал его к глазам, - очевидно недаром друзья обвиняли его в чрезмерной чувствительности…”.

- Может быть именно для этого щедрого детского сердца написал Андерсен свою сказку.

3. Чтение учителя (и хорошо читающих детей/ примерно 10 минут).

Звучит музыка П.И. Чайковского “Марш оловянных солдатиков”.

Учитель: Что вы представили услышав эту музыку?

Сказка Г.-Х. Андерсена “Стойкий оловянный солдатик”. Перевод с датского А.Ганзен.

Словарная работа (можно провести после прочтения текста)

Стойкий –

1) прочный, неослабевающий,

2) непоколебимый, упорный, твёрдый.

Оловянный – сделанный из олова.

Олово – мягкий, ковкий, серебристый металл.

Батист – тонкая, полупрозрачная ткань.

Розетка – лента, собранная в пучок для украшения платья.

Грифель – палочка из особой породы сланца для писания на грифельной доске.

Мостовая – вымощенная камнем проезжая часть улицы.

Сильфида – об изящной, с лёгкой фигурой женщине (книж. устарев.)

Тролль (швед. Troll, мн.ч. Trollen) — существа из скандинавской мифологии, фигурирующие во многих сказках. Тролли представляют собой горных духов, ассоциируемых с камнем, обычно враждебных человеку. Тролли часто фигурируют в фэнтези-литературе.

4. Проверка первичного восприятия.

Учитель: Понравилась ли вам сказка? Какие эпизоды особенно понравились и почему? Кто из героев сказки понравился. А кто - нет и почему?

- Почему погибают главные герои?

5. Выборочное чтение и анализ текста.

Учитель: Мы сегодня говорим о героях авторской сказки.

А есть ли в солдатике черты героя волшебной народной сказки? (Вспомните внешний вид, его приключения)

Солдатик одинокий, в нем есть ущербность, которая как правила есть в народных сказках.

Герой народной сказки непременно должен уйти из дома - в борьбе с волшебным миром, совершить несколько подвигов, вернуться домой и жениться.

А в этой сказке - солдатик хоть и не по своей воле, но вылетает из дома в окно - вступает в борьбу со злым троллем, который решил от него избавиться. Совершает подвиги: едет в лодочке по бурлящей канаве, преследуется крысой, съедается рыбой.

Андерсен опирается на сюжет народной сказки? (Солдатик побывал в брюхе у тотемного зверя).

Учитель: Если бы солдатик был героем народной сказки и побывал бы в брюхе у рыбы он бы погиб?

Ученики: Нет. В народной сказке эта рыба была бы обязательно волшебной, она стала бы ему помогать.

Учитель: А в литературной сказке - рыба является помощницей солдатика? (Нет)

Учитель: В первой части сказки мы знакомимся с её героями. Какой вопрос нам хочется задать игрушкам: кто или что?

Учащиеся: Кто? Они ведут себя, как живые. Думают, разговаривают.

Учитель: Из какого материала были сделаны солдатики? (Оловянные солдатики, из олова).

Учитель: Какие чувства вызвали новые игрушки у мальчика?

Учащиеся: Радости.

Учитель: Найдите слова в тексте, подтверждающие это чувство.

Учащиеся: “Ах, оловянные солдатики!”, “закричал, хлопая в ладоши”, “сейчас же принялся расставлять их”.

Учитель: Чем отличался стойкий оловянный солдатик от своих “братьев” солдат? Как к нему относится мальчик и Андерсен? Найдите слова сказки, подтверждающие ваши ответы.

Учащиеся: У солдатика не было ноги (не хватило олова при его отливе). Мальчик играл с солдатиком, он не выбросил испорченную игрушку. Мальчику солдатик нравился: “но он стоял на своей одной ноге так же твёрдо…”. Андерсену солдатик тоже нравится “и он-то как раз и оказался самым замечательным из всех”.

Учитель: Почему солдатик обратил внимание на танцовщицу?

Учащиеся: Она была красивая. У них было что-то общее: “…решил, что красавица тоже одноногая, как он”.

Учитель: Перечитайте монолог солдатика в первой части. Как характеризуют эти слова солдатика? Что такое монолог?

Учащиеся: Он любуется красавицей, желает сделать её своей женой. Но переживает, что ей будет неуютно с ним.

Учитель: Почему Андерсен написал “Но познакомиться всё же не мешает”, а не “Пойду познакомлюсь”.

Учащиеся: Наверно солдатик чувствует себя не достойным красавицы, боится с ней сразу познакомиться. Что “она, как видно, из знатных”, и ему обычному солдатику её не добиться. Он “притаился” и только наблюдает за барышней.

Учитель: В сказке мы встретились не просто с монологом, а с внутренним монологом солдатика. Пораженный красотой девочки и сразу увидевший свое сходство, родство с ней (“красавица была тоже одноногой, как и он сам”), оловянный солдатик подумал: “Вот бы мне такую жену! Да только она, наверное, знатного рода. Вон в каком прекрасном дворце живет. А мой дом - простая коробка, да еще набилось в эту коробку целых двадцать пять солдат. Нет, ей там не место! Но познакомиться с ней все же не помешает”. Но эгоизм и легкомысленная игривость не соответствуют тому образу героя, который создается в дальнейшем тексте сказки.

В человеке изначально заложены добро и зло, и он сам делает выбор и несет ответственность за этот выбор. Если он не стремится преодолеть в себе низкие чувства и мысли, то сам оказывается в их власти, и тогда они управляют им, определяют его поведение, его поступки. И это первый нравственный урок сказки.

Учитель: Кто из героев других сказок Андерсена чувствовал себя таким же “недостойным”, непохожим на других?

Учащиеся: Гадкий утёнок, дюймовочка среди жуков, русалочка среди людей.

Учитель: Ганс Христиан Андерсон вышел из бедняков. В его жизни было много огорчений, связанных с его происхождением.

Учитель: Как же относилась к солдатику красавица? Прочитайте и найдите ответ на этот вопрос. Как вели себя танцовщица и солдатик, в то время как остальные игрушки шумели?

Учащиеся: Пока все игрушки играли, шумели, кувыркались, устроили “шум и гам”, танцовщица “не тронулась с места”. Она была единодушна с солдатиком, он “не сводил с неё глаз” и она не участвовала в общем шуме.

Учитель: Может это была любовь?

Учитель: Давайте мы сейчас немного отдохнём и стоя поиграем в артистов театра. Попробуем изобразить солдатика, как он стоит на часах с ружьём. Танцовщицу. Игры игрушек.

Учитель: Какая игрушка вам не нравится? Почему он вам не понравился? Найдите ответ в тексте. Кто такой тролль?

Учащиеся: Чёрный тролль из табакерки. Он угрожает солдатику. “Чего глядишь, куда не надо”.

Учитель: Какова роль тролля в сказке? Если вы его не было, случилось ли всё это?

Учитель: Почему тролль считает, что солдатику смотреть на красавицу не надо?

Учащиеся: Наверно тролль считает себя “крутой” игрушкой и танцовщицу тоже, и простым солдатикам незачем смотреть на неё.

Учитель: Что такое табакерка? Представьте себе табакерку. Как она выглядела до того как крышка открылась?

Учащиеся: Табакерка наверно была красивая, ведь это маленькая шкатулочка для чего-то. Их красиво украшали.

Учитель: И из этой “красоты” вдруг выпрыгивает злой тролль. Подумайте, а если эту красивую табакерку сравнить с красивым человеком, что может из человека “выпрыгнуть”?

Учащиеся: Злые мысли. Злые, некрасивые поступки. Во многих произведениях мы встречались с тем, что внешняя красота обманчива.

Учитель: Такие люди часто встречались в жизни Ганса Христиана Андерсена. “Всё хорошее во мне втоптали в грязь”, - говорил о себе Андерсен. И солдатик оказывается в грязи. Когда? Почему?

Учащиеся: Он упал из окна на грязную мостовую. Его сбросил то ли тролль (злые люди), то ли сквозняк (судьба).

Учитель: Какие испытания проходит солдатик?

Учащиеся: Стоять вниз головой, плыть на хрупком кораблике, темнота подмостков, злая крыса, огромный канал, желудок рыбы.

Учитель: Как проходил эти испытания солдатик? Подтвердите словами из текста.

Учитель: Кто такие уличные мальчишки? (Живущие на этой же улице).

- Какое решение они приняли?

Учащиеся: Он переживал, боялся, но всё-таки стойко выносил все испытания. “Считал неприличным кричать на улице”, “весь дрожал, но держался стойко”, “молчал и ещё крепче сжимал ружьё”, “держался по-прежнему стойко и даже глазом не моргнул”, “страх как тесно”.

Учитель: Как Андерсен относится к солдатику? Подтвердите.

Учащиеся: Переживает за него. Называет его “беднягой”.

Учитель: Дайте характеристику солдатику? Каким он себя показал?

Ученики: Стойкий, мужественный, сильный, волевой, верный.

Учитель: Что или кто помогает солдатику справиться с испытаниями?

Учащиеся: Он всё время в минуту опасности вспоминает Танцовщицу. “Ах, если бы со мной в лодке сидела та красавица – по мне, будь хоть вдвое темнее!”. “Тут он подумал о своей красавице…”.

Учитель: Раньше у рыцарей-воинов были свои дамы сердца. Мысли о ней, любовь к ней согревала их в боях.

Учитель: Во время этих испытаний причинил ли кому-нибудь солдатик боль, навредил ли кому. Ведь наверняка его ружьё заканчивалось оловянным острым штыком, и он мог оцарапать руки мальчиков, повредить желудок рыбе.

Учащиеся: Нет. В сказке ничего не говориться об этом. Солдатик боится, страдает, но никому не причиняет вреда. Он упорно терпит.

Учитель: Но вот испытания солдатика подошли к концу. И произошло чудо – как награда за стойкость – он оказался в комнате того же мальчика и увидел снова красавицу! Что хотел сказать солдатик и вместе с ним автор словами “Вот так стойкость!”?

Учащиеся: Солдатик восхищается упорством балерины, ведь стояла на одной ноге всё это время. А Андерсен этими словами как бы восхищается и солдатиком, восхищается его крепким характером.

Учитель: Какие слова говорят о силе любви между нашими героями?

Учащиеся: “Был тронут и чуть не заплакал”, “Он смотрел на неё, она на него, но они не обмолвились ни словом”.

Учитель: Да. Влюблённым часто не нужны слова. Они понимают друг друга. Они могут общаться взглядами, чувствами. Что же происходит неожиданно? Как вы можете оценить поступок мальчика?

Учащиеся: “Вдруг один из мальчиков…”. Мальчик поступает плохо, бросает солдатика в огонь.

Учитель: Как вы объясните слова “Наверное, это всё тролль подстроил!”.

Учащиеся: Может в мальчике “сидел” злой тролль: может это зависть, что у него такой игрушки нет.

Учитель: Солдатик горит в огне. Что он чувствует?

Учащиеся: Ему жарко. Но даже здесь он любит: “Ужасно жарко, от огня или от любви – он сам не знал”.

Учитель: Герои сгорают вместе. Как вы думаете победила любовь или проиграла?

Учащиеся: Победила. В настоящей жизни им бы не быть вместе. Им мешал бы тролль, делал другие пакости. А теперь солдатика и танцовщицу будут вспоминать, как самых необычных игрушек, их необычную судьбу.

6. Обобщение.

Учитель: Чему нас учит сказка Г.-Х. Андерсена?

Г.-Х. Андерсен учит нас, что жизнь бывает разная, печальная и весёлая. Что в людях и героях сказок есть и положительные черты и отрицательные.

- Почему погибают главные герои?

Учащиеся: Им завидовали. Они не понравились другим, потому что были не такие как все. В других игрушках, людях “проснулись” низкие чувства, глядя на чистую, светлую любовь главных героев.

Учитель: Почему эту сказку поместили в этот раздел: “Зарубежная литература. Мир людей”.

Да, ребята, в окружающем нас мире соотношение зла и добра, света и мрака, радости и боли зависит от каждого человека, зависит и от вас, какой выбор сделаете вы. Желаю вам, чтобы добрая, светлая ваша половинка побеждала все тёмные и злые мысли, поступки.

6. Домашнее задание.

Прочитать сказку Г.-Х. Андерсена “Стойкий оловянный солдатик”. Перевод с датского А.Ганзен. Пересказ Т.Габбе и А.Любарской.

Задание в учебнике. Сравните два варианта перевода, найди отличающиеся выражения.

Задание для желающих:

Найдите информацию в книгах или интернете об олове.

Найдите информацию о солдатиках.

Найдите информацию о троллях.

Кто из художников иллюстрировал сказку Г.-Х. Андерсена “Стойкий оловянный солдатик”.