Внеклассное занятие по математике

Разделы: Начальная школа


Цели занятия.

1) Развивать интерес детей к математике, их математические способности, смекалку, сообразительность, память.

2) Учить выполнять логические операции.

3) Расширять кругозор учащихся.

Оборудование: карта Заниматики; разноцветный куб; карточки с заданиями в конвертах под номерами для каждого игрока; плакат с записью арабских цифр; портрет Пифагора; диаграмма “Миром управляют числа”; эмблемы участникам игры “Круг”, “Квадрат”, “Треугольник”; ребус; геометрические фигуры для учителя и учащихся; линейка; три листа с изображением круга, квадрата, треугольника; плакат с пословицами: “Без муки нет науки”, “Математика – царица всех наук”, “Математика – гимнастика ума”.

На доске карта Заниматики:

 

Арифметика
(оранжевый)

   
Логика
(голубой)

Геометрия и конструирование
(жёлтый)

Экология и математика
(зелёный)

Фольклор
(красный)

 

Величины
(белый)

   

Ход занятия

Учитель. Дорогие ребята и уважаемые взрослые! Сегодня, придя к нам в гости, вы попали в удивительную страну, страну мудрецов, которая носит название “Заниматика”. Мы совершим все вместе путешествие по этой стране.

- Кто и вас, ребята, догадался, какие два слова объединились, чтобы получилось название этой страны?

- Правильно! “Заниматика” - это занимательная математика.

Сегодня, друзья, мы будем с вами
Царицу наук восхвалять.
Так можем гордо и по праву
Мы математику назвать.

- Предоставляю слово участникам нашего путешествия.

Ученик 1.

О математика! Тебе пою я славу!
Тебя считают все царицею по праву.
Ведь без тебя и шагу не ступить
И не отправиться в далёкий путь

Ученик 2.

И дело ту не только в вычислениях,
Хоть в жизни им цены нет, без сомненья.
Но главное – ты делаешь людей
Настойчивей, прилежней и умней.

Ученик 3.

Конечно, тайны языка
Не все открыли мы пока.
И математики проблемы
Решили, но ещё не все мы.

Ученик 1.

Выстраиваем цифры в ряд,
Они нам много говорят.
Десять их, но сёстры эти
Сосчитают всё на свете.

Ученик 2.

Помогут вычесть и сложить
И уравнение решить,
С их помощью определяем меры
И можем записать примеры.

- А знаете ли вы, ребята, что математика стала наукой только с появления числа? Ведь по началу люди не знали ничего о числах и обходились без счёта. В те далёкие времена, когда человек хотел сказать, например, что у него 5 предметов, он говорил так: “Столько же, сколько пальцев на руке” и только по прошествии очень долгого времени люди пришли к пониманию того, что различные группы предметов “ 5 пальцев”, “ 5 домов”, “ 5 яблок” - имеют общее свойство – одинаковую численность, которую можно выразить с помощью понятия “5”.

Так появились числа.

Но прошло ещё много времени, прежде чем люди научились записывать числа цифрами на бумаге. (Учитель демонстрирует плакат с арабскими цифрами).

- Один из величайших греческих математиков древности Пифагор, живший с 580 по 500 годы до нашей эры, считал, что числа очень важны для жизни людей. (Показ портрета Пифагора)

Попробуйте сами прочитать, что он говорил о числах.

На доске:

“Миром управляют числа”

- Да, действительно, при помощи чисел мы сможем записать пример, решить задачу или уравнение, оперировать различными величинами, сравнивать, производить вычисления и многое другое. Все эти знания нам пригодятся и в нашей игре-путешествии по Стране занимательной математики.

Послушайте правила игры.

Перед вами игровое поле, или, другими словами, карта страны Заниматики. На игровом поле - 6 секторов, 6 различных областей математики, в которых вы должны будете показать свои знания.

Путеводителем по стране Заниматике будет разноцветный куб. Цвет, который выпадет на кубе, указывает на цвет сектора, и игра продолжается.

Вы будете бросать куб по очереди. Задания каждого из секторов дадут возможность вам набрать определенное количество очков.

Для того, чтобы определить, кто сделает первый ход, вам надо разгадать ребус. Начинает игру тот, кто справится с заданием быстрее.

На доске:

(Восемнадцать умножить на три – получится пятьдесят четыре)

Перед началом игры мы проведем несколько релаксационных и дыхательных упражнений:

1. Упражнения для лица и глаз:

- сморщить лоб, поднять брови, расслабить лоб;

- расширить глаза, расслабить веки;

- зажмуриться, расслабить веки;

- сузить глаза, расслабить веки;

2. Дыхательные упражнения:

- вдох через нос – выдох через рот;

- глубокий вдох – медленный выдох;

- медленный глубокий вдох – резкий выдох;

- глубокий вдох – выдох толчками.

Разделы и сектора на карте Заниматики

1. Арифметика

- Это пожалуй самая древняя область математики. Вы должны произвести вычисления и прочитать пословицу. Возьмите конверт № 1. (Задания написаны на индивидуальных листочках)

1) 9 х 9 - Е     7 х 9 - М

15 х 3 – Б     700 - 500 – А

48 : 2 - У     50 : 2 - К

20 х 2 – З     9 х 2 - Н

253 + 15 - И     450 : 9 - Т

45 81 40 63 24 25 268 18 81 50 18 200 24 25 268
                             

(Без муки нет науки)

2) 30 : 2 - А     29 + 35 - С

21 х 2 – Ц     16 х 5 - Х

24 х 1 – В     382 + 18 – Н

780 + 20 – Р     90 : 3 - К

63 : 7 – Е     5 х 8 - У

100 - 19 – И

42 15 800 81 42 15 24 64 9 80 400 15 40 30
                           

(Царица всех наук)

3) 6 х 6 – М 380 - 80 - Н

80 : 4 – Г 2800 : 100 - У

120 : 3 – С 8 х 4 - К

25 х 5 – Т 2 х 8 – А

49 : 7 – И

20 7 36 300 16 40 125 7 32 16 28 36 16
                         

(Гимнастика ума)

- Давайте проверим, что у вас получились. Прочитайте свои пословицы. (Учитель открывает данные пословицы на доске: “Без муки нет науки”, “Математика – царица всех наук”, “Математика – гимнастика ума”.)

- Молодцы! (Участникам дается по одному очку за правильно выполненное задание)

2. Геометрия и конструирование

- Один из разделов математики – геометрия. В ней рассматриваются различные геометрические фигуры, способы их построения и измерения.

- Перечислите геометрические фигуры, изображённые на доске.

На доске:

- Назовите признаки этих фигур.

- Сейчас каждый из вас возьмёт конверт №2, который лежит у вас на парте. В конверте лежит какая-то геометрическая фигура. Мы не знаем, что это за фигура, так как она разрезана на части.

- Ваша задача – собрать ее из частей, назвать эту фигуру, вычислить периметр. (Дети выполняют задание)

- В конверте №3 находится тоже геометрическая фигура. Откройте конверт, сосчитайте и запишите, сколько на чертеже треугольников и прямоугольников. Измерьте длины сторон и вычислите площадь фигуры.

- Геометрия интересна тем, что здесь можно не только строить, измерять, вычислять, но еще и фантазировать. Сейчас вам предстоит пофантазировать, дорисовать геометрические фигуры, ставшие вашей эмблемой, до известных всем предметов.

(Подводится итог этих заданий и раздаются заработанные очки)

3. Фольклор.

- Творчество русского народа очень тесно связано с математикой. Вы, наверное, знаете, что в старину некоторые числа люди даже наделяли магическими свойствами.

- Вспомните, какое число считается в народе несчастливым?

- Правильно. Это число – 13.

- А вот число 7, наоборот, считается счастливым. Народ с большим удовольствием использует его в пословицах и поговорках.

- В конверте № 4 лежат половинки пословиц и поговорок. Вам необходимо составить по три пословицы. (Составляют и зачитывают)

1) Седьмая вода на киселе. Семь раз отмерь – один отрежь. У семи нянек дитя без глазу.

2) Сам не дерусь, а и семерых не боюсь. Семеро одного не ждут. Семь пятниц на неделе.

3) Семь бед – один ответ. В осеннее ненастье семь погод на дворе. Лук от семи недуг.

(Подводится итог этого конкурса).

Так как наш сектор называется “Фольклор” участницы игры исполнят математические частушки.

1. Вот уже вторую четверть
Математику учу,
Исхудал совсем учебник,
А я всё молчу, молчу.

2. У меня стряслась беда,
Я считала два часа.
Сумму чисел находила
Чуть с ума я не сошла.

3. А ко мне во сне пришёл,
Представляешь Пифагор,
И стал спрашивать меня,
Сколько будет дважды два.

4. У меня, ребята, горе,
Не найду я площадь школы,
Все я числа перебрал,
Это был сплошной кошмар.

5. Я склоняюсь над тетрадкой,
Мне давно пора бы спать.
Восемь пишем – три в остатке,
Пятью девять – сорок пять.

6. Хоть ты смейся, хоть ты плачь,
Не люблю решать задач.
Потому что нет удачи
На проклятые задачи.

4. Величины.

- С какими величинами вы знакомы?

- Правильно. Длина, время, масса.

- Путешествуя по стране Заниматики вам необходимо распределить названия единиц измерения в три столбика. (Задание выполняется у доски по очереди)

Я буду зачитывать названия единиц измерения, а вы по очереди выходите и записываете в определенный столбик. (За правильно выполненное задание очко: час, килограмм, год, километр, сутки, дециметр, минута, центнер, сантиметр, тонна, грамм, секунда, метр, неделя, месяц).

5. Математика и экология.

Вы уже знаете, что математику считают царицей всех наук. Без вычислений трудно представить себе такие науки, как физика, химия, география, астрономия.

А знаете ли вы, что такая наук, как экология, которая изучает взаимосвязь живых существ с окружающей средой и человеком, очень тесно связана с математикой? Ведь во всем нужны числовые подсчеты. Поупражнявшись в вычислениях, мы сможем получить новые знания по экологии.

- Посмотрите на доску и решите примеры, но сначала назовите компоненты действия сложения и вычитания, умножения и деления, вспомните взаимосвязь между этими компонентами.

- Кто знает и может объяснить, поднимайте руку.

? - 14 = 51 - __ ударов в минуту делает сердце взрослого человека.

63 + ? = 80 - __ кг чистого воздуха необходимо в сутки для дыхания одного человека.

18 : ? = 9 - Человеку в день требуется __ л -2,5 л воды.

? х 7 = 56 - 1 гектар леса поглощает __ кг углекислого газа за час.

32 : ? = 4 - 1 центнер макулатуры сберегает __ сосен.

? – 37 = 13 - __ л воды вытекает за сутки из неисправного крана.

- Итак, деревья поглощают углекислый газ, а что вырабатывается в результате химических процессов в листьях растений?

- Правильно. Огромное количество кислорода. Неслучайно леса называют легкими нашей планеты. Но, несмотря на их огромную пользу, на Земле каждую минуту вырубают 20 гектаров леса. По вине людей лесов остается все меньше и меньше. Чтобы это предотвратить, необходимо использовать леса бережно, по-хозяйски, собирать макулатуру и сажать молодые деревца.

6. Логика.

Это раздел математики, который учит нас строить свои высказывания последовательно, без противоречий, рассуждать и доказывать свои мысли. Вот и сейчас предлагаю порассуждать и вставить в выражения слова “некоторые”, “все”. Возьмите конверт №5 и выполните задание.

1) ______________ числа двузначные.

______________ задачи решаются в два действия.

______________ уравнения содержат неизвестное.

______________ все квадраты – четырёхугольники.

2) ______________ числа делятся на 1.

______________ некоторые дети учатся в школе.

______________ треугольники имеют три угла.

______________ числа чётные.

3) ______________ примеры мы решаем, пользуясь таблицей умножения.

______________ числа меньше 1 000.

______________ люди любят шоколад.

______________ прямоугольники имеют прямые углы.

- А теперь необходимо решить логическую пирамиду сложения. Установите закономерность в расположении следующих чисел и определите, какие числа должны находиться в пустых квадратах. (Сумма чисел, расположенных в соседних квадратах по горизонтали, равна числу, написанному в квадрате, находящемуся над ними.)

(Подведение итогов конкурса)

7. Подведение итогов игры. Награждение.

Вот и подошло к концу наше путешествие. Все сектора открыты, все разделы пройдены. Я уверена, что после выполнения такого количества заданий вы стали еще сообразительнее, находчивее, остроумнее, сумели не только проверить, но и углубить свои знания.

Интересно было?

Действительно, математика – интересная, многогранная, занимательная и полезная наука. В старших классах вы откроете для себя новые разделы математики – алгебру и геометрию, но я думаю, что вы будете так же любить эту науку и так же увлеченно выполнять все задания, как делаете это теперь.

А когда придет время выбирать профессию, вы поймете, что нет на земле такой специальности, где бы вам не пригодились знания по математике.

Давайте подсчитаем свои очки и определим победителя игры. (Победитель награждается грамотой “Знаток математики”, остальные участники “Похвальными листами”)