Создание имиджа школы

Разделы: Школьная психологическая служба


Школа – место, в котором ребенок проводит 8-10 лет своей жизни. Спросите ребенка, год – это много или мало? А 8 лет? А тем более, 10?? Чем младше ребенок, тем необозримее для него будущее. Иногда мы слышим о том, что школа становится для кого-то вторым домом, местом, куда хочется вернуться, местом, где тебя ждут, тебе всегда рады, где твоя боль и счастье становится чувствами твоего учителя. Учитель – безусловно, основа, стержень, и именно с него начинается жизнь. Да и вся школа в целом, начиная с самого порога, вносит в нашу жизнь стили и мерки, которыми мы руководствуемся на протяжении многих-многих лет. Если же это не так, тогда у школы есть проблемы. Скорее всего, у нее нет своего имиджа.

Из чего же состоит имидж школы?

Конечно же, основные составляющие имиджа это:

  • миссия,
  • история и традиции,
  • репутация,
  • первое впечатление (наличие логотипа, корпоративной символики, атрибуты побед при входе и т.д.),
  • результаты деятельности (победы в олимпиадах, спортивные достижения, отличники учебы, сто-бальники ЕГЭ и т.п.),
  • глубина знаний учащихся, их способность к самоопределению, выработке жизненной позиции, открытости новым знаниям, терпимости к другим мнениям,
  • энтузиазм, открытость, искренность учителей,
  • гибкость руководителя,
  • доверие между всеми участниками процесса.

Привлекательный имидж школы увеличивает ценность всего, что делает образовательная организация и что пытается сказать. Плохая репутация  девальвирует стоимость всех его товаров и услуг и действует как магнит, который притягивает все негативное: слухи, сплетни, отрицательные мнения, отказ от приобретения образовательного товара или образовательной услуги.

Кроме всего, заметим, что имидж чего-либо уже находится в сознании людей. Каждый родитель, отдающий свое чадо в чужие руки, хочет, чтобы эти руки были заботливыми, приветливыми, любящими. Чтобы в школе ребенок получил не только необходимый багаж знаний, но и научился эффективно общаться с другими, стал здоровым и счастливым, поверил в свою уникальность, проявил себя во всей полноте, раскрыл свои таланты, понял простоту и сложность этого мира… И, в то же время, чтобы ему там было хорошо, легко и спокойно. Чтобы дети воспринимали школу как большой и увлекательный мир, где есть все – друзья, педагоги, учеба, человеческие отношения. А учитель учитывал индивидуальность ребенка. И на выходе бы получился сформированный образ воспитанного, талантливого гения, уважающего память поколений, стремящийся к новым рубежам знаний и открытий.

И все это, с точки зрения родителя и должна сделать современная школа.

Центральная составляющая школы – это, безусловно, личность учителя.

Рассмотрим составляющие имиджа учителя более подробно.

Условно составляющие имиджа можно разделить на т ри части: внешнюю, внутреннюю и процессуальную. Внешняя составляющая имеет множество качеств: мимика, манеры, одежда, прическа, походка, голос, жесты. Внутренняя составляющая – это менталитет, т.е. образ мыслей, интеллект, профессионализм, интересы, ценности, хобби, творческие идеи, а также многое из того, что относится к душе и разуму. Процессуальная сторона имиджа включает эмоциональную выразительность, страстность, энергию, скорость реакций – все то, что относят к темпераменту. А также чувство юмора, артистичность.

Личность учителя оставляет след в памяти и сердце ребенка, являясь зачастую одним из решающих факторов в его адаптации, а затем в самоопределении и выборе жизненного пути, в способности к эффективной коммуникации и единению. А чем сильнее в людях чувство общности, тем больше они симпатизируют и доверяют друг другу, тем позитивнее они смотрят на жизнь и, как следствие, достигают больших вершин в собственном развитии.

Из чего формируется доверие? Когда мы доверяем другому? Ведь другой – не такой, как я. И только, увидев в другом себя, становится не так страшно. Увидев, что взрослый не идеален, и не боится признать свои ошибки, не боится посмотреть на себя со стороны, выслушать о себе искреннее мнение своего ученика, ребенок начинает проникаться доверием к взрослому. При таком общении исчезает страх и  возникает искренний интерес к педагогу, как к человеку, как к личности, и, как следствие – и к предмету, который преподается этим педагогом.

Не будем уходить далеко в дебри и рассмотрим шаги построения имиджа в школе. Имеем в виду, что миссия школы уже есть, «изюминка» найдена, внешний вид коридоров, классов и туалетных комнат приятен и не формален настолько, насколько это возможно, и, в то же время, несет в себе строгость и упорядоченность, и при входе в школу мы видим отражение этого «изюма»   – логотип, грамоты и кубки, завоеванные учащимися прошлых лет в соревнованиях и на олимпиадах, а также что-то, что отражает день сегодняшний: это могут быть сменяющиеся экспозиции тематических рисунков, фото с выездов, коллажи на различные темы тех ребят, которые учатся сейчас (гордость для ребят и их родителей, и показатель того, что в школе нет застоя).

Итак, приступаем…

I этап

В начале учебного года (желательно, но можно и в любое другое время) проводим тренинг, на  котором определяем имидж учителя. Тренинг проводится в просторном помещении. Участники садятся в круг на стульях.

  1. Разминка (Приложение 1)
  2. Разбиваем учителей на группы по 4-5 человек, и они в течение 10-15 минут обсуждают имидж учителя – его внешний и внутренний образ.
  3. Обобщенные описания «идеального» педагога выписываются на доске. При необходимости, дополняются. В описании педагога должны быть включены качества характера, стиль поведения, манера общения, внешний вид, лексика, атрибуты уважения. Обязательно нужно обратить внимание на то, чтобы здесь был пункт доверительного отношения между учащимся и педагогом.
  4. В центре круга представляется «идеальный педагог», после чего «примеряется» на себя.
  5. Каждый делится собственным ощущением, подробно описывая разницу между собой обычным и собой – «идеальным педагогом», при этом особое внимание обращается на ощущения в теле (например, легкость в области груди, ощущение прохлады в области головы, большая свобода движения, прямая осанка и т.д.) Ощущения могут быть самыми разнообразными.
  6. Ощущения закрепляются с помощью  предмета, который  часто попадает в поле зрения педагога (это может быть доска, мел, какой-нибудь атрибут кабинета или личная вещь учителя, которую он всегда носит с собой). Т.е. произносится фраза: а теперь, ощущая себя «идеальным педагогом», посмотрите на предмет (доску и т.д.) и как бы свяжите ощущения, возникшие внутри вас при произнесении словосочетания «идеальный педагог» и этим предметом. Повторите это несколько раз для закрепления и проверки.
  7. Теперь можно применять это в классе на уроке.

Дополнительно можно договориться об общем стиле общения между собой, например:

  1. Все учителя в обязательном порядке, находясь в школе, называют друг друга только по имени-отчеству, не допуская при этом вольностей.
  2. Всех ребят  учителя называют на «вы».
  3. Вводятся правила общения: ребенка в присутствии других детей ни в коем случае не ругаем.
  4. Следим за четкостью, правильностью и благозвучием речи.
  5. и др.

Пробуем утвержденный стиль поведения в течение 2-3 дней.

II этап

Формирование доверительных отношений между учеником и учителем – сложный и длительный процесс. Поэтому в течение одного месяца один раз в неделю проводим  классные часы на тему: «Открой дверь доверию», на которых рассматриваем вопросы:

  • Делимся некоторыми собственными слабостями. Слабости высказывают не только ребята, но и приглашенные учителя.
  • Анализируем  причины, вызывающие недоверие между людьми.
  • Анализируем составляющие доверия: симпатия, поддержка, готовность прийти на помощь и т.д.
  • Определяем, в чем у нас присутствует единство взглядов (нравственность, доброта, общечеловеческие ценности)
  • Единство вкусов (театры, музеи, выставки, спортивные соревнования, походы в кино с обсуждением просмотренных фильмов)

(Также можно использовать материал из Приложения 2)

III этап (проводится параллельно со II этапом)

Принимаем решение не отступать от избранного стиля поведения. Проводим в течение месяца игру-конкурс «идеальный педагог».

Для этого:

  1. В учительской на стенде вывешивается таблица, в которой ежедневно отражается имидж учителя по 5-ти бальной шкале. Каждый учитель в присутствии  коллег сам себе ставит 2 оценки. Оценивается внешний вид учителя и стиль его поведения в течение дня.
  2. Таблица заполняется в течение месяца.
  3. В конце месяца данные таблицы могут быть использованы для расчета  стимулирующего коэффициента. Об этом заранее не говорится.

       Для тех, кто дошел до этого этапа, становится очевидным некоторые изменения, которые происходят вокруг. Если вы были честны и внимательны к себе, вы сможете заметить, что ребята, копируя вас, рано или поздно, перенимают ваш стиль поведения. Повторюсь, для этого понадобится как минимум месяц вашего постоянно поддерживаемого стиля.

IV этап

  1. Для ребят в течение недели проводится игра. Учителя дают детям задание подготовить ведение урока вместо них. Урок ведут 3-4 ребенка. Учитель в образе ученика. Накануне урока учитель четко раздает ребятам задания, которые они должны подготовить вместо него. Отрабатывает, проверяет, чтобы ребята поняли тему и принципы ведения урока. Ребята могут ставить или не ставить оценки (на усмотрение учителя).
  2. Кроме ведения урока ребятам дается задание «вжиться в образ учителя», т.е. вести урок, копируя жестикуляцию данного учителя, манеру его поведения, выставления оценок, и т.д. Для учителя это своего рода испытание – не каждый готов увидеть себя со стороны. А ведь только так можно увидеть свои промахи и слабые стороны. Для ребят «вжиться в образ» – значит попробовать иной стиль поведения и, возможно, обогатить себя некоторыми, неприсущими доселе себе чертами. Этот этап является очень ответственным и  может проводиться только с согласия учителя.
  3. Чем больше разных уроков проведут ребята, тем лучше.

В конце проведения уроков с каждым классом обязательно проводится рефлексия. Ребята делятся своими впечатлениями о проведении уроков, о понимании трудностей, с которыми ежедневно сталкивается учитель, о трудностях исполнения чужой роли и т.д.

V этап

В течение следующего месяца рассчитывается качество знаний.

Прогнозируемый результат:

  • улучшение доверительных отношений между учеником и учителем
  • увеличение качества знаний на 10-15%
  • улучшение уровня воспитанности и нравственных качеств учащихся
  • улучшение внешнего вида учащихся

Попробуйте, у Вас обязательно получится!

Успехов!