Воспитательные аспекты страноведения в изучении русских обычаев и традиций на уроках иностранного языка

Разделы: Иностранные языки


Согласно концепции модернизации Российского образования “Воспитание как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания - формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда”.

В контексте этой концепции мы должны искать пути усиления воспитательного потенциала урока иностранного языка. Как интегрировать воспитательную составляющую в учебный процесс при большом разнообразии УМК, использующихся в школе? Сегодня Российское образование идет по пути приведения образовательной системы в соответствие с европейскими и международными стандартами. В этой связи как положительный факт можно отметить введение в обучение иностранному языку наряду с отечественными учебниками также и зарубежных УМК. Использование зарубежных УМК дает с одной стороны огромные возможности приобщиться к евростандарту, а с другой стороны – ставит учителя перед проблемой: как не упустить свой, российский, компонент, такой важный для воспитания: обычаи, традиции, духовность и культуру. В этой связи мы бы хотели представить некоторый опыт работы.

Изучая иностранный язык, мы знакомимся с культурой народа, для которого этот язык является родным; включение в программу обучения страноведческого материала связано не только с желанием сделать изучение более занимательным, а с необходимостью самого процесса обучения. Ведь язык “живёт” только во взаимодействии с миром носителей языка.

Однако, отдавая должное необходимости знакомить учеников с другими странами, их обычаями и традициями, нельзя не заметить важность изучения культурного наследия нашей страны на уроках иностранного языка. Рост экономических и культурных контактов увеличил значимость иностранного языка. Мы живём в мире всё более тесных связей с людьми разных национальностей, и ученики, сталкиваясь с ними, используют иностранный язык для общения. При этом они должны будут уметь рассказать о себе, о своей стране, а не только о стране изучаемого языка. Таким образом, вполне обусловлено более глубокое знакомство с русским фольклором, русской культурой в целом на уроках. Иностранный язык выступает как неотъемлемая часть диалога культур. Ученик, участвующий в межкультурной коммуникации, невольно сравнивает культуры разных стран. Поэтому на учителя возлагается важная задача по воспитанию у детей гражданского самосознания, чувства гордости за свою страну, за свою культуру. Где можно найти материал для такой важной воспитательной задачи? В наш коммуникационно-информационный век такой материал можно найти повсюду: в Интернете, средствах массовой информации, в литературе, в школьных учебниках.

Отечественные учебники английского языка содержат страноведческий материал о России, её праздниках, русских обычаях и традициях. Школьники учатся представлять свою Родину, сравнивать с другими странами. Знакомясь с этими материалами, учащиеся получают возможность излагать в своей речи факты и события из жизни нашей страны в целом, а также родного города, села, школы, выразить своё отношение к ним.

Так, в УМК для 5 класса И.Н. Верещагиной и О.В. Афанасьевой наряду с английскими традициями школьников знакомят с русскими праздниками и обычаями, например, с Масленицей. Дети учатся средствами английского языка рассказать своему зарубежному сверстнику о том, как и почему в России отмечают этот праздник весны. На этих уроках мы используем записи русских народных песен, видеозаписи праздника. Уроки становятся более живыми и содержательными. В УМК для 7 класса О.В. Афанасьевой и И.В. Михеевой в одном из разделов помещено много материалов, посвященных России. При изучении биографий знаменитых людей Великобритании и США важно использовать информацию о великих российских учёных, писателях, политиках, и т.д., ведь дети порой не знают своих героев.

Ученикам интересно бывает узнать, что говорили выдающиеся деятели других стран о нашей Родине. Например, Уинстон Черчилль назвал Россию “секретом, завёрнутым в загадку и укрытым непроницаемой тайной”.

Описывая достопримечательности Лондона, Нью-Йорка, школьники также знакомятся с достопримечательностями Москвы, родного города, села. Они изучают быт, литературу, искусство как зарубежных стран, так и своей Родины.

На своих уроках в 8-11 классах, посвящённых нашей стране, мы используем дополнительный материал учебного пособия “Взгляд на Россию” (“Click on Russia”) Виргинии Эванс, Ольги Афанасьевой, Ирины Михеевой. Здесь ученики могут прочитать и прослушать аудиотексты, связанные с культурой нашей страны, её фольклором, бытом русского народа, народную музыку, русские песни. Например, пособие содержит интересный материал о музее Матрёшки в Москве. Обращение к фольклору позволяет лучше понимать дух русского народа, его истоки, воспитывает школьников патриотами своей Родины.

Такой материал хорошо воспринимается учениками разных классов. Школьники обсуждают усвоенный материал на английском языке, представляя, что бы они рассказали зарубежному другу.

На уроках мы проводим викторины “Что вы знаете о России?”, “Театр, музыка и кино в России”, используем игровые технологии и ролевые игры, где один из учеников предстает как русский певец, артист и т. д., а остальные учащиеся разыгрывают роли иностранных журналистов, которые берут у него интервью.

Кроме того, ученики готовят проекты и презентации о России с использованием информационно-коммуникационных технологий. Это помогает развивать самостоятельность и творчество за счет введения проблемных ситуаций, таких как: “Почему я люблю свою Родину?”, или “Что привлекает туристов в нашей столице?”, “Наследие Ломоносова – великий вклад в русскую науку”.

Полученные сведения, как правило, выходят за пределы школьных курсов обучения, они расширяют кругозор учащихся и дополняют их знания о русской культуре. Английский язык выступает не как “чистая” наука, а как средство межкультурного общения представителей разных наций. А это повышает мотивацию обучения иностранному языку.

Учитель иностранного языка помимо традиционных способов обучения имеет в своем арсенале оригинальные, по-своему уникальные возможности. В нашем случае – это школьные музеи: Музей “Крестьянская изба”, связанный с историей происхождения микрорайона школы, ранее известного как деревня Выхино, открывающей большой простор для страноведения, а также Музей боевой славы имени Героя Советского Союза А.С. Хлобыстова. Проекты страноведческой направленности, подготовка презентаций и экскурсий по музеям на английском языке - бесценные помощники в формировании гражданского самосознания, одновременно развивающие поисковые (исследовательские), презентационные (при подготовке проектов), коммуникативные умения (при проведении экскурсий). Это все наряду с воспитательными мировоззренческими возможностями позволяет также формировать деятельностный, компетентностный подход к обучению иностранному языку. Сам процесс обучения направлен на воспитание у школьников широкого гуманистического взгляда на мир, основанного на общечеловеческих ценностях и новом мышлении.

Таким образом, решая задачи обучения практическому владению иностранным языком, мы исходим из воспитательной направленности учебного процесса. Только тот человек, который любит свой язык, свою культуру, будет с уважением относиться к культуре других стран.

Литература:

  1. Evans V., Afanasyeva O., "Click on Russia" (1-4 beginner, elementary, pre-intermediate, intermediate).(Express Publishing, ЦентрКом, 2004)
  2. Афанасьева О.В., Михеева И.В., УМК по английскому языку для 7 класса. (Москва, Просвещение, 2008)
  3. Верещагина И.Н., Афанасьева О.В., УМК по английскому языку для 5 класса (Москва, Просвещение, 2006)
  4. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, обучение, оценка. - Департамент по языковой политике. - Страсбург, русская версия (Москва: МГЛУ, 2003)
  5. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка (Иностранные языки в школе. 2001, №1)
  6. Гулиянц А.Б, Гулиянц С.Б, Молчанова М.А, Морозова Е.А. и др., Практическое руководство по проектной и исследовательской деятельности школьников в области иностранного языка. (Москва, АПК и ППРО, 2011)
  7. Российское образование. Федеральный образовательный портал: нормативные документы (http://www.edu.ru/index.php)