Игры с детскими музыкальными инструментами

Разделы: Работа с дошкольниками


Музыкальное развитие оказывает не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

Музыкальная деятельность включает в себя восприятие музыки и исполнительство: пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения.

Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности.

Разнообразен мир звуков, окружающих нас. Их так много, и они такие разные. И каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться ее услышать. Стоит только прислушаться — и в легком постукивании карандашом по столу можно услышать незатейливую песенку дождика, в бумажном шелесте — целую сказку, рассказанную простым бумажным листком. Процесс “омузыкаливания” бытовых шумов основан на стремлении ребенка самостоятельно организовать звуки, превратить их в музыку. Одной из самых увлекательных для детей форм первичного познания звукового мира, а через него и основ музыкального искусства, являются игры звуками.

“Дитя хочет спонтанно выражать себя через звук и шум, и хочет открывать новые звучания. Это будит фантазию и инициативу” Писал австрийский композитор Вильгельм Келлер, автор разработавший идею игр звуками как первоначальную форму знакомства детей с миром музыки.

Большие возможности открываются у детей, с раннего возраста вовлечённых в групповые формы музицирования, в частности, в детский оркестр. Самым излюбленным видом детского оркестра является оркестр из самодельных музыкальных инструментов, который позволяет сочетать метроритмические и мелодические инструменты. Именно самодельные музыкальные инструменты помогают детям понять, откуда и как рождаются звуки.

Чтобы появился шумовой оркестр, понадобилось много сил и терпения, над его созданием. Конечно, своими силами мы бы не достигли желаемого результата. К нам на помощь пришли родители детей, желание которых участвовать, в создании самодельных шумовых инструментов – шумелок, было огромным.

Знакомство с музыкальными инструментами осуществляем как на музыкальных занятиях, так и во время индивидуальной работы с детьми, и закрепляется в группах. Применяем разнообразные методические приемы: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально-дидактических игр, игр звуками, музыкальных лесенок, фланелеграфа, слушание музыки в записи и т. д. Мы работаем по программе Т.Э. Тютюнниковой “ Элементарное музицирование с дошкольниками”.

Знакомство с музыкальными инструментами начинаем с первой младшей группы. Дети учиться различать звуки по высоте, знать и различать звучание музыкальных инструментов: бубна, колокольчика и всевозможных шумелок. С музыкальными инструментами знакомим постепенно, усложняя игры звуками от занятия к занятию. На занятиях стараемся создавать у ребят радостное настроение от общения с музыкой. В гости к детям может прийти сказочный герой и принести шумелки. Малыши рассматривают их, учатся извлекать звук. Совместное исполнение сочетаем с индивидуальным, побуждаем малышей выполнять задания по несколько человек или по одному.

Во второй младшей группе наши ребята уже могут играть на бубне, деревянных ложках, кубиках, маракасах, музыкальных молоточках, барабане, румбе, колокольчике. В этом возрасте знакомим с металлофоном и ксилофоном. Но обучение игре на металлофоне и ксолофоне проходит в средней группе. Детей учим приемам звукоизвлечения: правильно держать молоточек, направлять удар на середину пластины (трубочки), не задерживать молоточек на пластине (трубочке), а быстро снимать его (как подпрыгивающий мячик). Когда играются длинные ноты. Молоточек должен подпрыгивать повыше, короткие ноты – пониже.

После того как дети научились передавать ритмический рисунок разных мелодий, построенных на одном звуке, освоили приемы игры на металлофоне и ксилофоне, можно переходить к игре на двух соседних звуках. Чтобы облегчить детям понимание расположения звуков по высоте, применяются названные приемы: выкладывание звуков-кружочков на разной высоте на фланелеграфе, пропевание, показ рукой движения мелодии, дидактические пособия и игры.

В старшей и подготовительной группах диапазон попевок расширяется, игры звуками усложняются. Дети уже лучше ориентируются в расположении звуков мелодии, действуют более самостоятельно. В старшей группе начинаем знакомство с нотной грамотой. Для закрепления которой используем музыкальные сказки и музыкальные опыты. А так же используем способ игры по слуху. Этот способ требует постоянного развития слуха, серьезной слуховой подготовки. Начиная с младшего возраста важно побуждать детей прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать по высоте. Чтобы накапливать слуховой опыт, развивать слуховое внимание детей, используются дидактические пособия, моделирующие движение мелодии вверх, вниз, на месте. Для осознания соотношений длительностей звуков мелодии применяется моделирование их с помощью длинных и коротких палочек или обозначений, принятых в нотной записи (четверть, восьмые). Чтобы дети хорошо усвоили ритмический рисунок мелодии, можно, используя принятые обозначения, выкладывать его на фланелеграфе. При этом эффективен прием подтекстовки длительностей, принятый в релятивной системе: четверти обозначаются слогом та, а более короткие восьмые – слогом ти. Широко применяется прием прохлопывания ритмического рисунка мелодии или воспроизведение его на музыкальных инструментах.

После того как металлофон освоен, детей в старшей и подготовительной к школе группах обучаем игре на других мелодических инструментах – струнных: цимбала, цитра; духовых виола, триола; клавишно-язычковых: баян, аккордеон.

Используем музыкальные инструменты во время пения песен, что развивает творчество детей, побуждает их применять свои знания в повседневной жизни. Ребята поют и играют оркестром в группе в свободное от занятий время, организуют концерты в семье.

В подготовительной к школе группе уделяем наибольшее внимание игре на музыкальных инструментах. Дети владеют такими инструментами, как цимбала, цитра, виола, триола, баян, аккордеон, металлофон, ксилофон, треугольники, трещотки, колокольчики, колотушки, бубны, барабаны, маракасы, румбы, коробочки и другие шумелки. Ребята с помощью воспитателя или самостоятельно могут организовать небольшой ансамбль.

К концу учебного года дети подготовительной группы овладевают практическими навыками игры на детских музыкальных инструментах. Ребята знают названия инструментов, характер звучания, правила пользования и хранения инструментов. Дети узнают по слуху инструмент, на котором проигрывается мелодия, название знакомой песни или речевой игры.

Хочется надеется на то, что наши усилия не пропадут даром и дети став взрослыми, навсегда останутся друзьями музыкальных инструментов.

Список используемой литературы.

  1. Тютюнникова Т.Э. “Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение”. Москва, 2004.
  2. Тютюнниковой Т.Э. “Элементарное музицирование с дошкольниками”, учебно-методические пособия “Бим! Бам! Бом! Игры звуками”, “Уроки музыки по системе обучения К.Орфа”. Санкт-Петербург. 2003.
  3. Конова Н.Г. “Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах”. Москва “Просвещение”.1990.
  4. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. “Музыкальное воспитание дошкольников”. – М.: Просвещение: Владос, 1994.
  5. Н. Кочаловская. “Нотная Азбука”. Москва. 1990.
  6. Ф.Рабиза. “Опыты без приборов”.