Использование электронных образовательных ресурсов на уроке физики по теме "Испарение и конденсация"

Разделы: Физика


Цель: Создать условия для приобретения обучающимися знаний о процессах испарения и конденсации, развития их познавательного интереса к физике и технике и формирования общеучебных умений.

Задачи:

  • Образовательные: сформировать представления о молекулярном строении вещества (твердые, жидкие и газообразные тела состоят из молекул), о движении, о взаимодействии молекул, сформировать интеллектуальные умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
  • Развивающие: развивать познавательный интерес к физике и технике; производить наблюдения, делать выводы, обобщать, сравнивать, выделять главное.
  • Воспитательные: Воспитывать интерес к предмету и позитивное отношение к учению; формировать научное мировоззрение, систему взглядов на мир и технический прогресс; воспитывать товарищество, взаимопомощь.

Необходимое техническое оборудование: интернет, компьютер, экран, проектор.

Учебник А.В. Перышкин “Физика. 7 класс”

Урок включает в себя ЭОР, размещенные в федеральных коллекциях: ФЦИОР http://www.fcior.edu.ru и ЕК ЦОР http://school-collection.edu.ru

Структура и ход урока

Этап урока Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) Деятельность ученика Время (в мин.)
1 Постановка учебных проблем.

Подготовка к усвоению нового материала

  Постановка целей и обеспечение условий для их принятия учащимися, создание рабочей обстановки, актуализация мотивов учебной деятельности и формирование установок на восприятие, осмысление, запоминание материала.

Учитель беседует, ставит вопросы:

1) Зачем африканскому слону нужны такие большие уши?

2) Зачем пчёлы в сухие и жаркие дни развешивают капельки воды на верхних стенках ульев?

3) Почему листья пустынных растений, как пухом, покрыты густыми серебристыми волосками?

(Ответы на эти вопросы ребята дадут в конце урока.)

Учитель озвучивает тему и цели урока:

1) изучить явления испарения и конденсации;

2) научиться объяснять эти явления с точки зрения молекулярного строения вещества;

3) выяснить, какую роль играют эти процессы в жизни растений, животных и человека.

Воспринимают проблемы урока при постановке целей учителем.

Участвуют в беседе, отвечают на вопросы.

7 мин.
2 Актуализа-ция знаний ЭОР № 1

“Агрегатное состояние вещества”

ЭОР № 2

“Три состояния вещества”

Для достижения цели урока необходимо вспомнить ранее изученный материал:

1) Каковы основные положения молекулярной теории строения вещества?

2) В каких агрегатных состояний может находиться вещество?

Демонстрирует ЭОР № 1 после того как учащиеся ответят на вопрос

3) Как называется переход вещества из твердого состояния в жидкое состояние?

4) Изменяются ли молекулы при переходе вещества из одного состояния в другое? При плавлении, например?

5) Одинаковы ли скорости движения молекул вещества, находящиеся в любом агрегатном состоянии?

Демонстрирует ЭОР № 2 после того как учащиеся ответят на вопросы 3-6

6) Какой энергией обладают молекулы вследствие своего движения? Вследствие взаимодействия?

7) Какую энергию называют внутренней? Что происходит с внутренней энергией при переходе вещества из жидкого состояния в твердое состояние? От чего и как она зависит?

Слушают учителя, отвечают на вопросы:
1) любое вещество состоит из молекул; молекулы непрерывно беспорядочно движутся; молекулы взаимодействуют друг с другом.
2) в твердом, жидком и газообразном.
3) парообразование.
4) молекулы не изменяются.
5) нет
6) кинетической
7) кинетическая энергия всех молекул, из которых состоит тело, и потенциальная энергия их взаимодействия.

Внутренняя энергия тела зависит от температуры тела, агрегатного состояния.

6 мин.
3 Изучение нового материала ЭОР № 3,

“Испарение и конденсацияНасыщен-ный пар”

Учитель излагает новый материал об испарении и конденсации, используя
ЭОР № 3
Сцены 2-8.
Слушают новый материал и делают записи в тетрадях:

Жидкость могут покинуть молекулы, находящиеся у поверхности, кинетическая энергия которых больше потенциальной энергии их взаимодействия с соседними молекулами.

Испарение – это явление превращения жидкости в пар, происходящее с ее поверхности.

Наряду с испарением наблюдается обратный процесс.

Конденсация – это явление превращения пара в жидкость.

Так как из жидкости улетают наиболее быстрые молекулы, то средняя скорость (как и средняя кинетическая энергия) оставшихся молекул жидкости уменьшается. Поэтому, когда нет притока энергии извне, испарение ведет к уменьшению внутренней энергии жидкости, вследствие чего жидкость охлаждается. Это положение – следствие модели испарения жидкости.

Слушают новый материал и делают записи в тетрадях об использовании

явлений парообразования:

воздуха.

20 мин.
    ЭОР № 4

“Использование явлений парообразования”

Объясняет материал с использованием ЭОР № 4

материал о значении процесса испарения в жизни растений, животных и человека.

   
4 Закрепле-ние нового материала ЭОР № 5

Экспериментальная работа по закреплению знаний об орошении и повторном испарении в процессе перегонки нефти.

Демонстрирует ЭОР №5:

Рассказывает правила выполнения тренажера в парах; объясняет дополнительно материал, используемый в заданиях для развития кругозора.

Самостоятельно проделывают работу, которая состоит из трех заданий: достроить схему орошения в процессе перегонки нефти, достроить схему повторного испарения в процессе перегонки нефти, определить преимущества рассмотренных процессов. Осуществляют проверку выполнения заданий. 10 мин.
5 Контроль-ный этап

(проверка усвоения нового материала)

ЭОР № 6

Тесты на закрепление и развитие кругозора учащихся

Демонстрирует ЭОР № 6:

Рассказывает правила выполнения теста; объясняет дополнительно материал, используемый в тестовых заданиях для развития кругозора.

Самостоятельновыполняют тестовые задания, производят самоконтроль, используя возможности автоматизированной системы проверки. 8 мин.
6 Итог урока. Домашнее задание.   Комментирует итог урока. Отмечает наиболее активных учеников.

Задает и комментирует домашнее задание:

1)Выучить § 16,17

2)Упр. 9 (1-3)

Слушают учителя, участвуют в работе по подведению итога урока. Записывают домашнее задание в дневники. 2 мин.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР 

Название

ресурса

Тип, вид ресурса Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1 ЭОР № 1
Агрегатные состояния вещества
Информационный Текст, звук http://fcior.edu.ru/card/14062/agregatnoe-sostoyanie-veshestva.html
2 ЭОР № 2
Три состояния вещества
Информационный, контроль-ный Анимация, текст, рисунки http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b55-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_6.swf
3 ЭОР № 3

“Испарение и конденсация. Насыщенный пар”;

Информационный Модель процесса испарения, конденсации, насыщенного пара. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b797c-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_4.swf
4 ЭОР № 4

“Использование явлений парообразования”

Информационный, интерактивный Текст с иллюстрациями http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/021336cc-a763-ca39-3cc4-b956b86dd83a/00149789894123264.htm
5 ЭОР № 5 Тренажер:
Орошение и повторное испарение в процессе перегонки нефти
Контрольный, практический Модуль предназначен для закрепления знаний на примере процессов орошения и повторного испарения в процессе перегонки нефти. http://www.fcior.edu.ru/card/14668/240404-1-4-1-5-5p1-v1-oms.html
6 ЭОР № 6
Тесты на закрепление и развитие кругозора учащихся
Информационный, контрольный, практический Тест, интерактивное задание http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b5277-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html