Урок химии в 9-м классе "Общая характеристика галогенов"

Разделы: Химия


Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Вид урока: проблемная лекция с элементами беседы.

Цели и задачи урока.

  • Обучающий аспект: познакомить учащихся с элементами подгруппы галогенов; показать практическую роль галогенов и их соединений в природе и жизни человека.
  • Воспитательный аспект: продолжить формирование научного мировоззрения, воспитание положительного отношения к знаниям.
  • Развивающий аспект: продолжить развитие умений выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, вести конспект, проводить эксперимент, делать выводы, применять полученные знания на практике.

Методы и методические приемы.

  • Словесные: диалогический метод изложения знаний с элементами исследования (при формировании теоретических и фактических знаний);
  • наглядные: (для развития наблюдательности, повышения внимания);
  • проблемно-поисковые: выполнение лабораторных опытов и демонстрационного эксперимента (для развития самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к процессу обучения);
  • методы контроля и самоконтроля: текущий контроль знаний с помощью графического диктанта.

Структура урока.

  1. Объявление темы, целей урока.
  2. Сообщение домашнего задания и комментарий к нему.
  3. Изложение нового материала (эвристическая беседа с опорой на эксперимент).
  4. Проведение офтальмопаузы.
  5. Текущий контроль знаний с помощью графического диктанта.
  6. Подведение итогов урока.

Оборудование и реактивы.

Плакат по технике безопасности; карты-инструкции с заданиями; на столах учащихся – раздаточные таблицы «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева» и «Растворимость гидроксидов и солей в воде», графопроектор.

Для лабораторных опытов (на каждую парту): штатив для пробирок, растворы хлорида натрия, бромида натрия, иодида натрия, нитрата серебра, чистые пробирки (3 штуки).

Для демонстрационного эксперимента: раствор карбоната натрия, раствор соляной кислоты, штатив для пробирок.

Эпиграф.

«Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени как химия» (Майкл Фарадей).

Оформление доски.

Дата, тема урока, домашнее задание, девиз (эпиграф – слова М.Фарадея). (Приложение 1. Слайд 3).

Ход урока.

I. Вступление.

Ознакомление с темой урока, целями и задачами урока. (Приложение 1. Слайд 2).

II. Основная часть.  

1. Подготовка к восприятию нового материала.  Мы с вами приступаем к изучению химических элементов подгруппы галогенов. Но для начала давайте вспомним, как взаимосвязаны положение химических элементов в ПСХЭ и строение их атомов.

  1. Где расположены галогены в ПСХЭ? (ответ: в VII А подгруппе ПСХЭ). http://www.xumuk.ru/
  2. Какое количество внешних электронов содержится в оболочке атомов этих элементов? (ответ: 7 электронов. http://www.xumuk.ru/esa/ )
  3. Какие степени окисления могут проявлять элементы галогены в соединениях? (ответ: от низшей -1 до высшей +7 за исключением фтора, у которого степень окисления всегда составляет -1).
  4. Как изменяется радиус атомов в подгруппе (ответ: от фтора к астату радиус атомов увеличивается).
  5. Как изменяются окислительно-восстановительные свойства элементов в подгруппе? (ответ: с ростом порядкового номера, т.е. от фтора к астату окислительные свойства ослабевают, восстановительные усиливаются).
  6. Что означает термин «галоген»? (ответ: галогены – значит солероды).
  7. В виде каких молекул существуют галогены в свободном состоянии? (ответ: в виде двухатомных молекул).
  8. В каком агрегатном состоянии существуют простые вещества – галогены? (ответ: фтор и хлор при обычных условиях – газы желтовато-зеленого цвета, бром – летучая красно-бурая жидкость, иод – твердое кристаллическое вещество темно-серого цвета, легко образующее фиолетовые пары) (Приложение 1. Слайд 4).

2. Соединения галогенов. К важнейшим соединениям галогенов относятся галогеноводороды и их производные. Получить эти вещества можно взаимодействием соответствующих галогенов с водородом. Давайте рассмотрим этот процесс на примере хлороводорода (выполнить задание 2стр.89 в рабочей тетради). Один ученик пишет уравнения на доске, остальные работают в тетрадях. Проверяем задание. (Приложение 1. Слайд 5).

Н2 + Cl2 = 2HCl (получение в промышленности),

H2SO4 (конц) + 2NaCl = 2HCl ↑+ Na2SO4 (в лаборатории, реакция Глаубера).

Физические свойства хлороводорода. Хлороводород HCl – бесцветный удушливый газ, тяжелее воздуха. На воздухе, поглощая пары воды, он превращается в мельчайшие капельки хлороводородной кислоты. Вот и говорят, что концентрированные растворы хлороводорода, из которых постоянно испаряется HCl, «дымят» на воздухе.

Раствор хлороводорода в воде – это соляная (или хлороводородная кислота). Кислота сильная, поэтому ей свойственны все свойства сильных кислот. Давайте вспомним, какие свойства сильных кислот мы знаем (выполняем упр 4 (стр.90 в рабочей тетради). Два ученика пишут уравнения у доски (Приложение 1. Слайд 6).

Химические свойства соляной кислоты.

1) Диссоциация: HClH+ + Cl- (кислая среда)

2) С металлами, стоящими в ЭРНМ левее водорода: Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2

3) С основными и амфотерными оксидами и гидроксидами:

CaO + 2HCl = CaCl2 + H2O

ZnO + HCl = ZnCl2 + H2O

Ca(OH)2 + 2HCl = CaCl2 + 2H2O

Zn(OH)2 + 2HCl = ZnCl2 + 2H2O

4) С солями слабых кислот: Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + CO2 ↑ + H2O или в ионном виде:

CO32- + 2H+ = CO2 ↑ + H2O

Также сильными кислотами являются бромоводородная и иодоводородная кислоты, а вот фтороводородная (плавиковая) – слабая, ее диссоциация идет необратимо: HFH+ + F-

Проводим физкультминутку (Приложение 1. Слайд 7).

Соли галогеноводородных кислотназываются соответственно фторидами, хлоридами, бромидами, иодидами. Наиболее важное значение для человека имеет хлорид натрия NaCl или поваренная соль. Поваренная соль уже в древности стала главным «химическим реактивом» за обеденным столом. У славянских народов «съесть вместе пуд соли» - значит хорошо узнать друг друга. По русскому обычаю подносят гостям хлеб-соль, тем самым желая им здоровья. Во времена Гомера (VIII в до н.э.) соль ценилась выше золота. Как гласила пословица, «без золота прожить можно, а без соли нельзя». Из истории мы знаем, что нехватка соли вызывала «соляные бунты», а из-за месторождений каменной соли происходили военные столкновения. Кроме этого, хлорид натрия жизненно необходим каждому человеку: ведь в составе крови почти 0,9% хлорида натрия. Вот такое интересное вещество – обычная поваренная соль. (Приложение 1. Слайд 8).

Качественная реакция на галогенид-ионы. Чтобы обнаружить в растворах или в солях галогенид-ионы, проще всего воспользоваться раствором нитрата серебра AgNO3. Нитрат серебра реагирует с солями – галогенидами с образованием творожистого осадка. Ученики выполняют парную лабораторную работу (упр.11 стр.92 в рабочей тетради), пишут уравнения реакций в молекулярном и ионном виде, четверо работают у доски:

Ag+ + Cl- = AgCl↓ (белый осадок)

Ag+ + Br- = AgBr↓ (светло-желтый осадок)

Ag+ + I- = AgI↓ (желтый осадок)

По окончании работы обсуждаем результаты эксперимента, делаем вывод: качественной реакцией на галогенид-ионы является взаимодействие с катионом серебра. (Приложение 1. Слайд 9).

Кислородные соединения галогенов. Разберем их на примере кислородных соединений хлора. Существуют оксиды хлора Cl2O, ClO2 и Cl2O7 . Получить эти оксиды можно только из кислородных кислот хлора или солей хлора. Кроме оксидов, есть кислородные кислоты. (Учитель показывает карточки с формулами кислот, ученики пишут их в тетрадь, определяют степень окисления хлора в каждой кислоте). Проверяем выполненное задание. (Приложение 1. Слайд 10).

Все оксиды хлора по характеру кислотные, при растворении в воде образуют кислоты.

1) Cl2O + H2O = 2HClO

2) ClO2 + H2O = HClO2 + HClO3 (составить электронный баланс)

3) Cl2O7 + H2O = 2HClO4. (Приложение 1. Слайд 11 ).

III. Заключительная часть.

Итак, мы сегодня изучали галогены и их важнейшие соединения. А теперь давайте проверим, что вы усвоили на сегодняшнем уроке. Для этого мы напишем небольшой химический диктант. Нужно вписать в предложения недостающие слова. (Приложение 1. Слайд 12).

  1. Галоген – самый активный окислитель - это… (фтор).
  2. Термин «галоген» обозначает … (солероды).
  3. Соли плавиковой кислоты называются … (фторидами).
  4. Какая соль в старину ценилась дороже золота… (поваренная).
  5. Какая соль поможет различить галогенид-ионы…(нитрат серебра).
  6. По характеру оксиды хлора …(кислотные).

Проверяем правильные ответы, выставляем оценки. (Приложение 1. Слайд 13).

А перед тем, как записать домашнее задание, давайте немного почитаем стихи (Приложение 1. Слайд 14).

Домашнее задание: § 19,упр3,4 (с115) по учебнику, 9,10(ГИА) по рабочей тетради; закончить уравнения электронного баланса. (Приложение 1. Слайд 15).

Список литературы

Для учащихся:

  1. Аликберова Л.Ю. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999 – 560 с.: ил. – («Занимательные уроки»).
  2. Габриелян О.С. Химия.9 кл.: рабочая тетрадь к учебнику О.С.Габриеляна «Химия. 9 класс» /О.С.Габриелян, А.В.Яшукова. – 10-е изд.,доп. - М.: Дрофа, 2010. – 191, [1]с.:ил.
  3. Габриелян О.С. Химия, 9 класс. – М.: Дрофа. 2006.

Для учителя:

  1. Аликберова Л.Ю. Протонная теория кислот и оснований: разработка уроков/Л.Ю.Аликберова. – М.: Чистые пруды,2006.- 32с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Химия». Вып.3(9)).
  2. Габриелян О.С. Химия, 9 класс. – М.: Дрофа. 2006.
  3. Классификация неорганических соединений: 8 класс/ Г.Ф.Здешнева, М.А.Мирзабекова, Н.Н.Прус. – М.: Чистые пруды, 2006.- 32с. - (Библиотечка «Первого сентября», серия «Химия». Вып.1(7)).
  4. Слесарев В.И. и др. Тренажер по химии для абитуриентов и студентов. – СПб: Химиздат,2003. – 424с.