Совершенствование элементов техники спортивных способов плавания с использованием поддерживающих средств

Разделы: Работа с дошкольниками, Спорт в школе и здоровье детей


I. Введение

Плавание – способ передвижения в воде, циклическое движение, оказывающее всестороннее воздействие на организм ребенка. При систематических занятиях у детей развиваются все основные группы мышц, что способствует сохранению правильной осанки. Не вызывает сомнения оздоровительная направленность плавания. Оно широко применяется как средство закаливания и профилактики ряда заболеваний и как средство коррекции функциональных отклонений. В результате систематических занятий плаванием более совершенными становятся сердечно-сосудистая и дыхательная системы, лучше развиваются и отдельные физические качества. Цель обучения плаванию-подготовить ребенка к жизни, деятельности в разных условиях. Правильно организованный процесс обучения плаванию детей имеет высокий образовательно-воспитательный эффект. Увеличивается объем не только двигательных умений и навыков, но и полученных знаний; развиваются физические качества и умственные способности детей; воспитываются нравственные и эстетические чувства, волевые качества; вырабатывается осознанное отношение к своим поступкам, умение строить взаимоотношения со сверстниками.

Цель: рассмотреть теоретические вопросы по методике обучения плаванию.

Задачи:  

  • сравнить поточный и круговой методы организации тренировки
  • определить этапы обучения
  • рассмотреть виды упражнений для совершенствования техники плавания

Актуальность. В процессе обучения  плаванию формируется осознанное отношение к здоровью, снижается частота случаев заболеваемости, совершенствуются функции физиологической системы организма, улучшается общее физическое развитие, повышается устойчивость к утомлению и работоспособность.

II. Основная часть

1. Методика обучения плаванию детей.

Методика обучения плаванию детей базируется на общепедагогических принципах: систематичности и последовательности обучения, наглядности, доступности, сознательности и активности, индивидуализации. В методике обучения плаванию занимающихся различного возраста и подготовленности многими специалистами физического воспитания и спорта предлагается достаточное  количество эффективных средств, различных методов и методических приемов. Их рациональное использование может успешно решить проблему ускоренного и надежного обучения  и формирования навыков плавания при условии их своевременного внедрения в практику физического воспитания.

Для отработки техники плавания на занятиях  я использую поточный  и круговой способ организации тренировки.

Поточный способ организации занятия заключается в последовательном  (друг за другом) выполнении упражнений детьми. Способ дает возможность педагогу увеличивать  дозировку выполнения упражнений.

Особой разновидностью поточного способа представляет собой круговое выполнение упражнений. Он заключается в подборе нескольких упражнений динамического /с продвижением вперед/  характера, они могут быть постоянными в течение определенного периода, выполняться с увеличением темпа, но при условии, что техникой данных движений хорошо владеют все дети. Данный способ проведения занятий существенно повышает моторную плотность занятия.

Методы, используемые на занятии.

Методы

Методические приемы

Примечание

1

Словесный

Команды и распоряжения

 

Указания и инструктаж

Описания и объяснения

Пояснения и сравнения

Эффективны эмоциональные сигналы

Максимально кратко и точно

Объяснения предпочтительнее описания

Целесообразны образные сравнения

2

Наглядный

Показ педагога и занимающегося

Виды показа: целостный, фрагментарный, имитирующий

3

Практический

Целостного и расчлененного упражнения. Упрощенного и усложненного упражнения.

Игровой, Круговой и соревновательный

Эффективен контроль исходных и промежуточных положений. Меняются условия и количественные компоненты движений. По принципу: кто больше, дальше, быстрее, лучше

4

Помощи

Ориентировочной помощи:

  • зрительной
  • слуховой
  • тактильной

Виды: зрительные ориентиры, звуковые сигналы

2. Понятие о технике плавания.

Под техникой спортивного плавания понимают систему движений, позволяющую пловцу преодолевать соревновательную дистанцию с возможно более высокой скоростью, оптимальной затратой сил в соответствии с правилами соревнований.

Технику спортивных способов плавания и их облегченных разновидностей рекомендуется осваивать следующим образом: вначале у детей формируют (при помощи показа и пояснений) представление о конкретном спортивном способе плавания в целом. После этого разучиваются отдельные движения, которые затем соединяются. Использование этого метода предусматривает определенную последовательность постановки задач, подбора упражнений и приемов обучения.

1. Разучивание движений ног:

  • на суше (имитация)
  • в воде с опорой на месте
  • в скольжении с опорой и без опоры руками с задержкой дыхания
  • в скольжении с опорой и без опоры руками в согласовании с дыханием.

2. Разучивание движений рук:

  • на суше
  • стоя в воде
  • в согласовании с движениями ног, с задержкой дыхания, с использованием опоры на месте и в движении
  • то же в согласовании с дыханием
  • плавание, совершая гребковые движения руками без выполнения движений ногами (ноги свободно вытянуты, ноги с калабашкой).

3. Разучивание способа плавания в целом, т.е. отработка согласованных движений рук и ног и дыхания (раздельно, слитно).

4. Совершенствование плавания с полной координацией движений.

Во время обучения движения и овладения ими меняется их характер. Движения связаны с разной степенью координации – от простого к сложному и отражают разные уровни обученности.

Выполнение простых, легких плавательных движений подводит к овладению более сложными. Не следует длительно отрабатывать отдельные плавательные движения. Это может отрицательно сказаться на усвоении техники плавания с полной координацией. Для формирования достаточно глубоких навыков выполнения отдельных элементов полезно разучивать их на занятиях в различных сочетаниях, с разными вариантами.

В период обучения я широко использую специальные поддерживающие средства (пояса с отягощениями, мячи, круги, доски, калабашки, гимнастические палки, резиновые жгуты, пластмассовые биты).

Одной из главных причин, увеличивающих сроки обучения плаванию, является страх перед водой. Неустойчивое положение тела в воде, попадание воды в рот, нос, уши – это усиливает чувство боязни перед незнакомой средой.

3. Рекомендуемые упражнения для совершенствования техники плавания спортивными способами.

№ п/п

 Наименование упражнения

 Методические рекомендации

Инвентарь

 

Кроль на груди

1.

Упражнения выполняются в парах.

«Шагающий экскаватор» скольжение на груди. Фото № 6. (Приложение 1)

И.п. – 1 партнер лежа на груди с доской выполняет упр. вдох-выдох, 2 партнер поддерживает стопы ног.

Упражнение выполняется с продвижением вперед. Стопы держать на уровне воды.

Держать тело горизонтально, сохранять равновесие.

Плавательная доска.
2. То же без плавательной доски.    
3.

И.п.– 1 партнер лежа на груди держит доску или калабашку в вытянутой вперед руке. Другая рука выполняет гребок кролем.

2 партнер поддерживает стопы ног.

Упражнения выполняются самостоятельно.

Упражнение выполняется с продвижением вперед.

Обратить внимание на начало и конец гребка.

Плавательная доска или калабашка.
4. И.п.– лежа на груди держать калабашку в вытянутой руке впереди, другая рука выполняет гребок кролем. В ногах зажата еще одна калабашка. Фото № 1. (Приложение 1) Во время упражнения ноги не работают. Обратить внимание на начало и конец гребка. Во время этого упражнения можно отрабатывать технику дыхания, тогда положение рук можно изменять. 2 калабашки.
5. Плавание кролем на груди в полной координации с мячом в руках. Во время начала гребка осуществляется перехват мяча из одной руки в другую. Смена рук, пауза,  выполнить 4 удара ногами. Фото № 5. (Приложение 1)

Во время упражнения точно следовать рекомендациям для совершенствования техники гребка, увеличения «шага».

Руки в локтях не сгибать, тянуться к мячу.

Резиновый мяч среднего размера.
6. Плавание на груди с работой рук кролем, калабашка зажата между ног. Отработка элементов техники плавания кролем на руках в облегченных условиях равновесия  /ноги не тонут/. Калабашка.
  Комплекс упражнений при обучении технике дыхания кролем на груди.
1.

У бортика.

И.п.– одной рукой держась за бортик, другая рука опущена вниз. Положить голову  на руку и зажать между ними пластмассовую биту, можно небольшую резиновую игрушку.

Выполнять упражнение вдох-выдох.

Голову не отрывать от руки, чтобы зажатый предмет не выпал. Во время вдоха посмотреть на плечо. Пластмассовая бита или резиновая игрушка.
2. То же упражнение выполняется в скольжении на груди с работой ног кролем. Рука впереди, держать на уровне воды. Пластмассовая бита или резиновая игрушка.
  Кроль на спине.
1-6

Повторение упражнений № 1-6 в скольжении на спине. Фото № 8. (Приложение 1)

Следить за горизонтальным положением тела, сохранять равновесие. Плавательная доска, калабашка, пластиковая бутылка.
7.

Упражнение выполняется в парах.

И.п. – 1 партнер, стоя лицом по ходу движения, поддерживает стопы ног 2 партнера. 2 партнер лежит на спине и держит в руках плавательную доску.

Положение доски 

  • под головой
  • вверху
  • на груди
  • на коленях
   

8.

9.

И.п. – то же. Упражнение выполняется без доски.

При неправильном положении головы во время скольжения на спине, а также и на груди можно сделать упражнение, такое как: зажать подбородком во время скольжения небольшую резиновую игрушку или колечко. Фото № 3. (Приложение 1)

Следить за положением головы. Резиновая игрушка, колечко.
  Брасс.
1.

Упражнения выполняются в парах

1 партнер держит в руках доску и выполняет упражнение на дыхание, 2 партнер поддерживает стопы ног.

Ноги держать на уровне воды.

Упражнение выполняется с продвижением вперед.

Плавательная доска.
2.

1 партнер выполняет работу рук способом брасс с дыханием,

2 партнер поддерживает стопы ног.

Упражнения выполняются самостоятельно.

   
3. Работа рук способом брасс без работы ног, с высоко поднятой головой. Калабашка зажата между коленей. Стараться как можно выше приподнять себя за счет гребка руками. Калабашка.
4.

Работа ног способом брасс на спине. Калабашка зажата между коленей. Фото № 7. (Приложение 1)

  • руки вдоль тела
  • руки впереди
Дети, плохо лежащие на спине, дополнительно берут в руки доску. Калабашка, доска.
5. То же на груди.    
6. Работа ног способом брасс на груди руки за спиной с гимнастической палкой. Основной толчок ногами выполняется голенью.

Гимнастическая палка.

7. Работа  ног способом брасс на груди, руки за спиной. На колени надеть резиновые жгуты. Фото № 2. (Приложение 1) Колени во время работы ног не разводить в стороны. Резиновый жгут.
8. Плавание на груди способом брасс в полной координации /раздельно/. Надеть резиновые жгуты на локти. Фото № 4. (Приложение 1) Локти широко не разводить. Резиновый жгут.
  Дельфин.
1-4 Повторение упражнений 1-4 в кроле на груди.    
5. Плавание на руках дельфин без работы ног. Зажать калабашку между коленей. Следить за окончанием гребка. Калабашка.
6. Плавание на руках дельфин без выноса рук из воды с калабашкой между коленей. Делать сильный гребок под водой до бедра, руки возвращаются вдоль тела на начало гребка под водой. Калабашка.