Физико-химическо-биологический КВН

Разделы: Внеклассная работа


Цели проведения мероприятия:

  • Формировать у суворовцев интереса к предмету.
  • Формировать интеллектуальных умений.
  • Развивать умения корректно вести дискуссию.
  • Развивать речи.
  • Способствовать формированию эмоционально-волевой сферы деятельности.
  • Совершенствовать умения сплачиваться.
  • Совершенствовать умения сопереживать.

Подготовительный этап:

  1. Сбор материала.
  2. Работа по составлению сценария.
  3. Работа по подготовке команд.
  4. Подбор реквизита (выполнение рисунков, костюмов, приготовление реактивов, музыкальное оформление).
  5. Закупка призов.
  6. Оформление сцены.

Место проведения: зал профориентации.

Время проведения: 45 мин. (с 15.15 до 16.00).

Результативность

Команды были сформированы из суворовцев всех трех курсов – шести рот. Это, безусловно, способствовало воспитанию коллективизма, уважению друг к другу, сплочению, улучшению психологического климата между суворовцами разных возрастов.

Совместная работа, использование вопросов химии и физики развивают творческие способности, познавательный интерес не только участников КВН, но и зрителей, которые приняли активное участие во всех проводимых конкурсах.

Ход мероприятия

Сегодня мы собрались на встрече команд веселых и находчивых 9-х классов. «Нам необыкновенно повезло. Что мы живем в век, когда еще можно делать открытия», – говорил Роберт Фейнман. Но чтобы делать открытия, надо знать законы и взаимосвязи происходящих явлений. Сегодня мы выясним, насколько хорошо команды 9-х классов знают химию, биологию и физику

и умеют применить их законы в самых неожиданных ситуациях.

Девиз нашей игры:

Химия – реакции, пробирки.
Химия – поэма вещества.
Химия – пусть на одежде дырки –
Познает основы существа.
Физика, – какая емкость слова!
Физика для нас не просто звук.
Физика опора и основа
Всех без исключения наук.
Биология – наук царица
В ней весь мир, Вселенная, наш дом
Листая биологии страницы
Мы суть вещей, себя мы познаем.

Настало время познакомиться с нашими командами и с жюри,

которое тоже образует команду «Три С»: судьи строги и справедливы.

РАЗМИНКА

Ведущие задают командам поочередно вопросы, за каждый верный ответ – 1 балл (max. 3 балла за конкурс)

Ф: Какая сила всегда действует на тело?

Б: Что ест медведь зимой?( ничего не ест)

Х: Назовите фамилии 2-х великих русских ученых, число букв в фамилиях одинаково, но в одном все гласные –е, а в другой –о. (Ломоносов, Менделеев)

Ф: Что тяжелее пуд железа или пуд пуха? (равны)

Б: У какого великана нос длиннее, чем хвост (слон)

Х: Название этого химического элемента в русском языке содержит названия двух животных (Мышь,- як)

Ф: Подсчитайте суммарный вес всей команды.

Б: В воде водится, с хвостом родится, а как подрастает, хвост отпадает? (лягушка)

Х: Назовите русского ученого, который впервые разработал способ получения цветных стекол и создал панораму «Полтавская битва» (Ломоносов)

ЗАГАДОЧНЫЕ СЛОВА

Из выданных букв нужно сложить слово – физический, химический или биологический термин, определение которого зачитывается. Команда, которая первой сложит слово получит 3 балла, вторая 2 балла, третья 1 балл.

Слова: притяжение, хлоропласт, аллотропия.

КОНКУРС БОЛЕЛЬЩИКОВ

Загадки:

Пока команды выполняют задание «Загадочные слова» с болельщиками проводится конкурс «Загадки»

За годы существования химии, физики и биологии было задано много вопросов. Сегодня физические, химические и биологические вопросы звучат в поэтической форме. Ведущие читают стихотворные строчки, а болельщики объясняют описанные в них явления, вспоминают физические, химические и биологические понятия.

Ф:

На стене висит тарелка,
На тарелке ходит стрелка.
Эта стрелка наперед
Нам погоду узнает. (Барометр)

Б:

Киви, яблоки и груши,
И гранат мы любим кушать
Интересно, что притом
Словом их одним зовем. (Фрукты)

Х:

Бел, как снег,
В чести у всех,
В рот попал и там пропал (сахар)

Б:

Сидят две девицы
В руках спицы:
Аминокислоты для них пряжа,
Белки из этой пряжи вяжут. (Рибосома)

Ф:

День и ночь стоит на крыше
Это чудо постовой
Все увидит, все услышит,
Всем поделится со мной. (Антенна)

Х:

Первый слог – из зоопарка
Два других – игра с азартом.
Если вместе ты их взял,
То получится металл
Это знают даже дети –
Он пластичней всех на свете. (Зо-лото)

Ф:

Вы его в руках держали,
Когда лабораторную выполняли
Им силу тока изменяли,
Если что-то там сдвигали. (Реостат)

Б:

Нахожусь я в атмосфере,
Миллионы лет при деле,
Защищаю как родное
На планете все живое. (Озоновый слой)

Х:

Я мягкий, легкий, ковкий
Сверкаю в упаковке,
Обернуты конфеты
Блестящею фольгой
Для плиток шоколада
Меня немало надо,
А раньше был я очень дорогой. (Алюминий)

СКАЗКА

Всем известна сказка: «Жили-были дед да баба. Посадили они репку…..»

Команды должны в течение 10 мин написать продолжение сказки, используя максимально возможное количество заданных физических, химических и биологических терминов. Жюри оценивает целесообразность терминов, оригинальность сюжета. Максимальная оценка – 10 баллов.

Термины: целлюлоза, сахароза, вода, минеральные соли, нитраты, сталь, хлорофилл, вещество, сила, масса, работа, взаимодействие, энергия, мощность, изолятор, сопротивление, электризация, биосинтез, корнеплод.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР!!!

Школьные частушки

Ставьте ушки на макушке,
Слушайте внимательно.
Развеселые частушки
Споем вам обязательно!
Николай пример решал,
А Сергей ему мешал.
Вот, ребята, вам пример,
Как нельзя решать пример!
Целый день горланю я
Без всякого стеснения.
Завтра всех перепою
На уроке пения!
У меня в тетради двойка
Очень симпатичная.
Будет мне головомойка
За нее приличная.
На уроке я сижу,
На учителя гляжу.
Мне учитель нравится,
Когда он не ругается.
На уроке рисованья
Рисовали мы слона,
А у Димы на весь лист
Вышла лишь одна спина!
Шёл урок истории,
Я рассказал историю
Про то, как на истории
Рассказывал историю!
На английском языке
Я забыл родную речь
И по-русски своё имя
Я никак не смог прочесть!
Я как нужно разбежался,
Долго длился мой прыжок,
На уроке физкультуры
Перепрыгнул я песок!
Мы частушки Вам пропели
Все они прикольные.
От души шутить хотели
Про науки школьные.

ЭКСПЕРИМЕНТ – ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

Физика, химия и биология – науки экспериментальные. Многие их законы открыты на основе опытов. Каждой команде необходимо объяснить наблюдаемое явление. За правильное объяснение – 2 балла.

Демонстрируются опыты:

  • по химии – цветные осадки; (три пробирки с разными осадками)
  • по физике – «Несгораемая бумага»;
  • по биологии – помутнение известковой воды при длительном выдыхании воздуха.

ИСПРАВЬ ОШИБКУ

Как часто ответы учащихся на уроках пестрят всевозможными ошибками, и учителю приходится исправлять их. Сейчас исправлять ошибки придется командам, которым предлагается рассказ, содержащий физические, химические и биологические ошибки. За каждую исправленную ошибку – 1 балл.

В яркий солнечный день ребята отправились в поход. Воздух был чистым и свежим, так как содержал много СО2. Чтобы было не так жарко, ребята оделись в темные костюмы. Сначала дорога шла по песчаному берегу реки. Песок был сухим и чистым. Идти было легко. Потом путешественники свернули на луг, и им пришлось сбавить шаг. По лугу весело, кудахтав, бегали белые куропатки. Далеко впереди ребята увидели гусеничный трактор, который тяжело и медленно, как каталитическая реакция, полз по вспаханному полю, глубоко увязая в земле. Рядом с трактором ехал велосипед. Ехать ему было легко, и он распевал веселую песенку: «Вода, вода. Кругом Н2О2». На ночлег расположились на берегу реки. Вода в ней была бесцветной и прозрачной, как лакмус в кислоте. Ребята закинули удочки. Улов оказался замечательным, несколько карпов – «О», сказали ребята, класс – земноводные. К вечеру стало свежо, но после купания ребятам сразу стало теплее. На дне реки лежал большой камень, состоящий из чистого оксида натрия. Трое мальчиков с трудом подняли камень в воде, но зато легко выбросили его на берег.

Пока команды выполняют задание «Исправь ошибку» с болельщиками проводится конкурс «Посмеемся и вместе разберемся».

ПОСМЕЕМСЯ И ВМЕСТЕ РАЗБЕРЕМСЯ

  1. Найти ошибки и исправить их:
  2. Алюминий широко используется в народном хозяйстве – из него делают железные ведра.
  3. Для перины и подушки мягкий пух дают лягушки.
  4. Автобус резко затормозил и все пассажиры отклонились назад.
  5. Самый сверхтвердый металл – это алмаз.
  6. Китовая акула проглатывает человека целиком.
  7. Ускорение свободного падения одинаково на экваторе и на полюсе.
  8. Чем выше от уровня моря, тем атмосферное давление больше.
  9. Плод картофеля – это его клубень.
  10. Хлор с водородом образуют солёную кислоту.
  11. Таяние льда ускорилось, когда его накрыли шубой.
  12. Лезет в нос летучий пух – весь июнь цветет лопух.
  13. Реакции бывают соединения, обмена, замещения и размножения.

КОНКУРС КАПИТАНОВ

Капитанам предлагается по 9 вопросов, отвечать на которые нужно сразу, не раздумывая. За каждый верный ответ – 1 балл. Всего 9 баллов.

Вопрос первому капитану:

  1. Единица мощности (Ватт).
  2. Участок молекулы ДНК (ген)
  3. Мельчайшая частица вещества (атом)
  4. У каких животных каждый день растут зубы (У грызунов)
  5. Переход вещества из жидкого состояния в твердое (кристаллизация)
  6. Цвет фенолфталеина в щелочи (малиново-красный)
  7. Длина траектории (путь)
  8. На сколько градусов могут поворачивать голову совы (270)
  9. Название реакции между кислотой и щелочью (нейтрализации)

Вопросы второму капитану:

  1. Единица работы (Джоуль)
  2. Мельчайшая структурная единица всего живого на планете (клетка)
  3. Назовите металл, вызывающий «лихорадку» (золото)
  4. Отношение массы к объему (плотность)
  5. У какой птицы на ноге всего два пальца (страус)
  6. Цвет лакмуса в кислоте (красный)
  7. Сколько резцов во рту обязан иметь каждый здоровый человек (8)
  8. Единица давления (паскаль)
  9. Реакция, протекающая с изменением степени окисления (О-В Р)

Вопросы третьему капитану:

  1. Вещество, транспортирующее кислород в организме (гемоглобин)
  2. Линия, по которой движется тело (траектория)
  3. Из какого металла нельзя сделать гвоздь, ведро, молоток (щелочные металлы)
  4. Важнейшая структура клетки (ядро)
  5. Переход вещества из жидкого состояния в газообразное (испарение, кипение)
  6. Этот элемент входит в состав любого органического вещества (углерод)
  7. «Энергетическая станция» клетки (митохондрии)
  8. Единица измерения сопротивления (Ом)
  9. Название этого вредного насекомого, является единицей измерения количества вещества в химии и в физике (моль).

Жюри подводит результаты. Объявляют победителей. Награждают призами.