Программа элективного курса "Сквозь магический кристалл…" 10-й класс

Разделы: Физика

Класс: 10


Элективный курс адресован учащимся 10 класса общеобразовательных школ, действительно интересующихся физикой, как наукой. Он рассчитан на 9 часов. Наиболее целесообразно его изучение во втором полугодии 10 класса, после того как знания о строении кристаллов сформированы у учащихся в рамках базового курса физики. Программа курса содержит материал по более углубленному изучению излагаемого в школьной программе избранного раздела “Состояния вещества”.

Маги веками вглядывались в глубину кристаллов, пытаясь разглядеть грядущее. А сегодня они стали объектом сложнейших научных экспериментов. Кристаллы – тайны симметрии, способные изменить мир.

Кристаллография изучает физические свойства, образование и рост кристаллов, а также их внешнюю и внутреннюю геометрию.

Цели курса:

  • Углубление знаний учащихся в области строения кристаллов, формирование ключевых и предметных компетентностей старшеклассников.

Задачи курса:

  • Расширение представлений о строении кристаллов на основе знакомства с современными достижениями кристаллографии и их применением.
  • Реализация внутрипредметных и межпредметных связей, т.к. при изучении кристаллографии актуализируются не только знания из разных разделов физики, но и из других наук: математики, химии, биологии.
  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе ознакомления учащихся с современными достижениями науки и техники, связанными с изучением строения кристаллов, в процессе решения задач и самостоятельного приобретения новых знаний, подготовки докладов и других творческих работ.

Основные формы занятий:

  • Лекционная форма – используется при изучении наиболее сложных теоретических разделов курса.
  • Семинары и практические занятия – используются как основная форма занятий.
  • Темы семинаров объявляются заранее и у учащихся есть возможность подготовить доклад, реферат, видеоматериал.

Описание планируемых результатов:

Элективный курс “Сквозь магический кристалл...” создает благоприятные возможности для интеллектуального развития учащихся: на занятиях они могут воспроизводить основные элементы творческой деятельности; осуществлять видение новой проблемы в знакомой ситуации и видение новой функции объекта; самостоятельно подбирать известные способы деятельности в новой ситуации и находить различные пути решения данной проблемы.

В качестве основной формы оценки учащихся предполагается использовать результаты выступлений на семинарах, подготовленные доклады и рефераты. Решение задач не является решающим фактором оценки успешности деятельности школьника. Реализуется система накопительных баллов и перевод ее в пятибалльную шкалу.

Результатом приобретенного опыта самостоятельной деятельности учащихся в процессе изучения данного элективного курса является разработка и защита проекта по одной из актуальных проблем современной кристаллографии.

Содержание программы курса

Раздел 1: Кристаллы (2 ч)

Кристаллы. Внутреннее строение кристаллов. Кристаллические решетки. Виды симметрии кристаллов: поворотная и трансляционная. Кристаллы и правильные многогранники (тетраэдр, гексаэдр, октаэдр, додекаэдр, икосаэдр). (Приложение 1)

Раздел 2: Квазикристаллы (3 ч)

Квазикристаллы. Открытие квазикристаллов (Д. Шехтман) Мозаика Пенроуза. Алгоритм построения мозаики Пенроуза. Структура квазикристаллов. Свойства и применение квазикристаллов. Значение открытия квазикристаллов. (Приложение 2)

Практическая работа: Построение мозаики Пенроуза по алгоритму с помощью “золотых” ромбов типа “а” и “в”, вырезанных из разноцветной бумаги.

Раздел 3: Углеродистые материалы (2 ч)

Графит и алмаз. Фуллерены. Открытие фуллеренов (Р.Керл, Г.Крото, Р.Смолли). Структура фуллеренов. Получение фуллеренов. Свойства и применение фуллеренов. Графен. Открытие графена(А.Гейм, К.Новоселов) Свойства и применение графена. Углеродные нанотрубки.

Практическая работа:Определить массу 1м2 графена.

Раздел 4: Кристалл будущего – полимерный азот. (1 ч)

Кристалл будущего – полимерный азот. Получение полимерного азота в лабораторных условиях. Свойства и перспективы применения полимерного азота. (Приложение 3)

Раздел 5: Заключительное занятие (1 ч)

Конкурс презентаций учебных проектов по материалам элективного курса.

Примерные темы рефератов:

  1. “Кристаллы и многогранники”
  2. “Знаменитые алмазы”
  3. “Применение углеродистых нанотрубок”
  4. “Космический лифт”
  5. “Геометрический орнамент в исламском искусстве”
  6. “Архитектор Б.Фуллер и его сооружения”
  7. “Ось симметрии пятого порядка в живой природе”

Учебно-тематический план

Тема Количество часов Форма контроля
всего лекция семинар практика
1. Кристаллы 2 1 1   Сообщения учащихся
2. Квазикристаллы 3 1,25 1,25 0,5 Сообщения учащихся
3. Углеродистые материалы 2 1 0,75 0,25 Сообщения учащихся
4. Полимерный азот 1 0,75 0,25   Сообщения учащихся
5. Заключительное занятие 1   1   Конкурс презентаций учебных проектов
  Итого 9 4 4,25 0,75  

Литература

1. Спасский Б.И. Хрестоматия по физике М., Просвещение, 1982

2. Воронов В.К., Подоплелов А.В., Современная физика: сособие,2005

3. Борщевский А.Я., Иоффе И.Н., Сидоров Л.Н., Троянов С.И., Юровская М.А. Фуллерены – Нанометр, 2007

4. Блудов М.И. “Беседы по физике” Москва, изд. Просвещение 2001

5. Елецкий А.В., Смирнов Б.М. Фуллерены и структуры углерода. – Успехи физических наук, 2005

6. Пенроуз Р. Новый ум короля. – М.: УРСС, 2003

7. ЕреминВ.В., Дроздов А.А. “Нанохимия и нанотехнологии, элективный курс для учащихся 10-11 классов”. М.,Дрофа, 2009