Пример пояснительной записки к ООПДО

Разделы: Работа с дошкольниками


Основная общеобразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей № 83 “Утиное гнездышко” разработана педагогическим коллективом образовательного учреждения

Основная общеобразовательная программа разработана в соответствии с:

международно-правовыми актами:

  • Конвенция о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, в СССР вступила в силу 15.09.1990),
  • Декларация о правах ребёнка (провозглашена резолюцией 1386 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1959);

законами РФ и документами Правительства РФ:

  • Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации” от 24.07.1998 (с изменениями и дополнениями),
  • ст. 30 Конституции РФ, ст.ст. 7,9,12,14,17,18,28,32,33 Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 “Об образовании” (с изменениями и дополнениями),
  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утверждённое Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2011 № 2562,
  • Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условием ее реализации (далее по тексту - ФГТ), утверждённые приказом Министерства образования РФ от 23.11.2009 №655,
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.07.2011 № 2151 “Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования”,
  • “Национальная доктрина образования” (одобрена постановлением Правительства РФ от 30.06.200 г.),
  • Гражданский и трудовой кодекс РФ;

документами Федеральных служб:

  • СанПиН 2.4.1.2660-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в дошкольных организациях” от 22.07.2010 № 18267;

нормативно-правовыми документами Министерства образования РФ:

  • “О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы” (от 09.08.2000 № 237/23-16),
  • “Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального школьного образования” (от 25.03.1994),
  • “Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных учреждений РФ” (от 24.04.1995 №6/10-15),
  • “Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)” от 17.06.2003,
  • “О статусе образовательных учреждений” (от 08.06.1998 №30),
  • “О программно-методическом обеспечении дошкольного образования – в контексте педагогики развития” (от 24.03.1995 №42/19-15),
  • “О гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организационных формах обучения” (от 14.03.2000 № 65/23-16),
  • “Об утверждении правил оказания платных услуг в сфере дошкольного и общего образования” (от 05.07.2001 №505),
  • Проект “Требования к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования”, подготовленный Федеральным государственным учреждением Федеральный государственный институт развития образования,
  • “О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования” (от 21.10.2010г №03 – 248);
  • а также, в соответствии с Уставом МБДОУ д/с № 83 “Утиное гнездышко”.

Общеобразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей № 83 “Утиное гнездышко” обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.

Дошкольное образовательное учреждение работает в режиме пятидневной рабочей недели, с 07.00 часов до 19.00 часов.

В настоящее время функционирует 10 групп:

- 2 группы раннего возраста с 2 до 3 лет;

- 8 групп дошкольного возраста с 3 до 7 лет,

Наше дошкольное учреждение посещают 213 детей.

Предполагается формирование группы кратковременного пребывания.

1. Контингент воспитанников ДОУ

Таблица 1

№п/п Возрастные группы Количество групп Количество детей
2012-2013 2012-2013
1 От 2 до 3 лет – группа раннего возраста 2 36
2 От 3 до 4 лет – группа младшего возраста 2 45
3 От 4 до 5 лет – группа среднего возраста 2 47
4 От 5 до 6 лет – группа старшего возраста 2 49
5 От 6 до 7 лет – группа старшего возраста 2 51
6 Группа кратковременного пребывания 1 12
7 Итого 11 240

Содержание Программы учитывает также возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении

Возраст Возрастные особенности Индивидуальные особенности

Приложение № 1

Социальное обследование семей показало:

  • 29 – неполных семей,
  • 30 – многодетных семей,
  • 1 семья малоимущие.

Дошкольное учреждение посещают 3 опекаемых ребенка.

По национальности: Татары - 7, Лезгины - 1, Чеченцы - 1, Азербайджанцы - 1, Башкиры - 2, Чуваши - 2, Калмыки -1, Ненцы - 1, Украинцы - 2, Ногайцы - 1, Белорусы - 1, Киргизы - 1, Армяне - 1.

Расстановка кадров

Группы раннего возраста от 2 до 3 лет

1 “Ягодка”

  • Воспитатель 1 - образование высшее, II квалификационная категория
  • Воспитатель 2 - образование средне-специальное, II квалификационная категория

Младший воспитатель

8 “Птенчики”

Воспитатель 1 - образование высшее, I квалификационная категория

Исмагилова Рина Рифовна - образование высшее, не имеет квалификационной категории

Младший воспитатель - Ананьева Галина Алексеевна

Группы младшего возраста от 3 до 4 лет

9 “Солнышко”

Воспитатель 1 - образование средне-специальное, II квалификационная категория

Разинкина Инна Сергеевна - образование высшее, I квалификационная категория

Младший воспитатель — Агадуллина Миляуша Бариевна

10 “Матрешка”

Воспитатель 1 - образование средне-специальное, II квалификационная категория

Супрунова Елена Павловна - образование высшее, I квалификационная категория

Младший воспитатель - Джариева Расмия Байрам кызы

Группы среднего возраста от 4 до 5 лет

3 “Березка”

Воспитатель 1 - образование высшее, I квалификационная категория

Фаткуллина Регина Шамильевна – образование высшее, не имеет квалификационной категории

Младший воспитатель –Ибакаева Ирина Генадиевна

6 “Теремок”

Воспитатель 1 - образование высшее, II квалификационная категория

Дегилева Юлия Валерьевна — образование высшее, I квалификационная категория

Младший воспитатель -Марченко Надежда Александровна

Группы старшего возраста от 5 до 6 лет

2 “Совушка”

Воспитатель 1 - образование высшее, I квалификационная категория

Кирилихина Елена Владимировна - образование высшее, I квалификационная категория

Младший воспитатель - Мелнеченко Татьяна

7 “Радуга”

Воспитатель 1 - образование высшее, II квалификационная

Младший воспитатель – Ряжапова Зинфира Сафуановна

Группы старшего возраста от 6 до 7 лет

4 “Непоседы”

Воспитатель 1 - образование высшее, I квалификационная категория

Утешева Оксана Александровна - образование высшее, I квалификационная категория

Младший воспитатель - Халилова Чулпан Рамазановна

5 “Подсолнушки”

Воспитатель 1 - образование высшее, I квалификационная категория

Логвинчук Наталия Валентиновна - образование высшее, I квалификационная категория

Младший воспитатель - Князева Светлана Геннадьевна

Подменный воспитатель

образование высшее, I квалификационная категория

Музыкальный руководитель образование средне-специальное, I квалификационная категория

Учитель-логопед образование высшее, I квалификационная категория

Инструктор по физической культуре образование высшее, I квалификационная категория

Педагог-психолог образование высшее, квалификационной категории не имеет.

Цели деятельности МБДОУ по реализации ООП

  • Создание системы воспитания, обучения и развития, а также присмотра и ухода и оздоровления детей направленной на осуществление образовательного процесса путем обеспечения преемственности в работе семьи, начальной школы в реализации духовного, психофизического развития и здоровья детей;
  • Приобщение детей к основным компонентам человеческой культуры (знание искусство, мораль, труд и т.д.);
  • Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них здорового образа жизни.

Достижение поставленных целей требует решения определённых задач деятельности МБДОУ:

  • Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • Осуществление интеллектуального, социально- личностного, художественно-эстетического и физического развития ребенка; воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, уважительного отношения к духовному и культурному наследию;
  • Взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;
  • Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания , обучения и развития детей.

“Познавательно-речевое развитие детей”: комплексное развитие всех сторон устной речи; подготовка к освоению детьми письменной формы речи (письмо и чтение); содействие развитию у детей познавательных интересов; содействие интеллектуальному развитию ребенка; формирование элементарных математических представлений. Информация для познавательно-речевого развития предоставляется детям в интегрированном виде из разных областей культуры: речевой и языковой, из мира искусств, общественной жизни человека, его здоровья и экологии, математики и естественных наук, ОБЖ и гигиены.

Познавательно-речевое развитие ребенка предполагает наличие у него интеллектуальной и речевой готовности.

Интеллектуальная готовность - это прежде всего общий кругозор ребенка и развитие познавательных процессов: воображения, творчества, мышления (однако в основном мышление дошкольника остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами или их заместителями), а также достаточный уровень сформированности познавательных интересов, их ориентированность на зону ближайшего развития.

Под речевой готовностью понимается сформированность грамматического строя речи, представлений о правильном звукопроизношении, достаточный для общения активный и пассивный словарный запас, владение основами монологической речи; способность к восприятию на слух разговорной речи, к пониманию и использованию символов.

Познавательно-речевая готовность предполагает наличие у ребенка начальных умений учиться самостоятельно: умение выделять учебную задачу и превращать ее в цель деятельности.

Приоритетные направления деятельности МБДОУ по реализации Программы:

  • обогащение содержания и среды развития ребёнка по приоритетному направлению деятельности МБДОУ - познавательно-речевому развитию детей;
  • повышение качества образования дошкольников и совершенствование системы взаимодействия детей и взрослых в воспитательно-образовательном процессе в соответствии с требованиями ФГТ;
  • совершенствование психолого-педагогического сопровождения детей, имеющих ярко выраженные способности;
  • развитие системы взаимодействия с МБОУ СОШ № 13, МБОУ СОШ № 38 в соответствии с ФГТ и ФГОС;
  • расширение образовательных услуг с новым конкурентоспособным качеством (группа кратковременного пребывания);
  • создание условий для совершенствования и развития профессиональной компетентности педагогов;
  • совершенствование мотивационного обеспечения инновационной деятельности в МБДОУ;
  • повышение эффективности использования ресурсов МБДОУ.

Особенности осуществления образовательного процесса в МБДОУ

Приложение № 2

Принципы и подходы к реализации Программы

Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными требованиями:

  • содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования;
  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
  • строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
  • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Программа построена на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания.

Программа

  • соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • сочетает принципы научной обоснованности и практической применяемости;
  • соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности;
  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию ребенка;
  • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
  • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов;
  • предполагает построение процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

А также в программе сочетаются следующие принципы:

Приложение № 3