Непосредственно образовательная деятельность по экологии. "Мы встречаем весну"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: закрепить знания детей о весне.

Образовательные задачи:

  • Совершенствовать умение детей определять (узнавать) весенние месяцы по признакам.
  • Научить детей понимать взаимозависимость различных видов животных и растений друг от друга.
  • Совершенствовать экологические знания.

Развивающие задачи:

  • Развивать познавательную активность детей.
  • Развивать умение эффективно работать в команде.
  • Развивать логическое мышление.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать ценностное отношение к природе, стремление беречь её.

Коррекционные задачи

  • Активизировать использование в словаре детей название весенних месяцев, примет весны.

Здоровьесберегающие задачи:

  • Профилактика умственного утомления детей.
  • Создание условий для улучшения восприятия материала.
  • Увеличение двигательной активности детей в ходе деятельности.

Материалы и оборудование:картинки для построения экологической пирамиды, картинки с изображением разных периодов весны, предметы – заместители, магнитные доски, плакаты: «Поведение в природе», «заготовка для фото на память».

ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Сообщение темы

Дети входят в зал под музыку, строятся полукругом.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами проведём соревнование, к которому давно готовились. У нас уже есть две команды: «Солнышко» – капитан – Кирилл и команда «Облачко» – капитан Полина. Говорить мы будем о природе, о весне. Я думаю, вы без труда справитесь со всеми заданиями. Отвечать надо громко, чтобы ваши ответы все услышали и поняли. Наше соревнование мы проведём на лесной полянке. Смотрите, какая у нас красивая полянка (перечисляет что на ней находится) и пенёчки, проходите, садитесь на них.

Пеньки стоят в одинаковом количестве напротив друг друга.

Воспитатель: Начинаем наше соревнование. У меня будут две бабочки – помощницы (показывает на бабочек–магниты, прикреплённых к доске).При ваших правильных ответах они будут перелетать на следующий цветок (показывает два ряда цветов на магнитной доске для каждой команды), выигрывает та команда, у которой к концу соревнования будет больше весенних цветов.Предлагаю капитанам обменяться приветствиями.

Первый капитан:

Наша планета Земля –
Очень щедра и богата.
Горы, леса и поля –
Дом наш родимый, ребята.

Второй капитан:

Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нет.
Развеем над нею и тучи и дым.
В обиду её никому не дадим.

2. Проверка знаний с опорой на ранее изученный материал

А. Знание природных явлений.

Первое задание.

Воспитатель: Ребята, на нашем волшебном дереве вы видите листочки. По два игрока от команды подойдите и выберите те листочки, которые вам понравились. Но срывать листочки не надо, мы с вами знаем, что это делать нельзя.

Дети проходят и показывают понравившиеся листочки.

Воспитатель: Посмотрите, на нашем волшебном дереве и листочки непростые, на них цифры. Какие цифры на ваших листочках? Дети отвечают.
Подойдите к коврику и выберите конверты с такими же цифрами.

Дети выбирают и отдают конверты воспитателю.

Воспитатель: Дети, я прочту задание для каждой команды, вы должны посовещаться, пока звучит музыка, и выбрать, кто будет отвечать на вопрос.

Воспитатель читает задания для каждой команды из двух конвертов.

Для команды «Солнышко»: Зачем поют птицы?
Для команды «Облачко»: Почему цветы красивые и душистые?

Звучит музыка. После обсуждения воспитатель читает вопрос еще раз. Участники по очереди отвечают на вопросы. Задание повторяется с использованием ещё двух конвертов.

Для команды «Солнышко»: Какие птицы первыми возвращаются в родные края?
Для команды «Облачко»: Какие цветы расцветают весной первыми?

Подведение итогов первого задания.

Б. Решение экологических задач

Второе задание – «Конкурс капитанов»

Воспитатель: Капитаны подойдите ко мне. Задание называется – «Этажи леса». Перед вами деревья, ваша задача – расселить животных и птиц по этажам.

На листах, расположенных на магнитных досках (для каждой команды) нарисованы два дерева. У каждого капитана набор картинок с изображением насекомых, зверей и птиц.

Воспитатель: Капитаны работают, а у нас с вами другое задание. Встаньте, пройдите к озеру, сядьте на коврик. Мы будем решать экологические задачи.

1) Первая задача называется «Хорошие и плохие поступки».

Воспитатель: Перед вами плакат с изображением хороших и плохих поступков человека в природе. Каждой команде я даю фломастер и вы по очереди, не подсказывая друг другу, отметите хорошие поступки знаком плюс, плохие – знаком минус. Я буду наблюдать, как вы выполняете задание.

Подведение итогов: воспитатель, одновременно демонстрируя плакаты с выполненным заданием, предлагает детям проверить правильность выполнения задания командой соперников. Присваивает очки.

Воспитатель: Давайте вернёмся на наши пенёчки. Если капитаны справились с заданием, то могут к нам присоединиться.

2) Вторая экологическая задача «Закончи предложение».

Воспитатель: Я буду читать вам предложения, а вы по смыслу должны его продолжить и завершить. По два предложения для каждой команды.

Подведение итогов.

Воспитатель: Давайте вместе посмотрим, как справились с заданием наши капитаны. Подойдите ко мне.

Воспитатель поворачивает доски к детям.

3) Последняя экологическая задача называется «Меняю квартиру».

Воспитатель: Дети, у каждого из нас есть свой дом, где мы живём на большой планете Земля. У лесных жителей тоже у каждого своя квартира. Проверьте, правильно ли расселили лесных жителей наши капитаны?

Дети высказывают своё мнение. Оценка выполнения задания.

Воспитатель: Ребята, люди иногда меняются квартирами. Представьте, что медведь повесил в лесу такое объявление: «Птицы и зверьё меняйте своё жильё, кому слишком жарко, кому слишком сыро медведь подыщет другую квартиру». (Воспитатель вывешивает такое объявление.)

Воспитатель: Что будет, если белка и крот поменяются квартирами?

Воспитатель меняет фигурки зверей на дереве.

Воспитатель: Отвечает команда «Солнышко». Ответы детей.
А команда «Облачко» скажет, что произойдёт, если квартирами поменяются ястреб и дятел.

Воспитатель меняет фигурки птиц на дереве. Ответы детей. (При затруднении воспитатель задаёт наводящие вопросы.)
Подведение итогов.

3. Закрепление знаний по теме

Входит Весна (роль исполняет взрослый), дети становятся вокруг неё:

– Здравствуйте, ребята. Вы так хорошо танцевали и так много знаете о природе и обо мне, что я решила ненадолго к вам заглянуть. Мне хочется, чтобы вы рассказали мне о моих братцах – весенних месяцах (показывает картинки с изображением братьев-месяцев).

На столе лежат картинки с признаками каждого месяца весны.

Весна: Посмотрите внимательно на картинки и выберите признаки весенних месяцев, прикрепите картинки возле каждого моего братца. Воспитатель будет выбирать признаки месяца – марта, команда «Солнышко» – признаки апреля, а команда «Облачко» – мая.

Все выполняют задание.

Весна: Расскажите мне немного о каждом весеннем месяце.

Начинает рассказ воспитатель о марте, далее продолжают дети об апреле и мае.
Весна благодарит детей и подводит итоги.

Весна: Давайте присядем на пенёчки. Ребята, со мной вместе прилетели перелётные птицы. Сможете ли вы их узнать по голосу?

Задание «Узнай птиц по голосу». Воспитатель включает фонограмму. Дети слушают голоса и называют птиц.

«Весна» старается активизировать ответы детей, помогает им.
Воспитатель поощряет правильные ответы детей. Подводит окончательные итоги соревнования.

4. Итог занятия

Воспитатель: Дети, вы справились со всеми заданиями. И хотя вы соревновались, все равно вы одна дружная команда. Давайте вместе сфотографируемся на память и споём песню.

Песня «Как прекрасен этот мир», психологическое упражнение «фотография на память».