"Свойства площадей". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Пояснительная записка

Предлагаемый урок-исследование рассчитан на учеников, которые были знакомы на уроках математики в начальной школе с формулами вычисления площади прямоугольного треугольника, площади квадрата и прямоугольника. Данный урок помогает обобщить ранее известный материал и расширить знания, изучив свойства площадей, которые помогают решать поставленные практические задачи.

Использование метода исследования при изучении данной темы является хорошим средством изучения и обогащения процесса учения творческими видами деятельности на уроках математики.

Во время проведения последнего этапа урока, этапа применения, учителю необходимо заранее подготовить мозаику из картонных деталей (прямоугольные треугольники, квадраты и прямоугольники), которые затем сложатся в фигуру (изображение фигуры должно быть заранее представлено на отдельном листе для группы). Эта работа дает возможность пятиклассникам усвоить знания не умозрительно, а практически и творчески.

Цель:

  • научиться вычислять площади фигур, состоящих из нескольких других: прямоугольных треугольников, квадратов, прямоугольников;
  • вывести свойства площадей фигур;
  • научить детей пользоваться полученными знаниями для решения практических задач.

Обобщение урока: Площади равных фигур равны. Площадь фигуры равна сумме площадей, входящих в неё фигур.

Совершенно новая, незнакомая для нас проблема может быть решена на основе применения старых знаний.

Ход урока-исследования (индуктивного типа)

I. Мотивация.

Для создания мотивации к исследованию можно предложить учащимся на доске рисунок «плоскостного зайчика», прямоугольного треугольника и квадрата.

Учитель: Расположите, пожалуйста, на доске предложенные фигуры в порядке возрастания площадей? Что для этого необходимо сделать?

Учащиеся делятся своими предположениями.

Гипотезы записывает на отдельных листах.

II. Организация исследования.

Учитель: Прекрасно! У вас много идей! Много предположений!

Посчитайте площади предложенных фигур.

Попробуйте это сделать в группах.

III. Обмен информацией.

Каждая группа представляет свою работу и получившиеся значения площадей фигур.

IV. Анализ и связывание информации.

Выделяем общее в работах (равные площади фигур, одинаковое деление фигуры «плоскостного» зайчика на прямоугольники, квадраты и прямоугольные треугольники ). Объединяем выводы каждой группы.

Учитель: Какие величины у вас получились? Почему?

Задача была новая, а почему вы смогли справиться с ней?

Как удалось решить новую проблему?

Какие выводы о проделанной работе вы можете сделать?

Выслушать детей и сформулировать обобщение:

ПЛОЩАДИ РАВНЫХ ФИГУР РАВНЫ.
ПЛОЩАДЬ ФИГУРЫ РАВНА СУММЕ ПЛОЩАДЕЙ, ВХОДЯЩИХ В НЕЕ ФИГУР.

СОВЕРШЕННО НОВАЯ, НЕЗНАКОМАЯ ПРОБЛЕМА ДЛЯ НАС МОЖЕТ БЫТЬ РЕШЕНА НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ СТАРЫХ ЗНАНИЙ.
МЫ УБЕДИЛИСЬ НА СОБСТВЕННОМ ОПЫТЕ, ЧТО НОВОЕ ВСЕГДА СВЯЗАНО СО СТАРЫМ.

V. Применение.

Выложить сложную фигуру с помощью предложенных фигур и по имеющемуся образцу. Найти её площадь.

(Учащимся дают пазлы для работы.)

Приложение.