Создание условий для оптимизации двигательной активности детей и физической готовности к школе через систему физкультурно-оздоровительной работы

Разделы: Работа с дошкольниками


I. Наименование опыта

Создание условий для оптимизации двигательной активности детей и физической готовности к школе через систему физкультурно-оздоровительной работы в МБДОУ ЦРР д/с №5.

Чернышова Татьяна Валентиновна, инструктор по физической культуре, высшая квалификационная категория.

Юденкова Наталия Анатольевна, инструктор по физической культуре, первая квалификационная категория.

Данный опыт посвящен проблемам здоровья, физического воспитания дошкольников, активизации их двигательной деятельности, готовности к школе.

II. Условия возникновения, становление опыта.

Детский сад располагает определенными условиями, необходимыми для успешной реализации воспитательно-образовательного процесса и физкультурно-оздоровительной работы. Учреждение находится рядом с лесопарковой зоной, есть два спортивных зала, оснащенные стандартным оборудованием и нетрадиционным спортивно-игровым инвентарем, бассейн, спортивная площадка.

Осуществляется активное взаимодействие с учреждениями города: ДЮСШ, городским бассейном, ЦВР “Лад”, СОШ №1, СОШ №2, где старшие воспитанники могут заниматься в различных спортивных секциях и проводить совместные мероприятия со школьниками, следить за спортивными достижениями бывших выпускников детского сада.

Групповые помещения оборудованы с учетом возрастных особенностей детей, их физиологическими и функциональными возможностями, двигательными потребностями.

Дошкольное учреждения работает по программе развития ребенка-дошкольника “Истоки”, разработанной авторским коллективом Центра “Дошкольное детство” им. А.В.Запорожца.

Содержание образовательной области “Физическая культура” интегрируется с содержанием образовательных областей: “Здоровье” (формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека), “Музыка” (развитие музыкально-ритмической деятельности на основе физических качеств и основных движений детей), “Безопасность” (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в семье и обществе, а также безопасности окружающего мира), “Социализация” (формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях).

III. Актуальность и перспективность опыта.

В период коренных социальных преобразований и реформ, экономической модернизации общества, а также в связи углублением экологических проблем, вопросам охраны и укрепления здоровья уделяется особое внимание, так как тенденция к ухудшению здоровья детей имеет место быть. Создание благоприятных условий для полного физического, психического и социального благополучия ребенка, является одной из главных задач ДОУ.

Двигательная активность (естественная потребность в движении) — один из многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, удовлетворение которой и есть важнейшее условие всестороннего развития и воспитания ребенка.

Только оптимальный двигательный режим может оказать на организм благоприятное воздействие. Гиподинамия (режим малоподвижности) и гиперкинезия (чрезмерная подвижность) влекут за собой отрицательные последствия для детского организма.

Созданию предпосылок для обеспечения детей рациональным уровнем двигательной активности необходимо уделять особое внимание.

Важной предпосылкой возникновения данного опыта является изучение и внедрение педагогами ДОУ программы развития ребенка-дошкольника “Истоки”, а также работа с методическими пособиями и статьями, связанными с проблемами здоровья и двигательной активности ребенка.

Введенные в действие Федеральные Государственные Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования от 16 апреля 2010 года №655 предполагают корректирование и совершенствование физкультурно-оздоровительной системы. В результате освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования в области “Физическая культура” старший дошкольник характеризуется:

  1. Устойчивым положительным отношением к себе, своим физическим возможностям, уверенностью в своих силах, опирающейся на разнообразный моторный опыт и развитием соразмерно возрастным особенностям, физическим потребностям.
  2. Инициативностью и самостоятельностью в выборе рода занятий в физкультурно-предметной среде, активным взаимодействием со сверстниками и взрослыми в разнообразных формах двигательной активности.
  3. Развитыми познавательными способностями, широкой наблюдательностью, желанием наблюдать, экспериментировать, придумывать новые виды движений, способностью видоизменять ранее усвоенные образцы двигательных действий на основе усвоенных основных.
  4. Сформированностью внутреннего плана действий, развитостью функций воображения, становлением произвольного предметного действия, проявлением волевого начала, стремлением к достижению цели.
  5. Развитостью фантазии, воображения и активного творчества в подвижных играх. Доброжелательностью в оценке поведения своих партнеров в игровых ситуациях, проявлением чувства собственного достоинства и уважением к достоинству других.

IV. Ведущая педагогическая идея.

Ведущая педагогическая идея предполагает создание целостного образовательного пространства на основе здоровьесберегающих технологий с целью оптимизации двигательной активности детей в ДОУ и обеспечение физической готовности к школе.

V. Теоретическая база опыта.

В основу данного опыта положены :конструктивные идеи ряда авторов по созданию в условиях дошкольного учреждения рационального индивидуально-дифференцированного двигательного режима, способствующего оптимизации двигательной активности детей, заложенные программой развития ребенка-дошкольника “Истоки”; работы М.А.Руновой по проблемам физического воспитания дошкольника и активизации их двигательной деятельности; рекомендации сотрудников ВИПКРО Е.А.Колгашкиной, Л.Н.Прохоровой, Л.Г.Русовой по организации физкультурно-оздоровительной работы в условиях ДОУ, новые ФГТ.

VI. Новизна опыта.

Новизна данного опыта заключается в:

  • создании “двигательного пространства” – развивающей предметной среды для организованной и самостоятельной двигательной деятельности детей, представляющей возможность каждому ребенку проявить свою творческую активность, самостоятельность помогающую привить интерес к физкультуре, создать эффект психологического комфорта;
  • интегрирование образовательной области “Физическая культура” с содержанием образовательных областей “Здоровье”, “Музыка”, “Безопасность”, “Социализация”;
  • взаимодействие с социумом (совместные занятия и физкультурный досуг с выпускниками), экскурсии в ДЮСШ, ЦВР “Лад” (спортивные, туристические секции), мастер-классы родителей — тренеров ДЮСШ;
  • введение в практику эколого-оздоровительных походов в разное время года;
  • инновационные формы оздоровления.

Учитывая основные положения программы “Истоки” и Федеральные Государственные Требования от 16 апреля 2010 года №655 в ДОУ разработана вариативная модель двигательного режима с учетом местных условий и индивидуально-дифференцированного подхода к детям.

Опираясь на методические рекомендации сотрудников ВИПКРО Е.А.Колгашкиной, Л.Г.Русовой, Л.Н.Прохоровой, детский сад работает по предложенной системе физкультурно-оздоровительной работы. Для этого разработана вариативная модель системы целостного физкультурно-оздоровительного процесса в ДОУ.

VII. Технология опыта

Учитывая новые требования в образовании, ориентируясь на ФГТ от 16 апреля 2010 г. №655, используя в работе программу воспитания “Истоки”, педколлектив ДОУ обозначил своей целью создание целостного педагогического процесса, направленного на обеспечение максимального развития личности каждого ребенка, укрепление его психофизического здоровья и обеспечение физической готовности к школе. Достижение этой цели предполагается через решение следующих задач:

  1. Оздоровительные
    • охрана жизни и укрепление здоровья, обеспечение нормального функционирования всех органов и систем организма;
    • всестороннее физическое совершенствование функций организма;
    • повышение работоспособности и закаливания.
  1. Образовательные
    • формирование двигательных умений и навыков;
    • развитие физических качеств;
    • овладение ребенком элементарными знаниями о своем организме, роли физических упражнений в его жизни, способах укрепления собственного здоровья.
  1. Воспитательные
    • формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями;
    • разностороннее гармоничное развитие ребенка (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое);

Для успешной реализации физкультурно-оздоровительного процесса в ДОУ разработана вариативная модель двигательного режима.

Первое место в двигательном режиме занимают занятия по физической культуре и плаванию, как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей.

Занятия рассматриваются с позиций, что это увлекательная радостная совместно со взрослыми двигательная деятельность. На основе принципа “фасцинации” – очарование физкультурой.

Каждое занятие по физкультуре должно приносить радость ребенку, пробуждать у него интерес, стимулировать творческую активность, развивать потребность в разных видах упражнений и подвижных играх. С этой целью широко используются разные педагогические приемы и методы, выбор которых определяется конкретной педагогической задачей, особенностями программного содержания, подготовленностью детей и другими условиями.

На каждом занятии решается комплекс оздоровительных, образовательных, воспитательных задач.

Эффективность занятий по физической культуре и плаванию в ДОУ во многом определяется пониманием основных целей, среди которых можно выделить:

  • удовлетворение естественной биологической потребности ребенка в движении;
  • обеспечение развития и тренировки всех систем и функций организма ребенка через специально организованные оптимальные для каждого возраста физические нагрузки;
  • формирование и развитие двигательных умений и навыков;
  • активизация мыслительной деятельности, поиск адекватных форм поведения в необычных ситуациях;
  • формирование положительных эмоций, проявление нравственных качеств и творческих способностей.

Занятия проводятся 3 раза в неделю (2 занятия в спортивном зале, 1 занятие в бассейне в каждой возрастной группе), продолжительностью соответственно программе.

В работе используются различные типы занятий (игровые, сюжетные, тренировочные, традиционные, тематические, комплексные, контрольно-проверочные, занятия по интересам, интегрированные). В практику вошли занятия — круговая тренировка с привлечением бывших воспитанников. Структура занятия определяется поставленными задачами и особенностями организма ребенка.

Для успешной реализации программного содержания занятия в спортзалах и бассейне имеется необходимый набор физкультурного и спортивно-игрового оборудования, способного обеспечить детям оптимальную двигательную деятельность, создать обстановку психологического комфорта. Спортзалы оснащены не только стандартным оборудованием, но и нетрадиционным игровым материалом, сделанным руками педагогов, с учетом гигиенических требований и функциональных возможностей ребенка.

Второе место в двигательном режиме принадлежит физкультурно-оздоровительным мероприятиям. К ним относятся: утренняя гимнастика, подвижные игры. Физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой, прогулки-походы в лес, гимнастика после дневного сна, корригирующая гимнастика. Индивидуальная работа. Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, способствует обмену веществ.

Содержание традиционного типа утренней гимнастики составляют упражнения, рекомендованные программой для данной возрастной группы.

Наряду с традиционным типом утренней гимнастики в практике дошкольного учреждения используются ее варианты, отличающиеся от традиционного комплекса по содержанию или методике проведения: утренняя гимнастика игрового характера, сюжетная, с использованием полосы препятствий, с элементами ритмопластики.

Физкультминутки и двигательные разминки применяются с целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне. Физкультминутки могут проводиться в форме общеразвивающих упражнений, подвижной игры, дидактической игры с разными движениями, танцевальных упражнений и игровых упражнений. Они могут сопровождаться текстовкой, связанной или не связанной с содержанием занятия.

Прогулки-походы в лес представляют собой один из важнейших организованных видов двигательной деятельности, в ходе которой решаются не только оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей, повышается их двигательная активность, укрепляется здоровье но и воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе. Практикуются в основном с детьми старшего дошкольного возраста, так как они отличаются высокой степенью самостоятельности и организованности, что является важным условием для проведения прогулок-походов в лес. Походы могут быть разные. В зависимости от сезонных и погодных условий определяются цели и задачи. Важно, чтобы они были насыщены разнообразным двигательным содержанием: ходьба в разном темпе, подскоки, подвижные игры, спортивные упражнения, пробежки в медленном и среднем темпе, игры-эстафеты и т.д.

Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушения осанки и стопы.

Третье место в двигательном режиме занимает физкультурный досуг в спортзале и бассейне. В программу оздоровительного досуга включаются физические упражнения, комплексы ритмопластики, танцы, подвижные игры, эстафеты, песни, стихи, загадки, театрализованные постановки. Спортивный досуг выполняет образовательную, воспитательную, эстетическую функцию, одним словом, развивают детей и физически и духовно.

Физкультурный досуг и спортивный праздник всегда несут в себе элемент показательности, они своего рода подведение итогов за некоторый период: на них дети демонстрируют то, чему научились на занятиях физкультуры и плавания, показывают свои достижения в развитии двигательных качеств — ловкость, силу, гибкость, быстроту и координацию движений. Кроме того, это всегда положительные эмоции, всеобщее веселье, приятные сюрпризы.

В нашем детском саду практикуется проводить физкультурные праздники с активным участием родителей.

Четвертое место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей, дающей широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Этот вид деятельности организуется в разное время дня: утром до завтрака, в часы игр после дневного сна и во время прогулок. Активные действия детей должны чередоваться с более спокойной деятельностью. При этом важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его самочувствие. Самостоятельная двигательная деятельность осуществляется под руководством или наблюдением воспитателя.

При планировании самостоятельной деятельности важно позаботиться о создании физкультурно-игровой среды (пространства, достаточное для движений, разнообразие и чередование пособий и игрушек), выделить в режиме дня специальное время для самостоятельных игр детей.

Задача руководства самостоятельной двигательной деятельностью постепенно вовлекать малоподвижных детей в активную деятельность, а чрезмерно подвижных переключать на более спокойную.

Приемы руководства:

  • установление контакта педагога с каждым ребенком для выполнения его интереса к играм, упражнения, пособиям;
  • умелое воздействие педагога на двигательную активность детей;
  • установление связи в содержании организованной и самостоятельной двигательной деятельности;
  • рациональное использование физкультурных пособий;
  • организация пространства для самостоятельной двигательной деятельности;
  • совместное выполнение упражнений;
  • поощрение творческой инициативы и самостоятельности ребенка;
  • объединение детей с разным уровнем двигательной активности в совместные игры;
  • использование игровых упражнений разной степени интенсивности.

Описанная технология работы способствует реализации обозначенной в опыте идеи. Проблемы физического воспитания дошкольников и активизации их двигательной деятельности заставляют ДОУ искать пути сотрудничества со школой, семьей, общественностью.

Только при комплексном подходе к этой проблеме можно добиться положительных результатов и воспитать физически и психически здоровую, творческую личность, способную жить в социуме.

VIII. Результативность.

Работа, направленная на совершенствование двигательного режима, обеспечение физической готовностью к школе, выявила положительное ее влияние на развитие двигательной сферы детей. На основе “Мониторинга физической подготовленности”, тестов, предложенных программой “Истоки”, диагностики по плаванию Казаковцевой была проанализирована динамика развития физической подготовленности детей наблюдаемой группы. Выявилась тенденция увеличения показателей их двигательных возможностей.

Сопоставление всех диагностических показателей позволило распределить детей по трем уровням физической подготовленности (высокий, средний, низки). Результаты показателей сопоставлялись с ориентировочными показателями, предлагаемыми программой “Истоки”. Дети, имеющие показатели, находящиеся в рамках возрастных норм, были отнесены к среднему уровню физической подготовленности, с показателями выше и ниже базисных — к высокому и низкому уровням соответственно. Наиболее информативным показателем эффективности методов регулирования двигательной активности является повышение сопротивляемости организма детей.

Количество дней пропущенных одним ребенком по болезни в наблюдаемой группе составили:

2009 г. – 12 д/дн.
2010 г. – 11 д/дн.
2011 г. – 9,5 д/дн.
2012 г. – 8,1 д/дн.

Показателем результативности работы, направленной на развитие двигательной сферы детей, в частности, на развитие основных движений и физических качеств является ежегодное участие команды детей подготовительных групп “Спартачок” в городском спортивном празднике “Крепыш” и занимающей призовые места:

2007 г. – 1 место
2008 г. – 1 место
2009 г. – 2 место
2010 г. – 1 место
2011 г. – 1 место
2012 г. – 1 место

Наши выпускники посещают различные секции в учреждениях города: футбол, большой теннис, баскетбол, плавание, греко-римская борьба, туризм, авиамоделирование и др. Многие из них добились высоких спортивных результатов. Среди них есть мастера спорта, победители областных и российских соревнований.

IX. Адресная направленность.

Данный опыт может быть использован инструкторами по физической культуре, воспитателями ДОУ для создания оптимальной двигательной активности детей с целью охраны и укрепления здоровья, развития физических качеств, овладения техникой всех видов жизненно важных движений, формирования у детей потребности в регулярных занятиях физкультурой, развития положительных эмоций, дружелюбия, повышения уровня произвольности действий, то есть с целью получения того, что так необходимо для успешной учебы в школе.

Модель двигательного режима, состоящая из разнообразных видов и форм двигательной деятельности, может быть взята за основу построения вариативных двигательных режимов в любом ДОУ.

Полность работу вы можете прочитать здесь