Мастер-класс "Применение кейс-технологии на основе деятельностного подхода при обучении физике"

Разделы: Физика, Общепедагогические технологии


Актуальность: каждый преподаватель должен иметь свой интересный инструмент познания, который станет интересен и ученикам, а также способствует им быть активными участниками учебного процесса. (Приложение, слайд 2)

Цель: каждый преподаватель должен иметь свой интересный инструмент познания, который станет интересен и ученикам, а также способствует им быть активными участниками учебного процесса.

Задачи: Отработка алгоритма применения кейс-технологии; Формирование умения использовать полученные навыки для решения актуальных педагогических проблем. (Приложение, слайд 3)

Кейс-технология

Это метод активного проблемно–ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов). Особенностью метода case - технологий является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Непосредственная цель метода – совместными усилиями группы учеников проанализировать ситуацию (case), возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика! (Приложение, слайд 4)

Этапы кейс метода

  • Представление конкретных жизненных ситуаций;
  • Осмысление ситуаций, не имеющих однозначного решения;
  • Актуализация комплекса знаний для решения проблемы;
  • Выработка моделей действий для разрешения ситуаций. (Приложение, слайд 5)

Работа ученика с кейсом

  • 1 этап — знакомство с ситуацией, её особенностями;
  • 2 этап — выделение основной проблемы (проблем);
  • 3 этап — анализ принятия того или иного решения;
  • 4 этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения. (Приложение, слайд 6)

Действия учителя

  • создание кейса или использование уже имеющегося;
  • распределение учеников по малым группам (4-6 человек);
  • знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий;
  • организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков;
  • работа с кейсом;
  • организация презентации решений в малых группах;
  • организация общей дискуссии;
  • обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации;
  • оценивание учащихся преподавателем. (Приложение, слайд 7)

Источники кейсов

  • Реальная жизнь;
  • Средства массовой информации;
  • Анализ научных статей, монографий;
  • Художественная и публицистическая литература;
  • Интернет. (Приложение, слайд 8)
  • Кейс по теме “Давление”

Проблема

Может ли современное общество развиваться вне связи с таким физическим явлением как давление? (Приложение, слайд 9)

“Медицина”

Проблема: Может ли современная медицина развиваться вне связи с таким физическим явлением, как ДАВЛЕНИЕ?

Вопросы к кейсу:

1. Почему человек в условиях высокогорья чувствует недомогание?

2. Какие отклонения в самочувствии часто ощущают люди в условиях высокогорья? Как с точки зрения медицины и физических процессов можно объяснить причины ухудшения самочувствия?

3. Действие, каких медицинских приборов обусловлено воздействием давления на организм человека?

4. Можно ли исключить использование приборов в медицинской практике? (Приложение, слайд 14)

“Техника”

Проблема: Может ли современная техника развиваться вне связи с таким физическим явлением, как ДАВЛЕНИЕ?

Вопросы к кейсу:

1. По каким дорогам могут передвигаться танки?

2. Пройдёт ли танк, если настил выдерживает P = 15000 Па?

3. Применяется ли способ передвижения настила в природе, в технике?

4. Можно ли исключить такой способ преодоления препятствия и в будущем обойтись без него? (Приложение, слайд 15)

“Служба спасения”

Проблема: Может ли современная служба спасения развиваться вне связи с таким физическим явлением, как ДАВЛЕНИЕ?

Вопросы к кейсу:

1. Что нужно сделать, чтобы уменьшить давление на лед?

2. Пройдёт ли человек, если лед выдерживает P = 15000 Па?

3. Применяется ли такой способ спасения тонущего человека в настоящее время?

4. Можно ли исключить такой способ спасения и в будущем обойтись без него?

(Приложение, слайд 16)

Рефлексия

Всесторонне изучив данную проблему, пришли к выводу, что современное общество не может развиваться вне связи с таким физическим явлением как давление. (Приложение, слайд 17)

Вывод

Преимущества кейс-технологий

  • использование принципов проблемного обучения — получение навыков решения реальных проблем, возможность работы группы на едином проблемном поле, при этом процесс изучения, по сути, имитирует механизм принятия решения в жизни, он более адекватен жизненной ситуации, чем заучивание терминов с последующим пересказом, поскольку требует знания и понимания терминов, умения ими оперировать, выстраивая логические схемы решения проблемы, аргументировать своё мнение;
  • получение навыков работы в команде;
  • выработка навыков простейших обобщений;
  • выработка навыков вести презентации, пресс-конференции, умения формулировать вопрос, аргументировать ответ.

Практически любой преподаватель, который захочет внедрять кейс-технологии, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, пройдя тренинг и имея на руках учебные ситуации. (Приложение, слайд 18)