Родительское собрание по теме "Карманные деньги"

Разделы: Работа с родителями


Форма проведения: беседа.

Цель классного часа: обсудить проблему формирования экономического сознания и поведения школьников.

Задачи классного часа:

  • Определить значение карманных денег для подростка.
  • Обобщить опыт семейного воспитания в семье.

Целевая аудитория: родители учащихся.

Предварительная подготовка: анкетирование учащихся класса, сбор информации.

Ход классного часа

I. Вступительное слово классного руководителя.

В нашей стране отношение многих родителей к карманным деньгам и самостоятельным заработкам ребёнка до сих пор остаётся двойственным. С одной стороны, многие боятся, что деньги “испортят” ребёнка, с другой, дети должны учиться “общаться” с деньгами, знать им счёт. Я предлагаю вам на сегодняшней нашей встречи обсудить тему “Карманные деньги” и ответить на вопрос: давать или нет детям деньги на карманные расходы?

Вы спросите, зачем вообще детям деньги, если родители и так покупают им все необходимое: еду, одежду, игрушки, телефон, Интернет? Но карманные деньги – это личные средства ребенка, которые он вправе тратить по своему усмотрению. Специалисты считают, что детям они совершенно необходимы, в первую очередь для того, чтобы те научились самостоятельно обращаться с финансами. Вы же не будете всю жизнь ходить с чадом по магазинам? К тому же они научат ребенка бережливости: имея на руках ограниченную сумму, он будет думать, что купить в первую очередь, а что – во вторую.

II. Тест для родителей “Ребёнок и деньги”. Приложение 1.

Проверьте себя! Как в вашей семье обстоит дело с обсуждаемой проблемой? Для ответа на этот вопрос поможет наш маленький тест.

III. Результаты анкетирования учащихся класса по теме собрания.

А теперь давайте рассмотрим и обсудим результаты анкетирования ваших детей. Ребятам было предложено ответить на три вопроса:

  1. Нужны ли вам карманные деньги?
  2. Дают ли родители вам карманные деньги?
  3. На что вы тратите полученные от родителей деньги?

IV. Когда и сколько давать.

Итак, вопрос, давать деньги или не давать, даже не стоит – конечно же, давать! Другое дело – когда и сколько. Что вы думаете по этому поводу? (ответы родителей)

Насчет “когда” психологи единодушны – с того момента, когда ребенок пойдет в школу, то есть с 6-7 лет. А вот сумма “субсидии” зависит от ваших финансовых возможностей и от возраста ребенка. А какую сумму вы выделяете своему ребенку на карманные расходы? (ответы родителей)

По результатам опроса, средняя сумма, которую выдают старшеклассникам родители на карманные расходы, – 800 руб. в месяц, не считая оплаты мобильного телефона и Интернет. Но нельзя давать слишком много, иначе ребенок не поймет ценности денег и не научится ими грамотно распоряжаться.

V. Контроль отменяется.

Стоит ли контролировать, на что ребенок тратит свои карманные деньги?

(Ответы родителей)

Конечно же, контролировать сколько и на что потратил деньги ребенок не стоит. Иначе он может решить, что вы ему не доверяете. Тем более не стоит возмущаться, если он спустит деньги на всякую ерунду.

VI. 5 “карманных запретов”.

Памятка для родителей:

  1. Нельзя давать деньги в качестве вознаграждения за вымытую посуду, хорошее поведение или пятерку в дневнике. (Карманные деньги – один из приемов воспитания самостоятельности, а не награда. Точно так же нельзя лишать ребенка финансов, если он получил двойку или не вынес мусор, – это уже похоже на манипуляцию).
  2. Нельзя ругать ребенка, если он потратил сразу всю сумму и просит добавки. (Отнеситесь к этому с пониманием: ребенок только учится управлять финансами. Если такие случаи повторяются, выдавайте ребенку деньги мелкими порциями, но почаще. А вот компенсировать истраченное не советуем. Пусть терпеливо ждет очередной “зарплаты”).
  3. Нельзя спонсировать ребенка в зависимости от своего настроения или самочувствия. (Этим вы навязываете ребенку роль просителя, что унизительно. Желание ребенка пополнить свой бюджет законно. Раз уж вы решили выдавать ему определенную сумму, держите слово. Исключение – ситуация, когда лишних денег объективно нет).
  4. Нельзя давать ребенку деньги на личные нужды, попутно указывая: “Ты можешь, конечно, купить жвачку или шоколадку. Но из этой суммы нужно выкроить себе на поездку”. (Возможность распоряжаться карманными деньгами подразумевает право выбора, а в данном случае вы этого лишаете).
  5. Нельзя увеличивать сумму “дотаций”, если ребенок закончил четверть без троек или победил на соревнованиях. (При этом опять же происходит привязка карманных денег к успехам ребенка, а эти понятия не должны смешиваться. Хотите сделать ему приятное – купите подарок).

VII. Подведение итогов собрания.

Итак, уважаемые родители, деньги для детей – хорошее учебное пособие перед взрослой жизнью. Карманные деньги – лучший тренажер финансовой самостоятельности для наших детей. Давайте подведем итог, когда же можно давать ребенку деньги, а когда нельзя.

Выводы:

Давать деньги можно, если…

… он понимает, что они нелегко достались отцу и матери, бабушкам и дедушкам. В семьях, где их старшие члены рассказывают младшим о своей работе, о проблемах труда, те могут проявить должное понимание уже в 1-м классе.

… он знает, зачем ему нужны деньги, и может довольно внятно ответить, на что их израсходует. Будет ли он ежедневно покупать себе жвачку, лакомство или откладывать рубли в копилку, главное – чтобы траты были продуманными и целесообразными.

… он умеет приобретать нужное в торговых точках. Проверьте это практически: пусть делает небольшие покупки для дома, рассчитывая полученную сумму так, чтобы её хватило на то, что нужно купить.

Ребёнок не дорос до карманных денег, если…

…он слабо представляет, где и как трудятся родители, что такое зарплата и откуда она берется. Причём такая наивность присуща, бывает, не только деткам обеспеченных родителей, но и ребятишкам тех мам и пап, которые имеют крайне низкие и тяжко достающиеся доходы, но стараются скрывать это от окружающих.

…он не умеет отказываться от мелких желаний ради “высокой цели”. Ему не по душе ограничивать себя в своих прихотях, он отказывается копить деньги на какую-то крупную покупку.

…он не управляем. Если он скверно ведёт себя, не держит данного им слова, любит приврать, выделяемые деньги сослужат ему плохую службу.

Я благодарю вас за эти минуты общения и с нетерпением жду дальнейшей встречи. Спасибо!