Могу ли я участвовать в управлении государством

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


Цели:

  • Сформировать представление обучающихся о выборах, как о демократическом способе формирования государственных органов.
  • Помочь обучающимся приобрести целостное знание об избирательной системе в Российской Федерации.
  • Способствовать формированию таких качеств, как самостоятельность в принятии решений и осуществлении выбора, гражданская ответственность.

Эпиграф:

“Те, кто Россией призван управлять,
Должны людьми быть совести и чести!”
(М.И. Кириллов)

На доске высказывания известных людей:

– «Свобода возможна только при демократии, то есть при доступном для всех участии в волеизъявлении». (Карл Ясперс нем. Философ)

– «Современные выборы, возможно, всего лишь карикатура на идею участия в делах государства, но в любом случае они остаются символом того, что может воплотиться в жизнь». (Раймон Арон,фр. Политолог)

Ход урока

№ п/п

Этап урока Временные рамки (в минутах)
1 Фронтальная беседа 5
2 Новая тема 20
3 Работа в группах 10
4 Сведения из истории избирательного права 5
5 Самостоятельная работа 10–15
6 Работа в группах 10
7 Тесты 10
8 Подведение итогов тестов 5
9 Итог урока 5
10 Домашнее задание 5

В начале урока проводится фронтальная беседа с обучающимися по пройденной теме «Политические режимы»

Вопросы:

  1. Почему тоталитарный режим невозможен в условиях многопартийности?
  2. Какую роль играет при тоталитаризме идеология?
  3. Может ли тоталитарный режим не быть террористическим?
  4. Каковы характерные черты авторитарного режима?
  5. Что такое демократия?
  6. Почему демократия невозможна без плюрализма?

Роль выборов в современной России.

Учитель говорит о том, что во время выборов или референдума власть в буквальном смысле слова переходит к народу, идущему на избирательные участки. Участие в выборах – проявление политическое и правовой зрелости каждого взрослого человека.

Работа с высказываниями К.Ясперса и Р. Арона.

Вопросы.

  1. Какова основная мысль каждого высказывания?
  2. Что объединяет высказывания двух известных людей?
  3. Какова основная цель выборов?

Далее старшеклассники работают с учебным пособием и делают вывод об основных принципах демократических выборов.

Избирательное право.

Учитель говорит о том, что избирательное право включает:

А) избирательные права граждан.
Б) нормы права, обеспечивающие справедливость участия граждан в управление страной.

Демократичность выборов в России обеспечивается Конституцией РФ и соответствующими федеральными законами: «О выборах депутатов Государственной Думы», «О выборах Президента Российской Федерации», «О референдуме Российской Федерации» и другими. Учащиеся работают со статьями 32 и 81 Конституции РФ.

Вопросы.

  1. В чем суть избирательных прав граждан?
  2. Кто не имеет права избирать и быть избранным?
  3. На основе какого избирательного права избиратель избиратели участвуют в выборах?
  4. Как осуществляется голосование избирателей?

В ходе работы с документами и ответов на вопросы обучающиеся объясняют сущность всеобщего, равного, прямого избирательного права и тайного голосования.

Работа по группам.

Предлагается интерактивное упражнение «Займем позицию». Каждая группа получает положение, в ходе обсуждения которого необходимо занять позицию «за» или «против» и привести 2-3 аргумента в ее защиту.

Положение для первой группы: работающие граждане должны иметь на выборах по два голоса, а пенсионеры, домохозяйки, учащиеся – по одному голосу.

Положение для второй группы: выборы должны быть открытыми, то есть избиратели голосуют не тайно, а подписанными бюллетенями.

Положение для третьей группы: участие в выборах должно быть обязательным под угрозой штрафа.

После обсуждения каждого положения, учитель предлагает послушать интересные сведения из истории избирательного права.

1. В Австралии, к примеру, законом установлено, что граждане обязаны участвовать в голосовании, ленивому избирателю грозит штраф, а в Греции и Турции – даже лишение свободы.

2. Впервые радио использовали в своей предвыборной борьбе в 1928 году кандидаты в Президенты США.

3. В США день всеобщих выборов – всегда вторник. Например, выборы президента проводятся в первый вторник после первого понедельника ноября високосного года. При этом американцы исходят из того, что участие в голосовании – дело самого избирателя: захочет проголосовать – найдет время сделать это и в рабочий день. Но во многих других странах всеобщие выборы проводятся только в нерабочие дни.

4. В истории известны различные способы подкупа избирателей. Например, такой: избирателю давали ботинок и заполненный бюллетень, а когда избиратель выходил и выносил пустой бюллетень, чем подтверждал, что заранее заполненный опустил, то получал второй ботинок.

5. Впервые всеобщее избирательное право было введено в Новой Зеландии в 1893 году. Среди европейских стран первой ввела избирательное право Финляндия (в 1906г), за ней последовали другие страны. В 1992 году по данным Межпарламентского союза, активное избирательное право с 18 лет признавалось в 109 странах, в четырех странах – Бразилии, Кубе, Иране, Никарагуа – правом голоса пользуются с 16 лет.

Женщины получили право голоса: в США – 1918 год, во Франции – в 1944 году, в Италии – в 1945 году, в Швейцарии – в 1971 году, в Лихтенштейне – в 1986 году, а в ОАЭ – только в 1997 году.

6. Одними из последних государств, в котором было введено женское избирательное право, стал Бутан – в 2008 году и Саудовская Аравия – в 2011.

7. Женское избирательное право в России впервые было введено в 1906 году на территории пользовавшегося широкой автономией Великого княжества Финляндского, но входившего в состав Российской империи. На остальной территории России женщины получили право только весной 1917 года.

Выборы Президента Российской Федерации.

Обучающиеся работают самостоятельно со статьями Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации». Каждая группа получает по два вопроса к документу.

Далее работа по группам. Обчающимся необходимо составить политический портрет качеств государственного деятеля. Группы составляют список качеств, которыми должен обладать кандидат в Президенты РФ, после чего каждая сравнивает список со списком качеств государственного деятеля по результатам социологического опроса: профессионализм; информированность; обладание политической интуицией; способность воспринимать и выражать интересы широких народных масс; способность словами и действиями увлечь за собой людей; честность и порядочность.

Вопросы

  1. Чем отличаются два списка?
  2. Есть ли в списках качества, противоречащие друг другу?

С целью проверить, обладают ли сами ребята качествами, необходимыми для государственного деятеля, предлагается выполнить тест «Я – президент».

После обсуждения комментариев к тесту ученики закрепляют изученный материал, выполняя тесты для закрепления.

Тест «Я – президент»

1. Какой из трех указов вы подписали бы в условиях инфляции в первую очередь:

а) о повышении пенсии -1; б) об увеличении налогов -5; в) об ограничении зарплаты -10.

2. Если бы ваши помощники предложили вам в честь праздника (выборов в Государственную Думу) подписать указ об амнистии большой группы осужденных за преступления, вы бы: а) не подписали-10; б) подписали-1; в) посоветовались бы со специалистами-5.

3. Если бы один из субъектов РФ (республика) объявил о своем суверенитете (независимости), а вас стали уговаривать решить проблему с помощью армии, вы бы: а) согласились-1; б) не согласились-10; в) посоветовались бы с Государственной Думой-5.

4. Если бы почувствовали, что ваша власть непрочна, вам угрожает отстранение от должности в парламенте, вы бы: а) распустили парламент-5; б) дали бы депутатам Государственной Думы больше привилегий-1; в) обратились бы за поддержкой к народу-10.

5. Если бы СМИ вас активно критиковали и даже делали резкие замечания, то вы бы: а) не реагировали-5; б) ввели бы цензуру-1; в) старались бы прислушиваться к разумным мнениям-10.

6. Если бы вы поняли, что ваши шансы повторно быть избранным президентом очень малы, то вы бы: а) отменили выборы-1; б) не выставляли свою кандидатуру -5; в) попытались победить-10.

Комментарии к тесту.

1. Если вы набрали не более 10 баллов, постарайтесь забыть о карьере не только президента, но и любого другого руководителя, так как ваши действия могут принести людям одни несчастья. Вы будете думать не о них, не о стране, а только о том, чтобы удержать собственную власть любыми средствами (популярность, подкуп, сила и т.д.).

2. Если вы набрали любое другое количество баллов, то у вас есть, шансы дорасти до руководителя любого ранга. Для этого нужно стараться лучше понимать, что хотят от вас люди. У вас есть время развивать в себе те хорошие качества, которые мы выделяли при составлении политического портрета государственного деятеля.

Тесты для закрепления темы урока (можно по вариантам)

1. Как называется право быть избранным в органы государственной власти: а) активное избирательное право; б) пассивное избирательное право; в) классическое избирательное право.

2. Какие из перечисленных должностей являются выборными: а) министр; б) Президент РФ; в) директор школы; г) мэр города.

3. Не моложе, какого возраста граждане РФ могут быть избраны Президентом Российской Федерации: а) 40 лет; б) 30 лет; в) 35.

4. С какого возраста гражданин РФ имеет право быть избирателем: а) 16 лет; б) 18 лет; в) 21 год

5. Как называется всенародное голосование, проводимое для выявления отношений всех избирателей страны к важнейшим вопросам общественной жизни: а) ратификация; б) свободные выборы; в) референдум.

6. На какой срок избирается Президент Российской Федерации: а) 4 года; б) 5 лет; в) 8 лет; г) 6 лет.

7. Кто является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами Российской Федерации: а) министр обороны РФ; б) Председатель Правительства РФ; в) Президент РФ.

8. Как называется парламент в Российской Федерации: а) Государственная Дума; б) Совет Федерации; в) Федеральное Собрание.

9. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин РФ, постоянно проживающий на территории Российской Федерации в течение: а) 10 лет; б) 5 лет; в) 15 лет.

10. Президент российской Федерации является: а) председателем правительства; б) главой государства; в) председателем Федерального Собрания.

11. Конституция РФ была принята: а) Федеральным Собранием, б) Государственной Думой,

в) Государственным Советом, г) всенародным референдумом.

Итог урока

Как вы сегодня смогли убедиться, выборы – это процесс длительный, сложный, требующий больших моральных и финансовых затрат. Государство идёт на это с целью сохранения основных прав граждан страны.

Домашнее задание:

На нашем избирательном участке на выборах президента России в марте 2012 года явка избирателей составила 89%. Не все хотят воспользоваться своим правом избирать. Почему так происходит? Давайте разберемся вместе. Узнайте у родителей, родственников, соседей. Ходили ли они на выборы, если нет, то почему?

Задания для совместного выполнения учащихся и родителей.

  1. С какого возраста можно стать кандидатом в депутаты Красноселькупской районной Думы?
  2. Закончите следующее определение: «Всенародное голосование граждан по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения называется…»:
  3. Что представляют собой выборы в России?
  4. Быть избранным в Государственную Думу гражданин имеет право по достижении:
  5. Кто является председателем Районной избирательной комиссии?
  6. С какого возраста можно стать кандидатом на должность Президента Российской Федерации?
  7. Кого по закону выбирают в России?
  8. Кто является председателем Центральной избирательной комиссии?
  9. Какова периодичность выборов Президента Российской Федерации?
  10. Кто является председателем Окружной территориальной избирательной комиссии?
  11. Какие вопросы нельзя решать путем референдума?
  12. Закончите следующее предложение: «Избирательным правом не обладают граждане Российской Федерации…»

Список литературы:

  1. Гамова А.М. Обществознание для будущих юристов: Учебное пособие.– М: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003.
  2. Мушинский В.О. Обществознание: Учебник для средней школы. Часть первая. – М.: Междунар. Отношения, Центр гуманитарного образования,2002.
  3. Никитин А.Ф. Обществознание.10-11кл.: методические рекомендации, дидактические материалы, поурочное и тематическое планирование/А.Ф.Никитин.– М.: Дрофа,2005.
  4. Никитин А.Ф. Правоведение: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ А.Ф.Никитин.-М.: Просвещение, 2004.
  5. Обществознание. 11 класс; учеб. Для общеобразоват. учреждений: базовый уровень/(Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, А.И.Матвеев и др); под ред. Л.Н Боголюбова; Рос.акад.наук, Рос.акад образования, изд-во «Просвещение». 2010.
  6. Открытые уроки. История. 5,6,7,10кл. Основы Государства и Права. 9 кл, 2003. Автор-составитель О.А.Бондаренко. Издательство «Учитель».
  7. Русских Г.А. Система работы учителя географии в условиях профильного обучения. Учебное пособие (для слушателей системы повышения квалификации). Киров. 2006.
  8. Человек и общество. Обществознание. Учебник для учащихся 10-11 кл. общеобразоват.учреждений. В 2 ч. Ч. 1. 10 кл./ Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова. – 3-е изд.-М.: Просвещение, 2004.