Игровой мини-тренинг невербального общения "Как понимать друг друга без слов"

Разделы: Работа с дошкольниками


Одной из задач дошкольного образования является развитие свободного общения с окружающими. Кажется, что речевой способ является самым обычным и простым. Но это только на первый взгляд. Ведь в жизни мы часто понимаем друг друга и без слов: с помощью жестов, мимики, позы. Учитывая ярко выраженную потребность в общении со сверстниками у детей 5-6 лет и значимость развития коммуникативных навыков в жизни, в старшем дошкольном возрасте я провожу с детьми развивающий курс “Мир общения”, где дети осваивают и способы невербального общения.

Возраст: старшая группа (дети 5-6 лет).

Цель занятия: развитие навыков невербального общения.

Задачи занятия: развивать умение детей понимать язык мимики и жестов других людей; передавать настроение и информацию невербальными сигналами.

Материалы: колокольчик, индивидуальные карточки с эмоциями людей и животных.

Обогащение словаря: мимика, жесты.

Сценарий тренинга

I ч. Вступительная.

1. Беседа. Стою на ковре, звоню в колокольчик. Дети подходят и встают в круг.

– Здравствуйте, ребята! А как вы догадались, что я зову вас, и как вы поняли, что надо встать в круг? Вы правильно меня поняли, молодцы! Значит, даже если люди молчат или говорят на иностранном языке, они всё равно могут понять друг друга. В чём здесь секрет?

Есть язык, состоящий из слов. А есть язык, состоящий из движений нашего тела. Тело человека выражает то, какой он сейчас: бодрый или усталый, весёлый или грустный, рассерженный или доброжелательный. И если внимательно понаблюдать за осанкой человека, его походкой, руками, выражением лица, манерой говорить, то можно узнать очень-очень много. Даже больше, чем говорят слова. Хотите научиться языку без слов?

Сегодня мы с вами будем учиться понимать друг друга без слов. Давайте поиграем!

2. Упражнение “Дирижёр”.

Цель: концентрация внимания, умение понимать невербальные сигналы.

Психолог поднимает и опускает руки. Чем выше (ниже) руки, тем громче (тише) хлопки.

3. Игра “Обмен приветствиями”.

Цель: развитие умения передавать мимикой и жестами определённую информацию.

Участники встают в два круга лицом друг к другу.

Задание:

  • поприветствуйте друг друга только глазами;
  • … только головой;
  • … только руками;
  • … только плечами,
  • … только словами.

– Что оказалось для вас труднее: общаться словами или без слов?

II ч. Основная.

4. Игры в парах. Игра “Зеркало”.

Цель: развитие внимательности, умения действовать согласованно, подражая друг другу; быть ведущим и ведомым.

Дети по очереди играют роль “обезьяны” и “зеркала”: когда обезьянка смотрится в зеркало, зеркало повторяет движения обезьянки. По сигналу дети меняются ролями. При обсуждении каждый говорит, какую роль ему было легче выполнять.

5. Игра “Скульпторы”.

Цель: развитие умения действовать молча; ощутить себя в роли ведущего и ведомого; развитие воображения.

Дети по очереди играют роль “скульптора” (решительного, инициативного) и “глины” (мягкой, гибкой, послушной). При обсуждении выясняется, какая роль больше понравилась ребёнку.

– Сейчас мы учились с вами с помощью движений рук выражать свои мысли и чувства. Движения рук – это жесты. Они помогают понимать друг друга, выражать свои мысли, чувства. Жесты могут заменять речь. Существует и язык лица, который также без слов расскажет нам о чувствах и настроении человека. Язык лица называют мимикой.

6. Игровое упражнение “Угадай эмоцию”.

Цель: развитие умения различать эмоции людей и животных по мимике (радость, грусть, злость).

Дети достают из красивого пакета карточки, отгадывают эмоцию и называют её. Остальные анализируют, правильно ли отгадана эмоция.

7. Упражнение “Руки”.

Цель: развитие произвольности внимания, навыков невербального общения.

Участники образуют пары и в течение нескольких минут изучают руки друг друга (рассматривают, ощупывают с открытыми, закрытыми глазами): размер, форму, другие особенности, пытаясь запомнить. Потом собираются в общий круг. Выбирается ведущий, он закрывает глаза. “Слепой” пытается с закрытыми глазами найти руки “своего” партнёра. И так каждый. В конце дети делятся своими впечатлениями.

III ч. Заключительная.

8. Упражнение “Пирамида любви”.

Цель: активизация положительных чувств к миру, людям, друг другу.

– Каждый из нас кого-то любит. Но необязательно словами выражать свою любовь, можно и руками, с помощью жестов. Давайте построим “пирамиду любви” из наших рук. Каждый назовёт что-то любимое и положит свою руку.

9. Рефлексия.

– Мне очень хочется услышать, что интересного вы сегодня узнали, чему научились. Кто мне скажет, с помощью чего, помимо слов, можно общаться друг с другом?

10. Прощание.

– Сейчас всем на прощание скажу я: “До свидания!” Благодарю.

Приложение