Социализация дошкольников в инновационных процессах воспитания и образования

Разделы: Работа с дошкольниками


Ведущим аспектом социальной защиты детства является всесторонний учёт интересов детей в условиях социально– экономических трудностей.

Воспитание дошкольников решает задачи их социализации. Практика нам показывает, что дети старшего дошкольного возраста активно участвуют в жизни группы, своих родителей и близких людей. Они всегда готовы прийти нам на помощь. С величайшим интересом занимаются в группе и принимают активное участие в различных играх, делают уместные замечания, откликаются на зов и предложения других людей. Все выше перечисленное становится возможным потому, что у детей активизируется социальное познание в обществе сверстников и взрослых. Они уже разбираются в устройстве нашего мира на должном уровне. Дети имеют достаточное количество знаний о природе, о себе, своих родителях, взрослых людях и сверстниках, уже способны устанавливать хорошие взаимоотношения с другими детьми и взрослыми.

Детский сад – это отдельная страна "детства", где образовательная среда социальна. Люди, которые окружают ребёнка, это родители, педагоги и сверстники, играют главную роль в его социализации. Процесс социализации в детском саду способствует раскрытию детской индивидуальности.

Работа нашего педагогического коллектива характеризуется целостностью и предусматривает взаимосвязь между различными видами деятельности. Педагоги детского сада активно внедряют новые образовательные технологии в образовательный процесс, такие как метод проектов, технологию портфолио, информационно-коммуникативные технологии.

Одним из основным методов раскрытия детской индивидуальности выступает метод проекта, предоставляющий ребёнку возможность стать исследователем прошлого, настоящего и будущего. Деятельность в ходе реализации проекта направлена на получение результата, который получается при решении значимой для ребёнка проблемы. Этот результат можно увидеть, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться этого результата, необходимо научить детей ставить цель и проблему, привлекать для решения поставленных задач знания из различных областей; педагог должен уметь организовать деятельность для получения необходимого результата. Обязательным условием реализации проекта является презентация: в среднем дошкольном возрасте – педагог совместно с детьми, а в старшем – сам ребёнок рассказывает: что сделано, для чего и как.

Несмотря на то, что метод проектов внедряется в практику нашего дошкольного учреждения только первый год, получены видимые результаты. Проектный метод даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации дошкольного обучения. Наиболее запоминающимися для детей проектами стали: "Делаем книгу своими руками", "О правах – играя", "Детский альбом П.И.Чайковского", "Народно-прикладное искусство", "Генеалогическое древо", Детские сказки", вернисаж "Семья глазами семьи", "Экологическая тропа","Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков с использованием фольклорных форм".

Проектирование как новая форма работы с детьми и родителями меняет роль специалистов в управлении детским садом, развитии партнёрских отношений с семьёй: они выступают активными участниками процесса, способными решать актуальные задачи дошкольного воспитания. У педагогов и родителей вырабатывается собственный аналитический взгляд на практику воспитания детей, умение выбирать способы и виды деятельности для достижения поставленной цели.

В целях воспитания толерантности к разным социальным слоям общества в работе нашего сада имеет место взаимное сотрудничество наших воспитанников с воспитанниками детского дома. В рамках обучения и воспитания детей проводятся совместные досуги, показательные выступления детей и педагогов друг для друга. Традиционны изготовление подарков к праздникам, общие выставки творческих работ, совместные поездки на экскурсии, ежегодные акции "Просто так!" или "Подари книгу детям!"

У многих детей есть дома книги и игрушки, из которых дети уже "выросли". Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это и бережное отношение к старым вещам; при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их – это большой труд, воспитание души. Для родителей это может оказаться непросто, но радость в глазах наших детей, заставит их быть добрее, искреннее, внимательнее и честнее к окружающим. А ведь дети всему учатся у родителей!

Еще одной формой укрепления детско-родительских отношений можно назвать Дни свободного общения, Дни добрых дел (один раз в месяц), когда родители приходят на помощь педагогам и помощникам воспитателей.

Открытие в детском саду Почты доверия, повышает уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствует развитию их творческой инициативы. Зачастую, родители стесняются обращаться в социальные службы или к психологу, не хотят выносить на широкую публику свои проблемы, а мы можем сделать это в виде взаимного письменного общения.

По мере роста и развития ребёнка круг его общения расширяется, и важное значение для него приобретают отношения с другими детьми, причём не только с ровесниками, но и со старшими или младшими детьми. Именно для улучшения и развития этих взаимоотношений в нашем детском саду проводятся Дни взаимопомощи. Ребята старших и подготовительных групп приходят в группы раннего и среднего возраста, организуя для них игры и рассказывая сказки. Старшие дети показывают малышам кукольные театры и просто учат навыкам самообслуживания. Взаимодействие старших дошкольников с младшими детьми стало одним из видов социальных контактов. Межвозрастное взаимодействие, характеризующееся относительным неравенством позиций старшего и младшего ребёнка, детерминируется системой мотивов старшего дошкольника, в которой ведущее место принадлежит мотиву "быть старшим". Он смыслообразующий и определяет специфику деловых, познавательных и личностных мотивов взаимодействия. Это позволяет говорить о принципиальной возможности не только активизации межвозрастных контактов дошкольников в различных жизненных ситуациях, но и целенаправленного формирования нравственных и социально значимых мотивов такого рода контактов, в соответствии с требованиями программы воспитания и обучения в детском саду.

Наш мир динамичен, постоянно требуется смена каких-то знаний в любой предметной области. Мир меняется все быстрее и быстрее, все быстрее и быстрее исчерпываются ресурсы, казалось бы, неисчерпаемые, невозможное становится возможным.

Для современного ребенка компьютер и Интернет такая же повседневная вещь как для нас с вами был магнитофон в нашем детстве. Поэтому дошкольное образование не может не замечать, что информационно-комуникационные технологии в жизни дошколят заняли свое место.

В рамках повышения качества процесса социализации детей, повышения их личностного авторитета, как среди сверстников, так и среди педагогов, был организован и внедрён проект для старших и подготовительных групп "Звезда недели". Смысл проекта заключается в следующем: в группах созданы "звёздные уголки", в которых находятся фотографии ребёнка, его поделки, любимые игрушки, книжки и т.д. В течение одной недели воспитатель строит свою работу таким образом, чтобы наибольшее внимание уделять одному ребёнку. Таким образом, в течение года в проекте участвуют все дети. Результатом этого проекта является устойчивое повышение самооценки детей, развитие их коммуникативных качеств, а также, что самое главное, даёт возможность детям, испытывающим те или иные трудности в эмоционально-личностной сфере, проявить себя и раскрыть свои способности.

Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, группы, расписании занятий, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях. Сайт детского сада стал для родителей источником информации учебного, методического или воспитательного характера. Со страниц нашего сайта родители могут получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников.

Должна заметить, что широкое распространение в педагогической практике приобретают информационно-коммуникативные технологии. Компьютер, мультимедийные средства становятся новым источником для обработки информации, которые могут стать мощным техническим средством обучения, средством коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.

Правильно подобранные задания и видеоматериалы, демонстрируемые с помощью мультимедиатехники, способствуют повышению мотивации детей к занятиям. Общение с компьютером вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, предпосылки развития логического мышления.

Должна заметить, что, к сожалению, очень мало практических материалов, которые может использовать педагог при работе с дошкольниками. Как правило, различные игры и презентации, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет не всегда соответствуют по своему содержанию принципу научности и чаще всего не учитывают возрастных особенностей детей-дошкольников. Наши педагоги сами создают презентации к тематическим занятиям и досугам. Например, "Не рвите цветы!", "По местам боевой славы", "Разнообразие птиц", "Пушкинские дни", "День прав человека" и т.д.

Презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы являются одним из основных средств расширения детских представлений. Это наглядность, дающая возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения.

Применение информационных технологий на занятиях в ДОУ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей на занятиях, даёт возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДОУ.

Использование интеграции современных образовательных технологий позволяет педагогическому коллективу не только идти в ногу со временем, но и отвечать интересам современных детей, а также влиять на социализацию дошкольника с высокой эффективностью.

В результате внедрения в нашу практику современных образовательных технологий прослеживается положительная динамика общего уровня социализации у детей старшего дошкольного возраста.