Проблема повышения эффективности обучения математике через применение дидактических игр

Разделы: Начальная школа


В комплексе важнейших задач обучения математике особое место занимает проблема развития познавательного интереса. Познавательный интерес – это одно из значимых личностных качеств, черта его характера, проявляющаяся в пытливости, любознательности, активности.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучении и таких методических приёмов, которые анализировали бы мысль школьником, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.

Возникновение интереса к математике у значительною числа учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это, как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. ')то особенно важно в подростковом возрасте, когда ещё формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно и этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики. 'Здесь немалая роль принадлежит дидактическим играм на уроках математики – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитательной функциями, которые действуют в органичном единстве.

Игра – явление многогранное её можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива Игра способствует созданию хорошего психологического климата в коллективе. Игра является эффективным средством формирования личности школьника, его морально – волевых качеств, в ней реализуется потребность воздействия на мир. Известный педагог Сухомлинский В.А. подчёркивал, что игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.

Игру можно назвать восьмым чудом света, так как в ней заложены огромные воспитательные и образовательные возможности. В процессе игры дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира. Игра развивает детскую наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки.

Игры оказывают большое влияние и на умственное развитие детей, совершенствуя их внимание, мышление, творческое воображение. В игре привлекает поставленная задача и трудность, которую можно преодолеть, радость открытия и ощущение преодоления препятствия.

Элементы игры, соревнования, включённые в занятия, оказывают заметное влияние на деятельность учащихся. Игровой мотив для них является действенным подкреплением познавательному мотиву, способствует созданию дополнительных условий для активности мыслительной деятельности, он повышает внимание, настойчивость, работоспособность, создает дополнительные условия для появления радости успеха, удовлетворённости, чувства коллективизма.

Использование потребности детей в игре порождает особый вид игр – дидактические игры и особую форму занятий – игровую форму.

Под дидактической игрой понимается игра, используемая в целях обучения и воспитания. Под игровым занятием понимается занятие, пронизанное элементами игры или содержащие игровую ситуацию. Игра есть осмысленная деятельность, мотив которой лежит в самой деятельности.

Дидактические игры или занятия игровые, как правило отличаются эмоциональностью, вызывают умственное напряжение, обостряют различные интеллектуальные процессы. Характерным для подростков является то, что игровой мотив одинаково существенен для всех категорий учащихся, как сильных и средних, так и слабых. Учащиеся с большой охотой принимают участие в различных по характеру и форме играх. Интересно при этом, что у сильных учащихся большим уважением пользуются индивидуальные игры – соревнования на личное первенство, в которых они могут показать свои умственные способности, проверить свои волевые качества.

Дидактические игры можно использовать на различных этапах урока математики и с различной целью, например:

Устные упражнения

На этом этапе урока может быть применена, например, игра “математический футбол”. У каждого ученика на столе лежат по 2 карточки – красная и зелёная. Один ученик вызывается к доске, он будет “вратарём”. Его задача отбить 10 “голов”. “Гол” – это вопрос. Если он отбивает все 10 или 9 “голов”, он получает оценку “5”. Если 7-8 “голов”, то он получает оценку “4”. Если 5-6 “голов”, то учитель ставит ученику оценку “3”. В остальных случаях ученик получает оценку “2”. Все остальные ученики – судьи. После каждого ответа они поднимают карточки – зелёные, если вратарь отбил “гол”, то есть правильно ответил на вопрос, и красные в противном случае. “Вратарь” сам выбирает ученика, который пытается забить ему гол, то есть задать вопрос. После того, как вопрос задан, “вратарь” отвечает за него. Дальше “судьи” поднимают карточки. Учитель подводит итог, отбил ли вратарь “гол” или нет. С целью мотивации нового факта можно предложить ребус, разгадав который дети узнают тему урока.

Говоря о большом воспитательном и познавательном значении математических игр, следует указать на важную роль учителя в их организации. Прежде всего, учитель должен положить начало творческой работе учащихся, но контроль и руководство учителя не должны превращаться в подавление инициативы и самостоятельности детей, дабы не уничтожить саму сущность игры, которая невозможна без свободного проявления личности. Постепенно учитель может отойти от роли ведущего, уступая её хорошо подготовленным ученикам. Многие игры учащиеся могут разрабатывать самостоятельно.

К сожалению, в настоящее время учителя мало используют дидактические игры на уроках математики, а ведь этот вид деятельности содержит богатый потенциал.