Урок химии в 10-м классе по теме "Карбоновые кислоты"

Разделы: Химия


Цели урока.

Обучающие: дать понятие о карбоновых кислотах и их классификации. Рассмотреть основы международной и тривиальной номенклатур. Разобрать строение карбоксильной группы и спрогнозировать химические свойства карбоновых кислот. Применение карбоновых кислот.

Развивающие: развитие познавательных интересов, коммуникативных качеств, уверенности в своих силах.

Воспитательные: воспитывать культуру общения через работу в паре, группе, воспитывать у учащихся внимание, инициативу, воспитание культуры умственного труда.

Оборудование: пробирки, спиртовка, реактивы (растворы карбоновых кислот, металлы, оксиды металлов, растворы щелочей, сульфата меди (II), хлорида алюминия, карбоната натрия, силиката натрия, нитрата серебра, этилового спирта). Презентация (приложение).

Ход урока

План урока.

  1. Классификация карбоновых кислот
  2. Изомерия и номенклатура
  3. Физические свойства
  4. Химические свойства
  5. Муравьиная и уксусная кислота
  6. Применение карбоновых кислот

На доске: формулы изученных веществ вместе с формулами кислот. (Слайд 2)

CH3-CH2-OH (этанол)

CH3-(CH2)2-COH (бутаналь)

CH3-CHOH-CH2OH (пропандиол-1, 2)

HCOOH

CH3-CH(CH3)-CH2OH 2-метилпропанол-1

CH3-CO-CH3 пропанон

CH3-COOH

CH3-COH этаналь

HOOC-COOH

CH3-CH(CH3)-CH2-COH3-метилбутаналь

Выберите формулы уже известных веществ и вспомните их название (выбираются уч-ся формулы)

Учитель: Что объединяет данные вещества? Ответ уч-ся: (у всех есть О-кислород). Все кислородосодержащие. Удалим формулы известных веществ. Рассмотрите внимательно формулы оставшихся веществ. Они имеются на ваших листочках, попробуйте их сгруппировать.

(Проверка с помощью компьютера и мультимедийной приставки.) Слайд 3

В органической химии сходные по строению и свойствам вещества объединяются в гомологические ряды. Оставшиеся вещества нами еще не изучены, они относятся к классу карбоновых кислот. Попробуйте дать определение карбоновым кислотам. Слайд 3

С давних времен люди используют приправы для придания пище кислого вкуса. С этой целью использовались листья щавеля, стебли ревеня, сок лимона, ягоды кислицы. Разумеется, тогда никто не думал о том, что кислый вкус во всех случаях обусловлен присутствием соединений одного класса – карбоновых кислот. Многие из Вас не избежали искушения воткнуть в муравейник прутик, посмотреть на панику муравьев, а потом лизнуть палочку.

Благодаря работам выдающегося шведского химика Карла Вильгема Шееле к концу 18 века стало известно около десяти различных органических кислот. Он выделил и описал лимонную, молочную, щавелевую и другие кислоты.

Функциональная группа кислот сочетает в себе карбонильную группу, то есть группу альдегидов и гидроксильную группу. Карбонильная группа кислот, как и альдегидов, конечно, поляризована: электроны П-связи смещены в сторону более электроотрицательного атома кислорода, благодаря этому атому углерода получает частичный положительный заряд. Мы знаем также, что у атома кислорода гидроксильные группы имеются неподелённые электроны расположенные на р-орбитали. Они и смещаются в сторону атома углерода карбоксильной группы, компенсируя имеющийся на нём положительный заряд. Таким образом, мы выяснили, что атом кислорода гидроксильной группы кислот является очень подвижной.

Распределите оставшуюся группу веществ, так чтобы они образовали гомологический ряд. Слайд 4

Особенности номенклатуры рассматриваются с помощью таблицы.

Слайды 6, 7

Рассматривается классификация карбоновых кислот. Слайд 9, 10

С помощью беседы с учащимися выясняются возможные варианты изомерии для предельных одноосновных кислот. (Изомерия углеводородного скелета). У кислоты какого минимального количественного состава возможно проявление изомерии углеводородного скелета. (У бутановой)

Изомерная ей CH3-CH (CH3)-COOH 2-метилпропановая кислот. Весь гомологический ряд предельных одноосновных кислот можно представить формулой. R-COOH CnH2n+1-COOH

Физические свойства (просмотр слайдов с комментарием учителя и демонстрации образцов кислот)

Физические свойства кислот. (Слайд 11, 12)

Природные источники карбоновых кислот. (Слайд 13, 14)

Представители кислот. (Слайды 15, 16)

  • муравьиная кислота;
  • уксусная кислота.

Вспомните с помощью каких реакций можно получить карбоновые кислоты?

(Ответы учащихся. Проверка с помощью слайда 17).

Химические свойства. Рассказ учителя с демонстрацией слайдов (18-20 слайд), с записью уравнений реакции, демонстрация опытов учителем и учащимися на партах, соблюдая правила техники безопасности.

Для выявления химических свойств карбоновых кислот вы проведете небольшое исследование. По инструктивной карте выполнить опыты:

  • диссоциация кислот;
  • взаимодействие с металлами, оксидами и гидрооксидами, солями, спиртами.

Демонстрационный эксперимент:

  • получение лимонада,
  • реакция окисления.

Применение некоторых карбоновых кислот. Слайд 21

Закрепление изученного материала.

Контрольные вопросы. Слайд 22, 23

Домашнее задание: тема “Карбоновые кислоты”, написать свойства уксусной кислоты.