Урок литературного чтения в 3-м классе по теме "Саша Черный: «Что ты тискаешь утенка…», «Воробей», «Слон»"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: знакомство с творчеством С. Чёрного, через стихотворения: “Что ты тискаешь утёнка...”; “Воробей”; “Слон”.

Задачи:

  • учить воспринимать содержание поэтического произведения, правильно и выразительно читать их.
  • расширять представление о средствах создания поэтической выразительности (эпитет, сравнение).
  • продолжить развитие речи: развивать речевое чутьё, выясняя лексическое значение отдельных слов и выражений, обогащать словарный запас учащихся за счёт малоупотребительных слов; логическое мышление (при работе с загадками и игре “Описание животного”); а так же внимания (при чтении стихотворения разными способами.
  • воспитывать доброту, любовь и бережное отношение ко всему живому.

Оборудование: портрет С. Чёрного; словарные слова и выражения: (тискаешь, рвётся прочь, в свой черёд, брыкаться ногами, притиснешь, капут, вьюшка); запись детской песни "Воробей", MP3 проигрыватель; иллюстрации: утёнка, слона, воробья.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Прозвенел звонок, урок начинается. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть утра, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения, бережного отношения друг к другу и всему живому.

- Тема нашего сегодняшнего занятия: С.Чёрный "Что ты тискаешь утёнка...", "Воробей", "Слон". Мы познакомимся с этими произведениями и научимся выразительно их читать.

II. Введение в тему.

1. Рассказ о жизни и творчестве Саши Чёрного.

- Поэт С. Чёрный, настоящее имя – Александр Михайлович Гликберг, родился в Одессе в 1880 году.

Александр Михайлович очень любил детей и много писал для детей, подписываясь псевдонимом “Саша Чёрный”.

Откуда такой странный псевдоним? Александр Михайлович объяснял так: “Нас было двое в семье с именем Александр. Один брюнет, другой блондин. Когда я еще не думал, что из моей “литературы” что-нибудь выйдет, я начал подписываться этим семейным прозвищем”.

Саша Черный скоропостижно скончался в 1932 году, но его творчество живёт до настоящего времени.

2. Знакомство с творчеством.

1. “Что ты тискаешь утёнка?”. Чтение стихотворения учителем.

- Послушайте стихотворение поэта “Что, ты, тискаешь утёнка?...” и проследите за моим чтением и выразительностью.

- Что помогало мне правильно читать? (интонация голоса)

- Что ещё помогло мне в выразительном чтении стихотворения? (движения рук...)

- Именно выразительные движения руками, сопровождающие речь называются жестами.

- Так же я использовала мимику.

Мимика - выразительные движения мышц лица.

- А как, вы, понимаете значение слов и выражений?

тискаешь – давишь, прижимаешь, мнёшь;

рвётся прочь – вырывается;

в свой черёд – в свою очередь, когда придёт время;

брыкаться – 1). То же, что лягаться, а так же вообще бить, отбиваться ногами; 2). Активно сопротивляться, упрямиться;

притиснешь – прижмёшь;

капут – конец, гибель.

- Прочитайте стихотворение “Что ты тискаешь утёнка” и найдите, как поэт убеждал малыша не обижать утёнка.

- Как взрослый разговаривает с малышом: сердито, ругает его или дружелюбно, что-то советует? (Взрослый разговаривает с малышом дружелюбно, советует не делать так, как он тискал утёнка.)

- Прочитайте стихотворение, для выразительности используйте интонацию голоса и жесты.

- Какие чувства вы испытывали к утёнку, читая стихотворение? (жалость).

- А чтобы вы посоветовали мальчику? (Нельзя мучить птиц и животных. К ним нужно относиться с любовью, бережно).

2. “Воробей”.

- А сейчас отгадайте загадку.

Маленький мальчишка
В сереньком армячишке,
По дворам шныряет,
Крохи собирает.

- О ком идёт речь? (о воробье).

- Следующее стихотворение так и называется – “Воробей”. На эти слова была написана замечательная детская песенка, которую я вам предлагаю послушать.

(Фонограмма песни “Воробей” на стихи С.Чёрного).

- Какое незнакомое слово встретилось вам в тексте песни? (ВЬЮШКА)

- Найдите значение слова “вьюшка” в словаре учебника.

ВЬЮШКА – в деревенском доме крышка, которая закрывает печную трубу, для сохранения тепла.

- Перечитайте первые четыре строчки стихотворения "Воробей".

- Каким вы представили себе воробья? (маленький, серенький, юркий).

- С кем его сравнивает автор? (с мышкой).

- Как понимаете выражение “глазки – бисер”? (Маленькие, блестящие).

- Как поэт относится к воробью? Докажите. (Поэт относится к воробью с нежностью, любовью. Он называет его “воробей мой”, “воробьишка”).

- Прочитайте стихотворение выразительно так, как будто каждый из вас сам разговаривает с воробьём.

1 – 2 столбик – цепочкой, по строчке, 3 – 4 столбик – парами, 5 – столбик – хором.

- Можно ли воробья назвать беззащитным? В какое время года птицам как никогда нужна наша помощь? Как вы им помогаете в зимний период времени? (делаем кормушки, устраиваем зимние столовые, подкармливаем птиц).

Физкультминутка.

- Перед выразительным чтением давайте немного отдохнём.

Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес! (посмотреть вправо, влево)
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти стряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем – крылья сложили назад.
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.

3. “Слон”.

- Предлагаю поиграть в игру. Вы должны угадать название животного по моим подсказкам. Постарайтесь догадаться, о ком идёт речь как можно раньше.

1. Игра. (Описание животного “слон”).

- Бывает индийский и африканский...

- Большое животное весом до трёх тонн...

- У него огромные уши и длинный нос...

(Слон).

- Именно так называется следующее стихотворение Саши Чёрного, с которым нас познакомит .... (ученик подготовившийся к выразительному чтению дома). Послушайте его и скажите, каким описан слон? (беззащитным)

- Как написано стихотворение “Слон”? (как разговор автора и животного).

- Первый вариант находит и читает слова автора, второй - слона.

(Самостоятельная работа учащихся по вариантам).

- А сейчас стихотворение прочитаем по ролям. (Приглашаются по одному человеку из каждого варианта для прочтения диалога и изображения его участников).

- Какое чувство вызвало у вас стихотворение? (жалость к большому, но беззащитному животному).

- Почему слон стал беззащитным? (потому что он оказался за решеткой).

- Где мы в неволе можем встретить животных? (в зоопарке).

- Что вы смогли бы сделать для слона в зоопарке? (навещать его, приносить ему гостинцев,...).

VI. Итог урока.

- С какими стихотворениями С. Чёрного вы сегодня познакомились? (“Что ты тискаешь утёнка”, “Воробей”, “Слон”).

- Что их объединяет? (Все они о беззащитных животных).

- Изобразите беззащитного утёнка, воробья, слона.

Методика: "Ассоциативные картинки"

VII. Домашнее задание.

  • Выучить стихотворение, которое больше всего понравилось.
  • Нарисовать иллюстрацию к выбранному стихотворению.