Тема урока: "Буква Ь как показатель мягкости"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: ОНЗ.

Основные цели:

  • Познакомить с буквой Ь (мягкий знак).
  • Раскрыть значение мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме.
  • Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, сравнение, аналогия.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;

2) определение содержательных рамок урока;

3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.

- Прочитайте поговорку на доске:

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

- Как вы ее понимаете? (Не нужно стыдиться того, что ты не знаешь, всегда можно новое самому узнать. Нужно стыдиться не умения узнавать новое.)

Слайд 2 (приложение 1)

- Как вы узнаете новое? (Мы сами понимаем, что мы не знаем, а затем сами “открываем” новое знание).

Слайд 3.

- Сегодня на уроке вы можете еще раз потренироваться в “открытии” нового знания.

- Чему были посвящены прошлые уроки? (Мы узнавали “секреты” букв е, ё, я, ю.)

- Сегодня на уроке мы познакомимся с “секретом” ещё одной буквы.

- Пожелайте друг другу удачи в путь!

- С чего начнём наш урок? (С повторения необходимых знаний.)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель:

1) актуализировать умение соотносить звук и букву, знание правила написания букв гласных звуков после мягких согласных;

2) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;

3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

- Я предлагаю вам выполнить в парах тест. Вспомните правила работы в парах. (Работать должны оба. Один говорит, другой слушает. Если не понял, переспроси. Своё несогласие высказывай вежливо.)

Выполняют тест (приложение 2) на персональных ноутбуках.

- Какой эталон повторили? (Эталон букв гласных звуков.)

- Посмотрите на эталон на доске, всё ли правильно? (Нет, поменялись местами буквы у – ю.)

Слайд 4.

- Кто изображен на картинке? (Лоси.)

Слайд 5.

- Выполните звуковой анализ слова лоси. (Один ученик выполняет у доски, а остальные на индивидуальных планшетах)

- Обозначьте звуки буквами. (Записывают слово лоси)

- Кто изображен на следующей картинке? (Один лось.)

Слайд 5, анимация 1.

- Составьте звуковую схему слова лось. (Один ученик выполняет у доски, а остальные на индивидуальных планшетах)

- Чем отличается эта схема от предыдущей? (Нет четвертого звука [и].)

- Напишите буквами это слово без и. Что получилось? (Лос)

- Что же получается при чтении по звуковой схеме получается слово, а буквами – нет.

- Что мешает появлению задуманного слова? (Вместо мягкого согласного [c,] на конце оказывается твёрдый)

- Почему так вышло? (Букву и, обозначающую мягкость, убрали.)

- Ребята, все задания, которые мы выполняли, они для нас новые? (Нет, мы это все знаем.)

- Для чего мы их повторяли? (Они нам пригодятся при открытии нового знания.)

- Что будет дальше на вашем пути? (Задание на пробное действие.)

- Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем.)

- Подумайте как можно обозначить на письме мягкость согласного звука [c,]? (Дети на планшетах в течение одной минуты придумывают свои варианты.)

- У кого нет ответа? (Дети поднимают руки)

- Что показало пробное действие? (Мы не смогли обозначить на письме мягкость согласного звука [c,])

- У кого есть ответ? (В случае если среди ответов есть правильный, попросить обосновать, полученный ответ.)

- Что вы не можете сделать? (Мы не можем обосновать написание буквы ь, так как в нашем эталоне нет буквы, которая указывает на мягкость согласного в конце слова).

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель: выявить место и причину затруднения.

- Какое задание выполняли? (Мы должны были обозначить на письме мягкость согласного звука [c,] в слове лось.)

- Что нового в этом задании? (Надо обозначить мягкость согласного звука на конце слова, когда после согласного нет гласного звука.)

- В чем затруднение? (Мы не знаем, какой буквой обозначать мягкость согласного звука на конце слова, когда после него нет гласного.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;

2) построить план и определить средства достижения цели.

- Какую цель поставим перед собой на уроке? (Открыть способ обозначения мягкости согласного звука на конце слова.)

- Что вам может помочь? (Мы посмотрим в учебнике.)

5. Реализация построенного проекта.

Цель:

1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;

2) зафиксировать способ обозначения мягких согласных на конце слова буквой ь;

3) организовать фиксацию преодоления затруднения;

4) организовать уточнение общего характера нового знания.

- Откройте букварь на с.20, как называется буква, которая будет указывать на мягкость согласных на конце слова. (- Буква ь. Если дети не назовут, то называет учитель)

Слайд 5, анимация 2.

- Подставьте букву ь в слово лос. (Дети на своих планшетах вписывают ь)

- Прочитайте слово. Какую же работу будет выполнять эта буква? (Указывать на мягкость впередистоящего звука.)

- В букваре мы видим розовую рамочку. Давайте расшифруем запись в этой рамке. (Буква ь не обозначает никакого звука: ни гласного, ни согласного.)

Слайд 5, анимация 3.

- Что же мы теперь сможем делать? (Обозначать на письме мягкость согласного звука буквой ь и читать слова с ь на конце слова.)

- Какой следующий шаг на уроке? (Потренироваться в чтении слов с ь и обозначении на письме мягкости согласных звуков на конце слова буквой ь.)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: зафиксировать во внешней речи способ обозначения мягкости согласных звуков буквой ь.

- Прочитайте сочетания букв на доске. (Читают)

Слайд 6.

- Прочитайте слова в букваре на с.20. Чем отличаются слова первого столбика от слов второго столбика? (В первом столбике слова обозначают одно животное, а во втором – много.)

Слайд 7.

- Как обозначается мягкость последних звуков в первом столбике? Как во втором? (В первом – буквой и, во втором – буквой ь.)

- Прочитайте текст на с.2 и назовите одним словом. (Читают и называют:.... – это рыбы, .... – это животные, .... – это растения)

Слайд 8.

- Прочитайте названия рыб, подчеркните в названиях рыб буквы твердых согласных одной чертой, а мягких – двумя. (Выполняют по очереди у доски, а остальные в букваре)

Слайд 8, анимация 1.

- Кто допустил ошибки? В чем они?

- Исправьте ошибки.

- А как убедиться в том, что вы хорошо усвоили новый способ и не допускаете ошибок? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)

7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Цель:

1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

2) проверить умение обозначать мягкость согласных звуков на конце слова буквой ь.

- Выполните самостоятельную работу. (На работу отводится 5 минут, текст работы на слайде 9)

Сравните свою запись с образцом на слайде 10.

Если ошиблись, исправьте ошибки зеленой ручкой.

Кто исправил свою ошибку? (Дети поднимают руки)

Молодцы! Вы очень внимательны! Поставьте внизу карточки “?”, чтобы не допустить подобной ошибки в следующий раз.

У кого, верно выполнены все задания? (Дети поднимают руки)

Сделайте вывод. (Мы хорошо все усвоили.)

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: тренировать навыки чтения.

- Прочитайте слова в столбиках на с.21.

Слайд 11.

- Назовите звуки, которыми отличаются пары слов. ([л]-[л,], [т]-[т,], [с]-[с,])

Слайд 11, анимация 1, 2, 3.

- Все ли слова понятны?

- Что обозначает слово мель? Слово шест? (Если дети затрудняются ответить, то смотрим значение слов в словаре С.И.Ожегова)

Щелчок на слово мель и слово шест отправляет на слайд 13 и 14 (толкование слова мель и шест)

- Составьте предложение со словом мел, шесть.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) оценить свою работу и работу класса на уроке;

4) наметить направления будущей учебной деятельности;

3) обсудить домашнее задание.

- Какую цель ставили на уроке? (Открыть способ обозначения мягкости согласного звука на конце слова.)

- Вам удалось достичь цель? (Да)

- Удалось ли вам выполнить шаги учебной деятельности? Докажите.

- Оцените свою работу на лесенке успеха: если у вас не осталось вопросов и вы можете рассказать о новом знании друзьям или родителям, поставьте отметку на верхней ступеньке лесенки. Если вы не поняли новой темы – на нижней ступеньке. А если вы не уверены в своих знаниях, у вас остались вопросы, поставьте отметку на 2-й или 3-й ступеньке; на какой именно вы решите сами.

- Дома вы поработаете со словами на с.21 букваря и прочитаете текст на этой же странице, который вам надо озаглавить.