Внеурочное занятие по технологии: "Бумажные куклы в моем театре"

Разделы: Технология, Начальная школа, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Цели занятия:

  • Образовательные: способствовать формированию у учащихся умений проектировать изделия, излагать практический материал, обобщать, анализировать.
  • Развивающие: способствовать формированию навыков делового партнёрства, представления своей работы, умений коллективного планирования, держаться перед аудиторией, отвечать на вопросы.
  • Воспитательные: способствовать развитию творчества и познавательной активности учащихся; воспитывать положительную мотивацию к проектированию, чувство ответственности.

Создание атмосферы дружелюбия, радости, положительного эмоционального настроя всех участников урока.

Целесообразность использования медиапродукта на занятии: повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов;

Необходимое оборудование и материалы для занятия – компьютер, проектор, две куклы петрушки (волк и поросенок), бумажные стаканчики, бумажные тарелочки, конверт с шаблонами, картон, цветная бумага, ножницы.

Оформление класса: Декорация - изба в русском стиле, кукольный театр.

Ход урока

Слайд. №1 Мотивация к учебной деятельности.

Несколько фотографий известных театров.

- Ребята, что это за здания? (Театры.)

- Какой вам больше знаком.

- Что, вы знаете о театре? (В театре идут представления. Показывают сказки, пьесы.)

А кто исполняет роли? (Люди, актёры)

- А, актёры это кто? (люди Актёр - это профессия)

- С помощью чего актёру удаётся передать образ героя?

  • Жестов,
  • Мимики
  • Походки
  • Костюма
  • Но главное речь
2. Ролевая гимнастика: (на местах) - Ребята, а вы хотите быть актёрами?

- А как вы считаете, у вас получится?

Давайте попробуем.

Улыбнитесь как:

- кот на солнышко;

- само солнышко.

2. Посидеть как:

- пчела на цветке;

- наездник на лошади.

3. Нахмурится как:

- осенняя туча.

3. Разминка: (Встали в кружок) Я сейчас с вами проведу разминку, а вы должны показать своё актёрство. (движением, мимикой, жестами)

Учитель читает:

Идёт бычок качается,
Вздыхает на ходу,
Ох, досточка кончается,
Сейчас я упаду.

Молодцы.

Садитесь

4. Я, захожу за ширму, беру куклы. (Разыгрываю сценку) Диалог. Волк: - Рррр. Попался

Поросёнок:

- Ой, ой. Помогите!
Где вы, верные друзья?
Чуне помогите!
За бахвальство и за смех
Вы меня простите.

- Что вы сейчас увидели. ? (кукольное представление)

- Кто выступал в роли актёра?

Значит , какие ещё бывают театры?

5. Слайд №2 Презентация.

В России самыми известными являются Государственный Академический Центральный театр кукол им. С. В. Образцова с 1949 — директор театра.

Ярославский театр кукол.

Санкт-Петербургский государственный театр кукол.

В нашем небольшом городе Ставрополе, есть кукольный театр.

6. Какие виды кукол вы знаете?

Петрушки – матерчатые куклы на руку.

 

 

Марионетки, куклы на нитках

 

 

Физ. минутка - “Хоровод” под музыку “Барыня ты моя”

 

 

 

 

 

 

Тростевая кукла

Какие виды кукол вы знаете?

Петрушечники обычно объединялись в пары с шарманщиками. С утра до позднего вечера ходили кукольники с места на место, повторяя за день по многу раз историю похождений Петрушки - она была невелика, и все представление длилось 20-30 минут. Актер таскал на плече складную ширму и узел или сундучок с куклами, а музыкант - тяжелую, до тридцати килограммов, шарманку.

Слайд

Марионетки, куклы на нитках, появились значительно раньше. В XVIII веке, их привозили кукольники из европейских стран. Представления марионеток можно было увидеть уже на любой ярмарке России, на народных гуляньях, устраиваемых во всех больших городах.

Колобок – 2 раза
Тоненькие ножки,
Красные сапожки
Мы тебя кормили,
Чаем напоили,
На ножки поставили,
Танцевать заставили.
Танцуй, танцуй, сколько хочешь.
Выбирай, кого захочешь

И давали их российские актеры. Их представления были любимы народом. Самым знаменитым актёром является, Иван Афиногенович Зайцев (1863-1936). Его куклы остались в театре и сейчас выставлены в отдельной витрине музея. Кукол Зайцев делал сам, его жена Анна Дмитриевна Триганова помогала их одевать, а в представлениях - водить.

Театр теней - очень древнее искусство, можно сказать, что он - прадед анимации. Ещё такой театр называют театром движущихся плоскостей. Теневые куклы могут изготовляться из картона, фанеры, кожи.

Слайд

Тростевая кукла — эта кукла имеет еще одно, гораздо менее распространенное название — яванская. Второе название говорит о месте ее рождения — на острове Ява (Индонезия). Руки куклы управляются специальными палками — тростями. Принятое у нас название — тростевая — указывает на способ ее вождения. Трости бывают деревянные и металлические. В современных театрах трости часто маскируются в одежде кукол. Голова тростевой куклы насажена на гапит (см.), к которому прикрепляются плечи и руки куклы. Тростевая кукла по своим пропорциям приближается к пропорциям человека. Тростевые куклы - больше перчаточных (размер головы может быть до 20 см). Эту куклу поднимают над ширмой с помощью вставленного внутрь стержня, который называется "гапит". К рукам куклы прикреплены трости - палочки (проволочки), которыми двигает кукловод. Руки куклы сгибаются в локтях, голова может поворачиваться и наклоняться. Такие куклы с их плавными и величественными движениями незаменимы в героических и романтических представлениях. Конструкция их позволяет совершить самые разнообразные движения и насыщать спектакль интересными трюками и находками.

7. Сегодня, я предлагаю создать свой собственный мини театр кукол из бумаги.

 

- Сегодня, я предлагаю создать свой собственный мини театр кукол из бумаги.

Мы будем делать кошку, зайчика и петушку.

Как - О том, как их делать вы познакомитесь в инструкции, которые лежат на столе. (Смотрите приложение) Каждая группа должна сделать по одной игрушке.

Ваша задача разделиться парами. Пары должны выбрать игрушку, которую будут делать. Детали вы найдёте в конвертах, из них вы и соберёте свою игрушку.

Ваша задача, не только изготовить игрушки, но и сыграть их роль по заданному началу.

8. Зачин

 

 

Катя Афанасенко “Любимые песни детства”

Жили-были в сказочном лесу кошка Мурыся, Петя-Петушок и Зайка-Побегай-ка. И вот однажды ранним утром ....

- И были они счастливы.

Дети выполняют игрушку и сочиняют сказку. (музыка в приложении)

Мы тоже станем с вами актёрами кукол.

- Проинсценируйте свою придуманную сказку.

9. Итог Итог

- Мы с вами узнали о профессии актёр, исполняли роли.

- Создали свой “мини” кукольный театр.

- А где, вы можете применить кукольный театр? (Показать дома бабушке, дедушке, младшему братику, сестричке, ребятам детского сада)

- Ребята, на следующее занятие, я приглашаю вас стать актёрами кукольных марионеток на нитках а также самостоятельно их изготовить.

10. Самооценка Ребята! Спасибо вам за работу на уроке. Но наступил самый ответственный момент: самооценка. На столе лежат разноцветные кружочки, выберите
  • Красный: Если вам занятие понравилось, вы смогли себя активно проявить в мастерстве, как актёры, и уходите с занятия с улыбкой солнышка
  • Жёлтый: Вам тоже занятие понравилось, но где то вы неактивно себя проявили.
  • Синий: Вам занятие понравилось, но у вас сегодня не получилось стать актёром.

Приложение.