Ненасильственное решение конфликтов как неотъемлемая часть культурологизации образования

Разделы: Школьная психологическая служба


“Никогда еще за всю историю человеческой жизни, с каждым годом приближающийся к своему концу, так много не говорили о цивилизации и культуре. И напрашивается странная параллель между общим упадком жизни, вызвавшим современное падение нравов, и заботами о сохранении культуры, которая с жизнью никогда не совпадала и создана, чтобы ею управлять.

Прежде чем говорить о культуре, я хочу сказать, что мир голоден, что ему нет никакого дела до культуры и лишь искусственно можно обратить к культуре мысль, занятую только голодом.

Самое сложное, на наш взгляд, не защищать культуру, которая не спасла еще не одного человека от забот о том, как жить лучше и не быть голодным, а постараться извлечь из того, что нынче называется культурой, идеи, равные по своей живительной силе власти голода... Надо отстаивать идею активной культуры, которая стала бы для нас чем-то вроде нового органа или второго дыхания”, - пишет Антонен Арто.

Каковы эти идеи? “Мы прежде всего хотим жить, хотим верить, что то, что велит нам жить, действительно существует”. (А.Арто) Одна из основных потребностей, органически присущих человеку, - эстетическая. Именно это и формирует личность, помогает человеку найти себя в обществе. Современная цивилизация включает опыт множества культур, их уникальность и несхожесть, многообразие и эстетическое богатство. Она стремительно преображает окружающую среду, социальные институты, бытовой уклад и т.д. В этой связи культура оценивается как “фактор творческого жизнеустроения, неиссякаемый источник общественных нововведений”. (П.С. Гуревич) Появляется стремление выявить влияние культуры на индивидуума, если рассматривать ее как средство человеческой реализации. Можно определить и уровень воздействия на исторический процесс, на самого человека.

Поэтому сейчас вновь обострился интерес к культуре как фактору социального развития. Исследователи все чаще приходят к убеждению, что именно духовные черты, социокультурные признаки конкретного общества или даже целого региона накладывают отпечаток на социально-историческую динамику.

Но вместе с тем “радикальность и неотвратимость происходящих в нашу эпоху перемен воспринимается сознанием конкретного человека как нечто чуждое его собственным устремлениям, стихийным, субъективным порывам. Возникает разрыв между самочувствием реального индивида и объективным, зачастую обезличенным потоком культурного творчества”. (П.С. Гуревич)

Человечество на протяжении своего развития сталкивается с рядом сложных вопросов. Возможно ли гармонизировать отношение природы и культуры? Каково влияние культуры на общественную динамику? и т.п. Изучение культуры существовавших и существующих цивилизаций, сопоставление событий уже случившихся с ныне происходящими способствует развитию общества. Говоря об этом, мы сталкиваемся с понятием “конфликт”, которое является своеобразной основой развития, но может стать и причиной гибели цивилизации.

История человечества насыщена конфликтами различного рода. Некоторые конфликты – глобальные - охватывают десятки стран и народов, другие - происходят в разных по размеру социальных группах или же между индивидами. Идея об бесконфликтном обществе привлекает уже не одно столетие: люди с давних пор мечтают о разрешении всех противоречий. Само по себе возникновение государства косвенно связано со стремлением управлять процессом разрешения конфликтов или же не допускать их. Например, в древнейших законах, провозглашенных царем Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н. э.), можно найти множество способов разрешения конфликтных ситуаций.

Модели бесконфликтного общества, неоднократно создававшиеся, так и остались теоретическими, так как не нашли своего воплощения в реальной жизни: заканчивались либо неудачей, либо приводили к еще большим, часто глобальным конфликтам.

Вечный мир – это утопия или реальность? Мы привыкли относиться к конфликтным ситуациям как к помехе, напасти, злу. Этим во многом объясняется негативное отношение к конфликту и естественное стремление людей жить в мире и согласии. Но все же можно ли прожить жизнь без конфликтов? Нет. Конфликты – неизбежные издержки общения между людьми. Они были, есть и будут. Конфликты могут быть позитивными и негативными и это во многом связано со способами их разрешения. Именно поэтому конфликт может послужить мощным стимулом к переменам и толчком к прогрессу или деградации индивида и общества.

Характерная черта историко – культурного процесса сегодня – частое возникновение конфликтных ситуаций, связанных с все возрастающей проблемой конкуренции. Поэтому конфликт сейчас - повседневная реальность. Значит, чтобы эффективно разрешить встречающиеся на жизненном пути противоречия, каждый человек должен иметь определенный, хотя бы минимальный, опыт в теории и практике разрешения конфликтов и поведения в конфликтной ситуации.

Следовательно, обучению навыкам ненасильственного, конструктивного решения конфликтов, навыкам конструктивного взаимодействия, общения необходимо уделять время с самого начала становления личности.

Напряженная обстановка, царящая в мире, постепенное исчезновение и попирание культурных ценностей, стирание моральных норм, насилие, войны – все это требует обратить самое пристальное внимание на воспитание детей в духе мира, сотрудничества, взаимопонимания, уважения к общечеловеческим ценностям.

“Жизнь в условиях многообразия, - писал генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор, - является одним из источников серьезных проблем для обществ, в которых подрастают наши дети. В мире, где взаимопроникновение различных культур принимает все большие масштабы, обучение ценностям и навыкам “жизни сообща” стало первоочередной задачей воспитания”. Важно воспитывать и учить детей, молодежь быть открытыми, относиться с пониманием и интересом к истории и культуре других народов; учить тому, насколько важно отказываться от насилия и искать мирные пути разрешения споров и конфликтов; воспитывать в молодом поколении открытость и уважение к себе и к другим, прививать способность понимать других, сохраняя при этом свою индивидуальность, чувство собственного достоинства.

Все эти ценности в мировом сообществе являются основанием “культуры мира”. Любая культура по своей сути является результатом обучения. Воспитание – это обучение, в основе которого и в осуществлении которого лежат культурные ценности. Так что в основе воспитания культуры мира лежат ценности мира, прав человека.

Это лишь начало, первая ступень в более длительном процессе развития культуры мира. Умение конструктивно решать конфликты – это минимальное требование к общественным отношениям: не допускать насилия и принуждения. В условиях такого общества может быть осуществлено полное раскрытие действительных возможностей человека, включая эволюцию культуры мира и развитие дружественных сообществ, которые ее принимают.

Важнейшая цель воспитания в духе культуры мира состоит в утверждении ценности человеческого достоинства и неприкосновенности каждой человеческой личности. А в сфере воспитания - это культивирование отношений открытости, реальную заинтересованность в культурных различиях, признание многообразия, развитие способности распознавать несправедливость и предпринимать шаги по ее преодолению, а также способность конструктивно разрешать разногласия и обеспечивать продвижение от конфликтных ситуаций к примирению и разрешению противоречий, развитие способности конструктивного преодоления конфликта.

Социальные конфликты объективно неизбежны в любой социальной структуре, так как они являются необходимым условием общественного развития. “Весь процесс функционирования общества состоит из конфликтов и консенсусов, согласия и противоборства. Социальная структура общества с ее жесткой дифференциацией различных классов, социальных слоев, групп и отдельных индивидов представляет неиссякаемый источник конфликтов... Но одновременно в сложной социальной системе существуют и механизмы успешного разрешения конфликтов. Поэтому проблема любого общества и социальной общности состоит в том, чтобы не допустить (максимально снизить) негативные последствия конфликта, использовать его для позитивного решения возникших проблем”. (Козырев Г.И.)

Как уже неоднократно отмечалось, конфликт, по своей сути, является одним из видов социального взаимодействия. Отдельные индивиды, социальные группы (как большие, так и малые), организации – субъекты, участники любого конфликта. Взаимодействие такого рода предполагает противоборство сторон. Противоборство может быть различным: “более или менее интенсивным и более или менее насильственным”. (Козырев Г.И.) “Интенсивность означает вкладываемую участниками энергию, и вместе с тем социальную важность отдельных конфликтов”, - пишет Р.Дарендорф (“Элементы теории социального конфликта”).Что же касается формы столкновения – насильственная она или ненасильственная – зависит от наличия реальных условий и возможностей (механизмов) ненасильственного решения конфликта и целей, преследуемых субъектами противоборства.

Любой конфликт имеет определенные стадии развития. Обычно выделяют четыре стадии: предконфликтная стадия, собственно конфликт, разрешение конфликта, послеконфликтная стадия. Первая стадия – предконфликтная – это еще не конфликт - это рост напряженности в отношении между потенциальными субъектами, обычно вызванной некоторыми противоречиями. Но противоречия не всегда перерастают в конфликт. Зная это, обладая навыками их ненасильственного решения, умея анализировать ситуацию, человек может либо не допустить возникновения конфликта, либо, если конфликт неизбежен, продумать продуктивную стратегию поведения. Ханс Рихтер писал: “Умный человек найдет выход из любого сложного положения. Мудрый в нем не окажется”.

Знакомить детей с природой конфликта, его видами, источниками, причинами, стратегиями поведения в конфликтной ситуации и способами его разрешения, закладывать навыки конструктивного общения с детства, воспитывать ребенка в духе уважения к себе и окружающим, знакомить его с культурами различных стран и народов – все это должно стать важной частью учебной и воспитательной работы, так как, в некоторой степени, это позволит разрешить часть актуальных современных проблем, поможет пройти путь от общества насилия, нетерпимости, вражды к обществу мира, добра и понимания.

Работа в этом направлении может проводится с детьми как младшего школьного возраста, так и среди старшеклассников. Материал должен быть адаптирован в соответствии с возрастом, а формы могут быть самыми различными: от научных конференций до ролевых игр и всевозможных акций, что существенно разнообразит деятельность и привлечет к этой работе большее количество учащихся.

Обобщая, отмечу, что включение в учебный и воспитательный процесс занятий по развитию способностей к толерантности, принципов самоуважения, понимания значимости и бережного отношения к культуре своего народа и культур народов мира, сохранения культур, а так же умения жить в мире с собой, другими людьми, общаться и взаимодействовать ведет к гармоничному развитию личности, личности не разрушающей, а созидающей, что может повлечь за собой изменение общества в целом.

Используемая литература.

  1. Арто А. Театр и его двойник. - СПб. М., 2000
  2. Вагин И. Психология зла: практика решения конфликтов. – СПб., 2001
  3. Выготский Л.С. Психология искусства. - Ростов-на–Дону, 1998
  4. Гуревич П.С. Культурология. – М., 1996
  5. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. – М., 2000
  6. Риэрдон Б. Толерантность – дорога к миру. – М., 2001
  7. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. – М., 1992