Коррекционно-развивающее занятие для учащихся 5–6-х классов по теме "Завистливым быть – себе вредить?!"

Разделы: Школьная психологическая служба


Вступление

Наш мир сегодня наполнен самыми разными красками: с одной стороны море возможностей, технический прогресс, а с другой стороны мы сталкиваемся с явлением социального неравенства, жесткой конкуренции, что может порождать разрушительное чувство зависти.

Наши чувства и эмоции тесно связаны с нашими внутренними качествами, они являются отражениями того, что происходит у нас внутри. И если наш внутренний мир переполнен мрачными красками, если нами владеют отрицательные эмоции, то это может привести к разрушительным последствиям. Так, например, зависть являться одним из основных источников конфликта. Поэтому, так важно, проводить развивающую работу, направленную на развитие эмоциональной сферы учащихся, и в частности, работу с чувством зависти.

Цель занятия - Формирование сознательного отношения к своим поступкам. Обучение умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей, тренировать умение владеть своими эмоциями.

Необходимые материалы: листы А4, заготовки звёзд из бумаги, краски, клей, цветные карандаши или фломастеры, распечатка “Завидух” - по количеству учащихся, музыкальное сопровождение.

Ход занятия

1. Работа со сказкой, введение в тему.

“ Как- то гуляя по морскому дну, Морская звезда увидела в небе звездочку. “Что это? - удивилась морская обитательница. – Смотри-ка, на меня похожа... Ну конечно, это же звезда! Сияет себе в недостижимой небесной выси, странствует по необозримым просторам, все ее видят, все ею любуются – даже жители морских глубин. ”А я ведь тоже звезда. Но меня никто не видит, не знает, и я вынуждена прозябать в своей луже... Как же так? Где справедливость?” - И она заплакала”.

Обсуждение:

- Как вы думаете, ребята, какое же чувство охватило Морскую звездочку, что она даже заплакала?” (правильно, зависть).

Сегодня мы поговорим о чувстве зависти и постараемся понять положительное оно или отрицательное.

- А для начала давайте попробуем изобразить это чувство мимикой.

Здорово у вас получилось примерить маску завистливого человека, что вы чувствовали в этот момент?

2. Работа в группах (по 4-5 человек)

Ребята, давайте подумаем, в каких случаях человек испытывает это чувство?

Перед вами лежат листы А4, заготовки звезд (Приложение 1) и клей – карандаш. Вам необходимо вспомнить как можно больше примеров из жизни, когда вы, как и наша звездочка, сталкивались с чувством зависти, написать эти примеры на заготовленных звездочках и приклеить их на А4. (Оформленные листы А4 вывешиваются на доску)

Обсуждение полученных результатов:

- Посмотрите, как много вам удалось привести примеров, когда человек испытывает чувство зависти.

- Как вам работалось в группах?

3. Упражнение “Завидуха”.

Детям раздается заранее подготовленный бланк с изображением “Завидух” (Приложение 2)

Инструкция:

Посмотрите на рисунок и подумайте, какая “завидуха” живет у каждого из вас внутри: большая, маленькая или средняя? Вы можете ее раскрасить, добавить что-то по своему желанию или изменить.

- Подумайте, с какими чувствами “дружит завидуха”?

Вывод: Зависть, как правило, всегда “дружит” с негативными, разрушительными для человека чувствами.

- Какие способы освобождения от негативных чувств вы знаете?

После окончания упражнения все бланки с изображением “Завидух” забираются (дети “выгоняют” зависть из своей души).

4. Рисунок абстракция “Освобождение от зависти” (под музыкальное сопровождение).

Детям предлагается немного пофантазировать и нарисовать рисунок абстракцию “Освобождение от зависти”. После окончания все работы вывешиваются на доску.

5. Подведение итогов:

- Посмотрите, какие разные получились ваши рисунки.

- Что вы чувствуете сейчас?

В конце занятия делается вывод, что зависть это отрицательное чувство, что у завистливого человека будут сложности во взаимоотношениях с окружающими, проблемы в поиске друзей, ведь нужно уметь радоваться за успехи других.