Образовательная ситуация по ознакомлению с Дымковскими игрушками: "Что за чудо Мастера на ярмарке"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Знакомить детей с особенностями дымковской игрушки, её историей и способом изготовления.

Задачи:

  • Образовательные: Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки, формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).
  • Развивающие: Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.
  • Воспитательные: Воспитывать любовь к народному искусству России. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

Интеграция образовательных областей: ОО “Познание”, ОО “Коммуникация”, ОО “Чтение художественной литературы”, ОО “Музыка”, ОО “Труд”.

Материал: шаблон для раскрашивания "Дымковская игрушка", гуашь, кисти, баночка для воды, лист бумаги, салфетка, тычок, дымковские игрушки, плакаты “Дымковская игрушка”, презентации “Дымковская игрушка”.

Ход деятельности

Организационный момент. Игра “Назови правильно” (Воспитатель показывает детям фотографии народных игрушек, если игрушка относится к дымковской, дети хлопают в ладоши).

Рассказ воспитателя с демонстрацией презентации о дымковских игрушках.

Воспитатель: Дети, сегодня мы пойдём в музей. Этот музей небольшой, он находится в нашем детском саду, в методическом кабинете. Это дымковские игрушки (модели игрушек стоят на полочке), их делают в селе Дымково рядом с русским городом Вяткой. Эти расписные игрушки сделаны из глины (показывает настоящую глину). Вот эту глину и превращали мастера в весёлые игрушки. Сначала они лепили фигурку (показ белого шаблона). Потом подсушивали её и обжигали в горячей печи, Чтобы фигурка стала твёрдой. Все они белого цвета, потому что обожжённые фигурки обмакивают в специальную смесь молока и мела. Фигурки становятся белыми, и на это белое покрытие хорошо наносятся любые краски.

Стихотворение: (читает ребёнок)

Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
(В.Фофанов)

Воспитатель: Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название?

Оказывается, глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весенней ярмарке ''Свистунья''. Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и вся слобода была в дыму, в дымке. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушки? Давайте посмотрим.

Воспитатель: Дети вы хотите побывать на ярмарке игрушек

Закройте глаза и произнесите волшебные слова: Аббра- кодаббра

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много здесь игрушек. Вы угадали их? Да, это дымковские игрушки. Почему вы так думаете?

Дети: Потому что они сделаны из глины и расписаны дымковским узором; их делают в деревне Дымково;

Воспитатель: Посмотрите нас встречает дымковская барышня.

Барышня:

Я - Барыня-сударыня!
Я в гости к вам пришла
Вас с дымковской игрушкой
Знакомить, детвора!

Воспитатель: Обратите внимание на особенности дымковской игрушки) Дымковская барыня очень нарядна. На голове непременно – шляпки, кокошники. На плечах – пышные рукава. По низу юбки – оборки. В руках - сумочка, зонтик, собачка, коромысло и т. д. По белому фону круги, клетки, крупные и мелкие горошины.

Посмотри, как хороша
Эта девица-душа
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.

Воспитатель: Особой выдумкой отличаются игрушки, изображающие животных и птиц. Дымковские кони с пышной гривой и хвостом.

Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.

Воспитатель: Народные мастера очень любили домашних птиц и животных. Они воплощали свои выдумки в своих изделиях из глины. Посмотрите, каких животных вы отгадали.

Дети:

Петух, индюк, собака, лошадка.
Голосисты эти птицы
И нарядны, словно ситцы!
Мы игрушки знатные,
Складные да ладные,
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся!

Дети, посмотрите какая карусель. Хотите покататься на ней.

Физминутка: Игра “Карусели”

- Еле-еле, еле- еле
- закружились карусели.
- А потом, потом, потом...
- Всё бегом, бегом, бегом.
- Тише, тише, не спешите,
- Карусель остановите..
- Раз, два, раз, два.
- Вот и кончилась игра.

Воспитатель: Что общего у всех этих игрушек?

Дети: Одинаковый узор.

Воспитатель: Нравятся ли вам эти игрушки? Какая больше всего? Почему? Какими элементами узора можно расписать игрушки?

Дети: Кружки, полоски, волны, кольца, точки, ромбы и др.

Воспитатель: Какие цвета вы будете использовать?

Дети: Яркие нарядные: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.

Воспитатель: Я предлагаю стать настоящими народными умельцами. И расписать шаблоны дымковской игрушки.

Дети выбирают шаблон по желанию и выполняют работу по музыкальное сопровождение. (Русская народная музыка)

Ребята устанавливают свои игрушки на стенд и все вместе рассматривают.

Воспитатель: Какие вы молодцы. Сегодня вечером мы пригласим ваших родителей на нашу ярмарку дымковских игрушек.