Тема урока "Волновые свойства света"

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Тип урока – урок совершенствования знаний и умений.

Вид урока - урок-исследование.

Цель урока: создать условия для расширения и углубления знаний учащихся по оптике через организацию исследования волновых свойств света как этапа работы над учебным проектом.

Задачи:

  • Используя методы научного познания, объяснить особенности изучаемых свойств света, применять полученные знания к объяснению оптических явлений.
  • Формировать исследовательские умения: получать явления дисперсии, дифракции, интерференции, поляризации, устанавливать причинно-следственные связи между фактами, выдвигать гипотезы, их обосновывать и проверять достоверность.
  • Формировать эмпатические качества учащихся через эвристические приемы работы, реализовать потребности подростка в общении, способствовать развитию качеств сотрудничества, мотивации в изучении физики.
  • Продолжить формирование образных и логических умений учащихся: анализировать, рассуждать, объяснять понятия, преобразовывать и творчески реконструировать учебный материал.

Формы обучения: фронтальная, работа в группах, взаимообучение.

Педагогическая технология - проектно-исследовательский метод, деятельностный подход.

Структура урока: создание проблемной ситуации, актуализация знаний, постановка цели и задач, поиск решения, выражение решения, творческое применение “открытых” знаний, рефлексия, домашнее задание.

Оборудование и методическое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, лабораторные наборы по оптике L-микро, презентация “Волновые свойства света”, презентации учащихся.

Ход урока

1. Организационный этап 

Видеоклип "Прекрасен этот мир".

Учитель. Всем добрый день. Сегодня мы продолжаем работу по изучению световых волн “Как прекрасен этот мир”. Слайд_1

2. Создание проблемной ситуации.

Учитель. Как прекрасен этот мир, наполненный светом! Люди, которые могут увидеть красоту окружающего мира, запечатлеть прекрасное мгновение с помощью фотоаппарата, безусловно, художники.

(обращение к фотографиям на стендах: закат, радуга, голубое небо, гало)

Учитель. Мы видим этот прекрасный мир потому, что существует свет!

Давайте сделаем очередное фото на память!

(фотография класса на память)

Учитель. А это что за фотография? (Фото учащихся на слайде с предыдущего мероприятия Слайд_2)

Ученики: Конференция по проекту “Электромагнитные волны”.

Учитель. Но вот незадача: в прошлый раз на фотографии появились блики.

Как вы думаете, почему?

Ученики высказывают свои предположения:

- Доска отсвечивает лучи от лампочек

- Доска глянцевая, поэтому блестит от освещения.

- Свет от фотовспышки отражается от таблицы.

Учитель. Молодцы. Очень интересно. Оригинальные предложения вы выдвигаете.

Что сделать чтобы бликов на фотографии не было?

Ученики высказывают свои предположения:

- Фотографироваться на фоне простыни

- Взять хороший фотоаппарат.

Учитель. Какой фотоаппарат можно считать хорошим?

Каким фотоаппаратом надо воспользоваться, чтобы фотография получилась качественно?

Ученики высказывают свои предположения:

Учитель. Таким образом, качество фотографии связано с физическими световыми явлениями. А какие из них и как влияют на фотоснимок, мы попробуем сегодня установить в ходе проведения небольших исследований.

3. Актуализация знаний.

Учитель. Ну, а в начале нужно вспомнить, что такое

- интерференция

- дифракция

- поляризация

- дисперсия света (Слайд_3)

Откройте тетради и запишите ответы, выполнив задание на соответствие данных первого и второго столбика. (Слайд_4) (Работа учащихся с тестом)

Учитель.Передайте тетради товарищам по парте и проверим.(Взаимопроверка Слайд_5)

4. Постановка цели и задач урока 

Учитель. Свет - это лучистая энергия, воспринимаемая глазом, делающая мир видимым. На прошлых уроках мы изучили свойства света: интерференция, дифракция, дисперсия и поляризация.

- Сказывается ли интерференция на качестве фотографии?

- Знаете ли вы, откуда берется красный цвет по краям фотографии?

- Как влияет освещенность на изображение объекта? Попробуем ответить на вопросы.

Учитель. Сформулируйте проблему, которую в ходе урока мы должны решить.

Ученики: От каких физических параметров света и как зависит качество изображения на фотоснимке. (Слайд_6)

5. Поиск решения.

а) Инструктаж

Учитель. Любая экспериментальная работа предполагает развитие навыков с физическими приборами. У каждого из вас есть инструкция по выполнению экспериментальной работы. Ознакомьтесь с планом исследований и вопросами, на которые вы должны будете ответить в конце работы.

( Ребята приступают к изучению инструкции)

Выполните эксперимент и, сделав выводы, продемонстрируйте их всем

Ваши выводы необходимо представить письменно, написать на листе и прикрепить на магнитную доску. А также внести в презентации.

б) Самостоятельная исследовательская работа.

Эксперимент

Учащиеся проводят самостоятельные исследования согласно инструкциям. (Тексты инструкций к лабораторным работам L –микро)

Учитель оказывает помощь работающим за компьютером.

Цель работы: изучить характерные особенности интерференции, дифракции, поляризации и дисперсии света.

  • Задание первой группе: исследуйте явление интерференции, результаты исследования занесите в таблицу. (ЛР Интерференция)
  • Задание второй группе: исследуйте явление дифракции, результаты исследования занесите в таблицу. (ЛР Дифракция)
  • Задание третей группе: исследуйте явление поляризации света, результаты исследования занесите в таблицу. (ЛР Поляризация)
  • Задание четвертой группе: исследуйте явление дисперсии света, результаты исследования занесите в таблицу. (ЛР Дисперсия)

(Самостоятельная работа учащихся в группах, подготовка учащихся к выступлениям).

6. Выражение решения.

Презентация результатов работы :

Учитель. Сейчас мы переходим к представлению результатов проведенного исследования. В начале урока, мы, поставили перед собой проблему: от каких физических параметров света и как зависит качество изображения на фотоснимке.

А вот какое применение это нашло? В ходе работы над проектом вы подготовили материалы, есть ли у вас предложения по решению нашей проблемы?

Заслушивание ответов учащихся:

7. Творческое применение “открытых” знаний.

Подведение итогов:

Учитель: Итак, какие практические советы, основные на научных исследованиях, мы можем дать начинающим фотохудожникам?

(Ответы учащихся)

Учитель: А теперь еще несколько прекрасных оптических явлений.

(Выступления учащихся: радуга, мыльные пузырь, спектроскоп, - Презентация_6)

8. Рефлексия.

Учитель: Что ж, наш урок подходит к завершению. В той атмосфере и обстановке, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по-разному. И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке, каждый из вас, все вместе как класс, и понравилось ли вам то дело, которым мы с вами сегодня занимались.

(Заполнение листа самоанализа учащимися)

9. Домашнее задание.

Доработать презентацию по изученному явлению по плану, подготовиться к выступлению.

Фото с урока.

Приложение 1