Использование интерактивной доски на уроках английского языка. Обобщение опыта работы

Разделы: Иностранные языки


Наверное, невозможно себе представить современное развитие общества и производства без информационно - коммуникационных технологий. Бесспорно, что владеть компьютером должен каждый образованный человек. ПК быстро входит в жизнь ребенка.

В отличие от обычных средств обучения медиатехнологии способствуют успешной реализации интеллектуальных и творческих способностей ребенка.

Специальным образом подобранные и организованные наглядные средства обучения на различного рода носителях: видеоматериалы (фильмы, телевизионные программы, видеоклипы), а также статичные тематические изображения – дидактические картины – (слайды, транспаранты, картинки, рисунки, плакаты, таблицы, схемы) – давно и успешно используются в учебном процессе как неотъемлемая его часть.  И     представляют  собой наиболее доступную для восприятия форму предъявления учебного материала. Они создают особую предметно-мотивационную среду, которая в силу своей содержательной сущности способствует развитию познавательной активности, творческих способностей учащихся и, в результате, формированию их образовательной, когнитивной и коммуникативной компетенции.

С другой стороны, являясь осознанным или неосознанным “внешним раздражителем”, стимулом, наглядные средства обучения дают обучающемуся дополнительную психологическую опору для успешного усвоения учебного материала,  за счет конкретизации абстрактного, т. е. отражения  и запечатления в его сознании воспринимаемых зрительных образов. Таким образом, изобразительная наглядность на уроке является тем окружением, своего рода визуальным контекстом, без которого невозможно эффективное формирование и развитие разного рода компетенций обучающегося  – как общеучебных, так и конкретно-предметных.

С точки зрения когнитивной психологии визуальный контекст, во-первых, дает учащемуся внешний посыл, усиливающий и подкрепляющий его ожидание – содержательную антиципацию, а во-вторых, формирует существенный стимул для восприятия новой информации, т. е. помогает новому образу попасть в область хранения похожей информации, повышая тем самым готовность восприятия. Это явление – своего рода связь визуального контекста и порога восприятия информации, или связь стимулов и ожиданий.  Еще раз доказывает положение, известное любому учителю-практику: разнообразный по форме стимул, предъявляемый с высокой частотностью и подкрепляемый визуальным контекстом, позволяет не только быстро классифицировать воспринимаемую информацию или опознавать ее, но и эффективно усваивать на активно деятельностном уровне, т.е. переводить из рецептивной сферы деятельности в продуктивную.

Новые и, по-видимому, безграничные возможности создания средств изобразительной наглядности предоставляются мультимедийными технологиями.

Очевидно, что применение мультимедийных технологий в учебном процессе следует непременно дозировать, т. е. отбирать программные продукты так, чтобы они полностью отвечали своим содержанием тематике и учебному материалу урока, подходу учителя, возрасту и интересам учащихся, и обладали всеми преимуществами мультимедийных электронных ресурсов

Ряд авторов, говоря о вариативных свойствах мультимедийных технологий и рассматривая возможности использования компьютера на уроке, отмечают три основных типа урока:

1) полная замена деятельности учителя программным средством;
2) частичная замена, когда согласно своему сценарию урока учитель подбирает и адаптирует фрагменты учебного материала из имеющегося программного обеспечения;
3) фрагментарное использование дополнительного материала из имеющегося программного обеспечения без его переработки.

Учебно-методические программные средства для сопровождения уроков ИЯ, создаваемые самим учителем, обладают еще одним неоспоримым преимуществом: они не отторгают учителя от учащегося, а, наоборот, способствуют их творческому единению на уроке. Это происходит потому, что программные средства-сопровождения в силу выполняемых ими функций (демонстрируются учителем) создают на уроке особого рода учебную информационную среду –  «учитель – учащиеся – учебный материал на экране».

В работе   использую УМК М.З. Биболетовой «Enjoy English», и ИКТ технологии  на всех этапах обучения. В основном на среднем и старшем звене использую презентации на завершающем этапе изучения темы (проектная деятельность), а так же на страноведческих уроках. В статье предлагаю подробный анализ опыта работы по использованию мультимедийного приложения к учебнику для второго класса. 

Мультимедийное приложение к учебнику состоит из 2-х блоков: «Enjoy the ABC» и «Enjoy English 2 Listening and Playing».

Данная обучающая программа рассчитана на коллективную и индивидуальную работу обучающихся с применением проектора и экрана, интерактивной доски, компьютера,  а так же может быть использовано для самостоятельной работы учеников в домашних условиях. Программа предлагает различные типы заданий: на аудирование и освоение новых лексических единиц, развивает навыки чтения и говорения на уровне клеше, закладывает основы восприятия английской речи, создаёт возможность объективного контроля понимания прослушанного текста и прививает интерес к изучению английского языка с помощью разнообразных методических приёмов.

Например:

  1. При знакомстве с новой буквой обучающиеся прослушивают короткую стихотворную историю про эту букву, видят наглядный образ, воспроизводят забавные рифмовки (« Enjoy the ABC»).

  2. Для отработки фонетических навыков обучающимся предлагается прослушать и повторить стихи на звуки приложение «Enjoy English 2 Listening and Playing » (3-я часть урок № 36 упражнение № 6; урок № 40 упражнение № 1; урок № 44 упражнение № 1).

  3. При обучении чтению используется лексический ряд на данное правило и наглядный образ приложение «Enjoy English 2 Listening and Playing » (3-я часть урок № 37 упражнение № 5).

  4. Введение лексики происходит путём демонстрации мультимедийного изображения предмета или действия. Например: приложение «Enjoy English 2 Listening and Playing» названия школьных принадлежностей (1-я часть урок № 13 упражнение № 1), название цветов (1-я часть урок № 15 упражнение № 14), название членов семьи (1-я часть урок № 18 упражнение № 1).

  5. При формировании навыков аудирования учащимся предлагается прослушать тексты песен, стихов, рифмовок. При использовании мультимедийного приложения обучающиеся погружаются в англоязычную среду с опорой на наглядность. Например: приложение «Enjoy English 2 Listening and Playing » прослушай и найди, кто рассказывает о своей семье (2-я часть урок № 19 упражнение № 1), слонёнок Томас потерялся, узнай где он живёт (3-я часть урок № 35 упражнение № 1), прослушай и найди где живут Кау и Дайно (3-я часть урок № 42 упражнение № 1).

  6. Для развития навыков аудирования на уроках можно использовать тексты  детских песен и стихов (например, караоке  http://www.detkiuch.ru/dir/detskie/anglijskie/4)

  7. Формирование и закрепление грамматических структур так же возможно  с помощью приложение «Enjoy English 2 Listening and Playing » (урок № 27 упражнение № 1).

  8. Для развития навыков  письменной речи,  закрепления букв алфавита в приложении « Enjoy the ABC» имеются задания,  где ребятам предлагается обвести букву алфавита, соотнести заглавную и маленькую букв.  Такого рода   задания предусмотрены для индивидуальных и домашних заданий.

В заключение, хотелось бы отметить, что  использование интерактивной   доски и  мультимедийного приложения на уроках английского языка повышает мотивацию  и интерес обучающихся к изучению предмета, улучшает качество знаний. Помогает учителю разнообразить урок, сделать его более интересным и запоминающимся.