Попечительский совет в ДОУ: основные функции и возможности

Разделы: Работа с дошкольниками


Особенность управления дошкольным образовательным учреждением в современных условиях становления рыночной экономики заключается в необходимости привлечения к решению проблем образования различных социальных институтов, главным образом, предприятий и семьи. Расширение общественных начал в управлении и предоставление большей самостоятельности субъектам управления – образовательным учреждениям – способствует широкому развитию разнообразных и специфических образовательных услуг применительно к условиям конкретного региона в соответствии с требованиями общества. Получившей в последнее время более широкое распространение формой самоуправления образованием являются попечительские советы образовательных учреждений.

Статьей 35 Закона РФ “Об образовании” установлено, что управление государственным и муниципальным образовательным учреждением строится на принципах единоначалия и самоуправления. Среди возможных форм самоуправления назван попечительский совет, который осуществляет свою деятельность на принципах самофинансирования и создается по согласованию администрации с заинтересованными лицами.

Попечительский совет является дополнением к уже существующим органам самоуправления дошкольного образовательного учреждения: общему собранию дошкольного образовательного учреждения, педагогическому совету и др..

В условиях перевода образовательных учреждений на казначейскую систему исполнения бюджетов целесообразней создание попечительского совета ДОУ в качестве самостоятельной некоммерческой организации. Являясь юридическим лицом, попечительский совет сможет аккумулировать денежные средства на развитие ДОУ на своих расчетных счетах, не отчитываясь об их использовании перед чиновниками казначейства.

К тому же, в отличие от существующего сегодня в ряде учреждений практики сбора средств “черным налом”, создание попечительского совета ДОУ позволяет легализовать финансовые потоки и не бояться обвинений в вымогательстве денег и проверок налоговых органов и прокуратуры.

Функции попечительского совета

Попечительский совет – государственно-общественный орган управления образованием, обладающий правом распорядителя фонда развития образования; одна из форм самоуправления образовательного учреждения. Попечительский совет занимается совершенствованием деятельности и развития образовательного учреждения и осуществляет свою деятельность на безвозмездной основе. Попечительский совет несет ответственность за невостребованность фонда развития образования; нецелевое использование получателем финансовых средств фонда развития образования; несвоевременное финансовое наполнение фонда развития образования.

Попечительский совет выполняет следующие функции:

- регламентирует поступление и распределение внебюджетных средств по внутренним фондам, созданным при Попечительском совете;

- содействует: совершенствованию материально-технической базы учреждения, благоустройству его помещений и территории, организации и совершенствованию образовательного процесса, поддержке социально не защищенных семей воспитанников, улучшению условий труда педагогических и других работников учреждения;

- участвует в организации соревнований, конкурсов и других массовых мероприятий образовательного учреждения.

Поскольку Попечительский совет является инновационным органом в деятельности дошкольных учреждений, то может рассматриваться как:

- самостоятельное юридическое лицо, зарегистрированное в установленном Законом порядке;

- орган, использующий счета благотворительных фондов;

- орган, использующий расчетные счета самого дошкольного учреждения.

Нормативно-правовая база деятельности попечительского совета ДОУ

К настоящему времени сформировалась достаточно обширная нормативно-правовая база деятельности попечительских советов образовательных учреждений.

1. Гражданский кодекс РФ, ст.52, ч. 1, гл. 4, параграф 5.

2. Закон РФ “Об образовании”:

- ст.2. “Принципы государственной политики в области образования”: “Государственная политика в области образования основывается на принципах: демократический государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений”;

- ст.13. “Устав образовательного учреждения”, п. 4: “Локальные акты образовательного учреждения не могут противоречить его Уставу”;

- ст.35. “Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями”, п.2: “Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются … Попечительский совет… и др. формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются Уставом образовательного учреждения”;

- ст.41. “Финансирование образовательных учреждений”, п. 8: “Образовательные учреждения вправе привлекать в установленном Законом порядке РФ дополнительные финансовые средства за счет добровольных пожертвований, целевых взносов физических и юридических лиц”.

3. Указ Президента РФ от 31.08.99 г. № 1134 “О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в РФ”: “В целях дальнейшего развития государственно-общественных форм управления в сфере образования и дополнительного привлечения внебюджетных финансовых ресурсов для обеспечения деятельности образовательных учреждений ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Считать необходимым создание в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Попечительских советов, имея в виду установление общественного контроля за использованием целевых взносов и добровольных пожертвований юридических и физических лиц на нужды общеобразовательных учреждений.

2. ….

4. Приказ Минобразования РФ от 10.09.99 г. № 275 “О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в РФ”: “Во исполнение Указа Президента РФ от 31.08.99 г. № 1134 “О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в РФ”.

5. Постановление Правительства РФ от 10.12.99 № 1379 “Об утверждении Примерного положения о Попечительском совете общеобразовательного учреждения”.

Упоминание о попечительском совете как форме самоуправления дошкольного образовательного учреждения есть и в Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном Министерством образования и науки РФ 27 октября 2011 г. № 2562. При этом Типовое положение предусматривает, что порядок выборов органов самоуправления и их компетенция определяются уставом ДОУ.

В связи с тем, что попечительский совет занимается благотворительной деятельностью, необходимо учитывать нормы Федерального Закона от 11.08.95 № 135-ФЗ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях”.

В случае создания Попечительского совета ДОУ в форме общественной организации его деятельность регулируется также Законом РФ “Об общественных объединениях” от 19.05.95 № 82-ФЗ с изменениями и дополнениями.

Совокупность вышеназванных документов образует правовую базу деятельности попечительских советов. Кроме этого, необходимо учитывать нормы налогового законодательства и знать правила ведения бухгалтерского учета в некоммерческих организациях, не являющихся бюджетными.

Возможные формы попечительского совета дошкольного образовательного учреждения

В связи с тем, что общественные объединения могут в установленном порядке регистрироваться и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица, сегодня возможны две основные модели создания попечительских советов образовательных учреждений – со статусом юридического лица и без него. Однако в любом случае попечительский совет будет являться некоммерческой организацией.

Поэтому независимо от правового статуса попечительского совета он является самостоятельной организацией и руководствуется только действующим законодательством, собственным уставом (положением) и своими решениями. В ст.17 Закона “Об общественных объединениях” установлено, что вмешательство органов власти и должностных лиц в деятельность общественных объединений не допускается.

Некоммерческая организация – это организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Такие организации, в соответствии с ФЗ “О некоммерческих организациях”, создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, а также в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

Таким образом, попечительский совет дошкольного образовательного учреждения – это негосударственная общественная некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе граждан и юридических лиц в целях совершенствования и развития образовательного процесса в конкретном дошкольном образовательном учреждении.

Для создания попечительского совета возможно использование одной из следующих организационно-правовых форм некоммерческой организации:

1. Без образования юридического лица:

– общественная организация;

– орган общественной самодеятельности.

2. С образованием юридического лица:

– некоммерческое партнерство;

– некоммерческий фонд;

– общественная организация;

– орган общественной самодеятельности;

– автономная некоммерческая организация.

Деятельность попечительского совета в качестве органа общественной самодеятельности или общественной организации, созданного без образования юридического лица, не требует государственной регистрации, лицензирования и т.п., так же как и деятельность других органов самоуправления дошкольного образовательного учреждения – педагогического совета, родительского комитета и т.д.

Однако попечительский совет, не имеющий статуса юридического лица, не может владеть объектами собственности, не является субъектом гражданских правоотношений, не может от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права и не может нести обязанности; не может быть истцом или ответчиком в суде и не может иметь счета в банках. Такой попечительский совет может иметь отдельный расчетный счет лишь в бухгалтерии образовательного учреждения (или в централизованной бухгалтерии), обслуживаемый конкретным работником (возможно за отдельную плату).

При решении вопроса о выборе организационно-правовой формы попечительского совета следует учитывать целый ряд факторов:

программно-стратегические цели;

наличие налоговых льгот;

имидж той или иной формы в массовом общественном сознании;

возможность привлечения дополнительного финансирования;

возможность ликвидации организации по решению учредителей;

право на занятие предпринимательской деятельностью;

обязанность аудита;

возможность признания организации несостоятельной (банкротом);

сложность управления и ряд других.

Следует также иметь в виду, что членские взносы могут собираться только в попечительских советах, являющихся членскими некоммерческими организациями. К этому виду организаций относятся: общественные организации, ассоциации, некоммерческие партнерства, а возможность взимания вступительных и членских взносов обязательно должна предусматривать уставом попечительского совета.

Поэтому более целесообразным представляется создание попечительского совета с образованием юридического лица. При этом, учитывая особенности организационно-правовых форм, наиболее практичным является создание попечительского совета в форме некоммерческого партнерства.