Литературное чтение "Природа, увиденная глазами поэта, художника". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • Работая с поэтическим текстом Н.Заболоцкого, увидеть два образа весенней природы;
  • Посмотреть на мир глазами художников- импрессионистов.

Ход урока

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.

II. Проверка домашнего задания.

III. Актуализация знаний, сообщение темы.

- Посмотрите на ленту времени. (с 141 учебника) [2]

- Выберите фамилии знакомых поэтов. Перечислите.

- По какому признаку можно разбить этот список на 2 самостоятельных списка? (поэты 19 века и поэты 20 века.)

- Назовите поэтов 20 века.

- С творчеством какого поэта мы ещё не знакомились?

- Сегодня на уроке мы будем читать стихотворение Николая Заболоцкого “Весна в лесу”.

Он написал много замечательных стихотворений и с одним из них мы сегодня познакомимся.

Показ портрета поэта. Краткая биография. (Приложение №1) [1]

IV. Работа по новой теме.

1. Прочитайте вступительное слово (с. 138)[2]

- Как воспринимают природу поэты XX века?

- По-разному ли воспринимают окружающий мир поэты XX и XIX веков? (Да, образы, созданные поэтами XX века, современны, они связаны с развитием науки и техники).

2. Знакомство со стихотворением Н. Заболоцкого. Чтение учителем.

Вам понравилось стихотворение?

3. Повторное чтение. Лексическая работа.

Косогор - склон горы,холма.

Колба - лабораторный стеклянный сосуд с широким основанием и длинным горлышком.

Штудировать - тщательно изучать.

Впрок - про запас.

Лик - лицо.

4. Анализ стихотворения.

- Какие образы создаёт в своём стихотворении Николай Заболоцкий?

(Весна - лаборатория.

Растения - колбочки,

Грач - учёный.химик, врач,

Глухарь - нелюдимый дикарь,

Зайцы - маленькие дети,

Солнце - живое существо)

- Какой из его образов вы представляете лучше всего?

- Как герой воспринимает природу весной? (по-разному)

- Случайно ли в одной части стихотворения поэт использует такие слова.как “лаборатория,колбочки, химик, врач, тетрадка, урок”, а в другой части слова: “таинственный дикарь. причитания. старинные. хоровод. сказки, древние. чудеса”?

(карточки со словами вывешиваются на доску ) (Приложение №3)

- Используя данные слова, попробуйте разделить стихотворение на 2 части.

- Прочитайте 1 часть. Какой образ весны создает поэт в этой части? (Это весенняя лаборатория, очень современная, все процессы в которой совершаются прямо на наших глазах.

- Прочитайте 2 часть. Похожа ли она на первую? О чём говорит автор в этой части?

- Какой образ весенней природы он создаёт? (сказка с лесными чудесами)

-Так что же весенняя природа для лирического героя? (Современная лаборатория и старинная сказка, персонажами которой являются все её дети- птицы и звери.

5. Подготовьте выразительное чтение стихотворения.

Передайте голосом душевное состояние автора. Обратите внимание.что каждую часть стихотворения надо читать по-разному:1 часть – громко. радостно. стараясь передать оживление, происходящее в природе; вторую часть более таинственно.

V. Работа по репродукциям картин.

Сейчас мы отправимся на Международную выставку “Необычайный взгляд на мир” и найдём там пейзажи французских художников Клода Моне и Огюста Ренуара.[2]

- Рассмотрите пейзажи Ренуара “Лягушатник” и Моне “Сена у Бужеваля ”. Есть ли в них что-то общее?

Импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Обычно под термином “импрессионизм” подразумевается направление в живописи, хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке. Импрессионисты разработали систему пленэра (живопись на открытом воздухе), они писали раздельными мазками “чистого цвета” (не применяли смешанных красок) точно воссоздавали цветные тени.

Буживамль (фр. Bougival) — западный пригород Парижа, расположенный в 15,3 км от центра города. Нас. 8 432 чел. (1999).

(На них изображено одно и тоже время года, они очень близки по цветовой гамме, относятся к одному и тому же историческому периоду, похожа манера письма)

- Что привлекает французских художников в изображении природы: её неувядающая красота или её изменчивость, быстротечность, присущее ей движение? Обратите внимание на облака. Игру цвета и тени, на отражение в воде, вибрацию воздуха. (Художников привлекает быстротечность происходящего и изменчивость природы: трепет листьев, колыхание воды,изменение освещения.Художникам важно написать не столько сами предметы, сколько передать впечатление их движения: покачивание лодок на воде, водная рябь, солнечный блеск на воде.)

- Какой из пейзажей вам кажется более жизнерадостным? Почему? (Ренуар (движение, краски, весёлая атмосфера))

- В каком пейзаже ярче выраженасиюсекундность происходящего?

VI. Итог урока.

- Со стихотворением какого поэта мы познакомились сегодня на уроке?

- Какие образы весенней природы создаёт в своём произведении поэт?

- Какие картины мы сегодня рассматривали?

- Как называется течение в изобразительном искусстве, которому следовали эти художники?

- В чём особенность импрессионизма? (В стремлении передать мимолётные впечатления)

VII. Домашнее задание.

  1. Выучить стихотворение наизусть.
  2. Сочинить своё стихотворение о весне.

Приложение 2.

Список используемой литературы.

  1. Портреты художников и поэтов (Интернет-ресурсы)
  2. Учебник “Литературное чтение”Чуракова Н. А.
  3. ЗАО “Издательский дом “Фёдоров” 2011г
  4. Поурочные разработки по литературному чтению. 4 класс. К учебнику Н.А. ЧураковойАвтор: Круковская Наталия Леонидовна, Шилова Галина Юрьевна Издательство: Вако, 2011 г.
  5. Диск Волшебный мир картины (иллюстративный материал) ЗАО “Издательский дом “Фёдоров” 2010г