Программа родительского клуба "Моя семья"

Разделы: Социальная педагогика


Семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности подростка. Именно семья служит проводником человека в сложный и противоречивый окружающий мир. Сегодня перед семьёй остро стоит проблема её дезорганизации, которая связана с нарушением не только взаимодействия супругов по разным причинам, но и системы “родители-ребёнок”, взаимным отчуждением детей и родителей. Недостаточная осознанность, а порой и стихийность воспитательного воздействия родителей, которые чаще всего воспитывают ребёнка так же, как воспитывали их, либо пытаются это делать полностью противоположным образом, часто становятся причинами серьёзных проблем в детско-родительских отношениях.

Как свести к минимуму затруднения родителей и повысить уровень сотрудничества семьи и образовательного учреждения, создать вокруг подростков общее педагогическое “поле”? Предлагаем программу, которая поможет родителям повысить их воспитательскую компетентность посредством участия в тематических встречах родительского клуба “Моя семья”. Гарантом эффективности работы клуба с родителями являются:

  • установка на работу с родителями как на работу с единомышленниками;
  • доброжелательное отношение к ребёнку и родителям;
  • заинтересованность педагогов в решении проблем подростка;
  • системный характер работы с родителями.

Тематика родительского клуба должна учитывать современные подходы к воспитанию подростков в семье. Главная задача – заинтересовать родителей и дать им возможность понять то, что им действительно необходимо: педагогические, медицинские, правовые, культурно-просветительские или сексуальные знания.

Мотивы и потребности у родителей могут быть различными, но все они требуют определённого подхода и владения неуклонными принципами работы, такими как:

  • отказ от критики участников клуба;
  • обеспечение свободы мнений;
  • уважение жизненных позиций и семейных традиций;
  • удовлетворение жизненного интереса и интеллектуального спроса.

До тех пор, пока взрослому хватает знаний для успешного взаимодействия с ребёнком, сомнений по поводу значимости собственного жизненного опыта у него не возникает. Новые же знания вводят взрослого человека в другую социальную реальность, дарят новое видение подростковых проблем.

Цель программы: повышение психолого-педагогической компетентности родителей, оказание образовательных услуг взрослым посредством обмена практическим опытом воспитания детей в условиях неформального общения.

Задачи:

  • наладить взаимодействие между педагогами, родителями и подростками;
  • помочь родителям научиться содержательному общению со своим ребёнком, понимать его интересы и потребности, адекватно оценивать уровень его развития, достижения;
  • вовлечь родителей в жизнь образовательного учреждения на принципах сотрудничества.

Продолжительность реализации: в течение двух учебных лет (на период обучения в ПУ)

Участники: родители учащихся, объединённые в группы согласно их запросам по образовательным темам. Формирование группы осуществляется на добровольной основе (по возрасту детей, по актуальным темам), количество участников от 5-10 человек до 20 человек и более при расширенных заседаниях.

Работа клуба предусматривает 1 заседание в месяц, продолжительность встречи 1,5 – 2 часа

Формы занятий:

  • семинар;
  • лекция;
  • вечер вопросов и ответов;
  • совместный досуг взрослых и детей;
  • круглый стол;
  • кинопросмотр;
  • мини-тренинг.

Форма общения - свободная. Участники вырабатывают и принимают правила взаимодействия в клубе. После каждой встречи проводится короткое обсуждение её результативности.

Методические средства, используемые на занятиях:

  • групповая дискуссия – способ организации общения участников группы, который позволяет сопоставить противоположные позиции, увидеть проблему с разных сторон;
  • анализ ситуаций стимулирует к опыту других, стремление к приобретению теоретических знаний для получения ответов на обсуждаемые вопросы;
  • информирование-это психологическое вмешательство, при котором ведущий подсказывает и помогает участникам, если они сталкиваются с трудностями, предоставляет им обратную связь и поддерживает их в процессе взаимодействия;
  • тренировка эффективных методов педагогического взаимодействия
  • диагностические процедуры (анкеты, рисунки и т.д.) используются как средство получения участниками новой информации о себе и о своих детях.

Рекомендуемое оборудование и оснащение:

  • фотоаппарат или видео;
  • проектор, компьютер;
  • канцелярские принадлежности;
  • наглядные пособия;
  • раздаточный материал.

Помещение для работы должно позволить расставить стулья для участников по кругу. При небольших группах (7-10 человек) и обсуждении определённых тем целесообразно устраивать чаепитие.

Прогнозируемый результат:

В процессе встреч в родительском клубе родители становятся более внимательными к своим детям, приобретают навыки безоценочного, толерантного отношения к ним, создавая атмосферу принятия, в которой подросток может чувствовать себя в достаточной безопасности.

У родителей повышается мера уважения к чувствам детей, осознанное признание необходимости автономии подростков, укрепление уверенности в собственных воспитательных возможностях.

Работа в совместных детско-родительских группах, подчинение взрослых и детей единым правилам дают возможность подростку почувствовать свою значимость, а родителям – сойти с позиции всегда правильного и недосягаемого, побыть в роли своего ребёнка.

В процессе общения родители и дети помогают друг другу взять на себя ответственность за построение межличностных отношений.

Мониторинг эффективности данной программы осуществляется на всех этапах её реализации: через анкетирование участников (ПРИЛОЖЕНИЕ № 1), тест родительского отношения А.Столина-А.Варги, а также в ходе индивидуального консультирования детей и родителей, при получении информации от классных руководителей, психолога, социального педагога. Путём открытого обсуждения совместной деятельности организаторов и родителей осуществляется поиск оптимальных форм и методов воспитания в семье (ПРИЛОЖЕНИЕ № 2)

Этапы реализации программы:

  1. Формирование групп, знакомство.
  2. Тематические занятия.
  3. Итоговое занятие, рефлексия.

Тематическое планирование работы клуба “Моя семья”

№ п/п Тематика Форма проведения
1. Прежде всего мы родители Круглый стол
2. Я и мой ребёнок: поиск взаимопонимания Семинар-практикум
3. Мир детский и мир взрослый Психологическая гостиная
4. Путь доверия. Все мы чем-то похожи Мини-тренинг
5. Воспитание без наказания Ток-шоу
6. Если дороги вам ваши дети - проблема детской алкоголизации Душевный разговор
7. Самооценка в старшем подростковом возрасте Проблемная лекция
8. Компьютер ребёнку друг?! Круглый стол
9. Роль отца в воспитании детей Конференция пап
10. Неразлучные друзья: взрослые и дети Психологическая игра
11. Невидимая связь Деловая игра
12. Изменение стереотипов Вечер вопросов и ответов
13. Права детей и родителей Брейн-ринг
14. Семья года Конкурсная программа
15. Умеем ли мы общаться Тренинг
16. Копилка родительских советов Аукцион
17. Родители меня не понимают Просмотр социальных роликов
18. “Улыбка, спорт, здоровье - нам в жизни ценное подспорье” Вечер семейного отдыха

Положение о родительском клубе “Моя семья”

1. Общие положения

  1. Настоящее положение направлено на реализацию целей и задач деятельности клуба и образовательного учреждения.
  2. Положение регулирует деятельность родительского клуба.
  3. Положение определяет направление деятельности родительского клуба и взаимодействие всех участников.
  4. Клуб обеспечивает оказание психолого–педагогических услуг, руководствуясь законом РФ “Об образовании”, Семейным кодексом, потребностями и интересами родителей с учётом традиций семейного воспитания.

2. Основные функции клуба

  1. Обеспечение условий для обмена педагогическим опытом.
  2. Содействие развитию педагогической компетентности родителей.
  3. Создание условий для неформального общения родителей и педагогов.
  4. Взаимодействие педагогов с семьёй для полноценного развития подростка.

3. Организация деятельности.

  1. Клуб организуется при наличии санитарно-гигиенических условий в месте проведения собраний, соблюдений правил пожарной безопасности, а также психолого-педагогических требований к этому виду работы, определяемых нормативными документами о деятельности психолога в образовании.
  2. Клуб для родителей создаётся на основе социального заказа, по согласованию с администрацией образовательного учреждения.
  3. Режим работы клуба определяется условиями и возможностями учреждения, участников клуба, потребностями родителей.
  4. Руководителем клуба может быть социальный педагог, педагог-психолог либо другой компетентный, прошедший специальную подготовку педагог образовательного учреждения.
  5. Длительность встреч регулируется программой, тематикой, условиями работы и составляет 1,5 – 2часа 1 раз в месяц.
  6. Зачисление в клуб осуществляется руководителем клуба на основании устной заявки родителей.
  7. Наполняемость (численность участников) от 5 до 20 человек (в зависимости от содержания, тематических встреч).
  8. Содержание работы клуба регулируется через тематические встречи различных форм согласно перспективному планированию и программой, утверждённой руководством сетевого клуба, запросами участников клуба.
  9. Деятельность клуба может быть прекращена по инициативе администрации образовательного учреждения или в связи с отсутствием социального заказа.

4. Функции руководителя родительского клуба.

  1. Руководящая – ведущийосуществляет методическое обеспечение, предлагает программу;
  2. Экспертная – ведущий помогает участникам провести анализ работы, происходящего, конкретной ситуации;
  3. Аналитическая – ведущий обобщает и комментирует происходящее;
  4. Посредническая – организация общения родителей друг с другом
  5. Мобилизующая – ведущий мобилизует усилия родителей на решение проблем, создаёт в группе условия для эффектного взаимодействия;
  6. Консультативная – обеспечение родителей необходимо информацией, ответы на их вопросы.

5. Финансирование.

  1. Деятельность клуба осуществляется при финансовой поддержке из фонда образовательного учреждения исходя из содержания и тематики встреч.
  2. Участники клуба могут оказывать спонсорскую помощь на основании договора дарения.

6. Права и обязанности сторон.

  1. Участниками клуба являются родители и другие члены семьи подростка, посещающего данное учреждение.
  2. При необходимости права и обязанности определяются Уставом клуба.

7. Контроль.

  1. Контроль работы родительского клуба осуществляется руководителем клуба при поддержке администрации образовательного учреждения.

Алгоритм организации мероприятий с родителями.

Время проведения Действия социалистов ОУ
За месяц до мероприятия Проведение анкетирования по выявлению актуальных вопросов воспитания, ознакомление родителей с результатами анкетирования, целевое наблюдение в группах, собеседование, установление профессиональных контактов с помогающими специалистами (психологом, врачом и пр.)
За неделю Объявление о мероприятии согласно правилам реклам. Планирование мероприятия совместно с другими специалистами, дополнительное информирование по телефону отдельных родителей, анализ продуктов деятельности детей по теме. Подготовка раздаточного материала, выставка книг по теме и пр.
За день Составление развёрнутого плана мероприятия, дополнительное информирование отдельных родителей по телефону, подготовка раздаточного материала, дополнительная реклама.
За час Подготовка места проведения (обеспечение физического комфорта, соблюдения этических норм).

Настрой ведущих на предстоящую работу.

Проведение мероприятия
Через час Обработка отзывов, самоанализ.
Через день Изготовление фотогазеты с использованием отзывов, наглядная информация по прошедшей теме, “ящик вопросов” и пр.
Через неделю Обновление наглядной информации по теме встречи, ответы на вопросы родителей, индивидуальные консультации.
Через месяц Анкета для участников по изменению семейной роли, наблюдение заявленной ситуации психологом и пр.

Клубные правила

  1. Стараемся слушать и слышать друг друга.
  2. Кратко, чётко, аргументированно высказываем свои мысли, не забывая при этом об основной теме.
  3. Обсуждаем проблему, а не личность.
  4. Реализуем правило “здесь и сейчас”.
  5. Говорим только от своего имени.