Интегрированное занятие по ОБЖ с детьми подготовительной группы "Правила поведения в природе"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание: знакомить детей с правилами поведения на природе во время грозы, пожара. Дать детям знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми, о ядовитых грибах. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.

Оборудование: демонстрационный материал: картина с изображением молнии, игрушки насекомых, грибов, “река” из ткани, сухие ветки деревьев; раздаточный: компас, разноцветные фишки, краски для рисования.

Словарная работа: компас, гроза, пожар, насекомые, опасность, правила безопасности.

Ход занятия

В-ль. Мы с вами любим, отдыхать на природе. Где любите отдыхать? (Ответы детей)

В-ль. Всегда ли хорошо отдыхать?

Дети: Нет. В природе встречается много опасностей.

В-ль. Какие?

Дети: Гроза, ливень, ураган, лесные пожары.

В-ль. Вот об этом мы с вами и говорили.

В-ль. В какое время года вы больше любите отдыхать? (Ответы детей)

В-ль. А я люблю лето. Сегодня я приглашаю вас на экскурсию в лес. Давайте мы с вами представим себе, что сейчас не осень, а лето, которое мы с вами очень любим и скучаем по нему. А чтобы не заблудиться что нам нужен?

Дети: Компас, карта.

В-ль. Вот посмотрите, у меня есть компас.

Ой, ребята, что-то стало темно, пасмурно. Что это такое было?

Дети: Гром гремит.

В-ль: Вот посмотрите на эту картину. Что мы видим? Дети: Молнию.

В-ль: Ребята, вспомните, в какое время года чаще бывает гроза? (Летом)

По каким признаком можно догадаться, что бывает гроза?

Дети: Стало пасмурно, солнышко скрылось, ветер поднялся.

В-ль. Что бывает раньше молния или гром?

Дети:  Молния, потом гром.

А я знаю стихотворение о грозе.

Гроза

Начинается гроза,
Потемнело в полдень,
Полетел песок в глаза,
В небе вспышки молний.
Ветер треплет цветники
На зеленом сквере,
В дом ворвались сквозняки,
Распахнулись двери. (А. Барто.)

В-ль: Как вы думаете, гроза опасна для человека?

Дети: Да. Гроза опасна сильными разрывами молний, которые могут вызвать пожары гибель животных, людей.

- В поле, на лугу, на открытых местах молнии часто ударяют в отдельно стоящие деревья, стога сена и другие предметы.

- Если гроза застала нас в поле, лучше переждать в низине, в овраге, можно лечь, а металлические предметы из рук выбросить.

- Нельзя бежать по полю, стоять под деревом.

В-ль. А как быть в лесу?

Дети: В лесу укрываться во время грозы лучше над кустарниками, невысокими деревьями.

Молнии реже поражают березу, чаще поражается дуб.

Вль. Молодцы, много правил знаете. Давайте продолжим нашу экскурсию. Посмотрите на компас, правильно ли мы идем.

Ребята, посмотрите, сколько сухих веток. Давайте соберем их и зажжем костер и посидим у костра. А можно ли разжигать костер в лесу?

Дети: Нельзя.

В-ль. Почему?

Дети: Потому что может случиться пожар. Пожар - самая большая опасность в лесу. Поэтому не разводи костер без взрослых.

- В сухую, жаркою погоду достаточно одной спички, чтобы лес загорелся.

В-ль: А что нужно сделать, если пожар начался? Как нам быть?

Дети: Если пожар все-таки начался, немедленно выбегай из леса. Выйдя из леса, надо обязательно сообщить о пожаре взрослым.

В-ль: По какому номеру надо позвонить? (01) Правильно, молодцы.

В-ль: И так, продолжим нашу экскурсию.

- Ой, ребятки, посмотрите река. Давайте искупаемся, будем нырять, брызгать, толкаться. А можно ли себя так вести?

Дети: Перед тем, как зайти в воду, надо вспомнить правила поведения на воде.

В-ль: Правильно, молодцы. А какие правила вы знаете?

Дети: Запрещается:

- без взрослых самостоятельно входить в воду;

- прыгать в воду и подныривать;

- хватить, толкать друг друга в воде;

- звать на помощь без причины,

- заходить глубоко, если не умеешь плавать; -заплывать далеко на надувных матрасах и камерах.

В-ль: Молодцы, ребятки. Много правил, мы с вами знаем. Пошли дальше.

- Ой, что это такое? (Насекомые)

Где вы мы находимся: в лесу, на лугу, около реки мы всегда встречаемся с насекомыми. Угадайте их по описанию. Я вам загадаю загадку.

Не птица, а с крыльями
Над цветами летает
Медок собирает (Пчела)

- Может кто-то, еще знает загадки про насекомых.

Дети: Самого не видно, а песню слышно. (Комар)

Модница крылатая,
Платье золотое,
Ростом хоть и кроха,
Укусит-будет плохо. (Оса)

Кто над нами вверх ногами? (Муха)

В-ль: Каких насекомых вы еще знаете? (Рассказы детей о насекомых)

В-ль: Насекомые приносят большую пользу, но иногда от них можно пострадать. Поэтому необходимо знать, как защищаться от них. А как же защищаться?

Дети: Надо смазывать открытые части тела средствами, отпугивающими насекомых.

- Надо хранить продукты в зарытой посуде.

- Отправляясь в лес надо надевать длинные брюки и рубашку с длинным рукавом, головной убор.

- Если увидим осиное гнездо, нельзя трогать его, иначе осы вылетят, и будут жалить.

- Если около нас летает пчела, надо быть спокойным, нельзя махать руками.

- Если пчела укусила, и осталось жало, то ее надо удалить, ужаленное место протереть содовым раствором.

- А если встретим муравья, нельзя его обижать. Не будешь ему мешать, он не укусит.

В-ль: Ребята, есть еще одно опасное насекомое-клещ. Обязательно присматривайте свое тело, так как клещ впивается под кожу и является разносчиком инфекционной болезни.

- Давайте, пойдем дальше. Я знаю грибную полянку. Давайте туда сходим. Ой, ребятки, что-то они и на грибы не похожи? Наверно их кто-то заколдовал? А какие грибы вы знаете?

Дети: Съедобные и несъедобные.

В-ль: А я знаю загадку. Отгадайте.

Растут в лесу сестрички
Рыжие ... (Лисички)

Дети: И мы знаем загадки.

На пеньке сидят ребята,
Называют их... (Jпята)

Серенькие шапочки
Рябенькие ножки,
Под березой растут
Как же их зовут? (Подберезовики)

Ножка белая, прямая,
Шапка красная, большая,
А на шапке, как веснушки,
Беленькие конопушки,
Возле леса на опушки,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как Петрушка,
Ядовитый... (Мухомор)

В лесу есть грибы, что не надо искать
Много растет их на каждой полянке,
Но эти грибы нельзя трогать и брать
Яд в них опасный. Это... (Поганки)

В-ль. Ребята, будьте осторожны в лесу с грибами. Если не быть внимательными, то в вашу корзинку залезут непрошеные гости. Какие же это грибы?

Дети: Несъедобные.

В-ль: Правильно молодцы.

В-ль: Скажите, ядовитые грибы можно топтать, сбивать?

Дети: Нет, потому что все грибы в лесу нужны. То белочка грибок съест, то ежик, а мухоморами лоси лечатся.

В-ль: Давайте, мы с вами расколдуем и разгадаем под каким кружочком, спрятался какой грибочек? (Ответы детей)

Давайте, мы с вами поиграем в одну игру. Называется она “Собери грибы в корзину”.

(На полу расставлены фишки: красные-мухоморы, разноцветные - хорошие грибы. Съедобные грибы дети собирают в корзинку, следят, чтобы ни один красный мухомор не попал туда и не упал)

В-ль: Молодцы.

- Ребята, сядем на зеленую лужайку, и вспомним, какие опасности нас подстерегают.

- Гроза, пожар, купание в речке, насекомые, грибы.

- Давайте, мы с вами сделаем альбом и покажем нашим гостям, своим родителям, сестренкам, братишкам и расскажем о правилах безопасности на природе.