Занятие по развитию связной речи в средней группе "Составление рассказа по картине «Зимние развлечения»"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:

  • Формировать умение внимательно рассматривать персонажей картины, отвечать на вопросы по ее содержанию.
  • Способствовать проявлению элементов творчества при попытке понять содержание картины.
  • Формировать умение включаться в совместное с воспитателем рассказывание.
  • Развивать память, внимание.
  • Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.

Материал: Серия картин по теме “Зимние развлечения”.

Предварительная работа: наблюдения на прогулке, рассматривание зимних иллюстраций в вечернее время.

Ход занятия

Организационный момент - пальчиковая гимнастика “Зима”

Снег ложится на дома,
Улицы и крыши
Тихо к нам идет зима,
Мы ее не слышим...

1 часть. Дидактическая игра. Беседа по теме:

- Какое сейчас время года?

- Какой месяц?

- Как можно назвать эту серию картин? (“Зимние развлечения”)

- Какая погода стояла в тот зимний день? (солнечный, теплый, безветренный), воспитатель побуждает по-разному называть какой день изображен на картине.

- Как вы определили, что день теплый и солнечный?

- Давайте рассмотрим картину повнимательнее.

- Однажды в теплый зимний день дети вышли на прогулку. Всем нашлось дело по душе.

- Вы согласны со мной? Как вы можете это подтвердить?

- Что происходит на горке? Девочка в желтой шапке катается с горки на санках. Давайте дадим ей имя. (Маша)

- Что делает мальчик в синих штанишках? Как мы его назовем? ( Миша)

- Что делают дети на катке?

Кто кормит птиц крошками и зерном? (Мальчик в синей куртке). Дадим ему имя (Саша)

2. Игра на внимание “Кто самый внимательный?”

- Вы долго рассматривали картину, а теперь посмотрим, кто же из вас самый внимательный?

  • Сколько мальчиков изображено на картине?
  • Какие птицы изображены на картине?
  • Сколько детей катается на катке?
  • Что у Снеговика вместо рук?
  • В какой куртке вышел гулять Саша?

3. Физ.минутка.

Игра с мячом “Что можно делать зимой? (дети стоят по кругу, воспитатель каждому по очереди кидает мяч с вопросом “Что можно делать зимой?”. Дети отвечают: кататься на санках, играть в снежки, лепить снежную бабу и т.д.)

4. Дидактическое упражнение “Составь рассказ по картине”.

Мы внимательно рассмотрели картину, ответили на вопросы, а теперь будем учиться составлять рассказ по картине. Дома маме расскажите про то, как можно играть на улице зимой. Ей будет интересно послушать. Я буду вам помогать.

- В теплый зимний день дети вышли на прогулку. Всем нашлось дело по душе. Маша катается с горки на санках. Рядом с горкой Миша лепит снеговика, вместо рук он ему приделал веточку. Девочки на льду катаются на коньках. Не забыли дети и о своих пернатых друзьях: крошек хлебных принесли и зернышек. “Не бойтесь, птички, мы вас не обидим!”, - говорит птицам Саша, протягивая зернышки на ладошке. Хорошее время года – зима!

(Воспитатель задает схему рассказа так, что она наталкивает ребенка на описание и повествование. Воспитатель выслушивает несколько рассказов детей, побуждая их не повторять ответы друг друга).

5. О чем мы сегодня говорили? Анализ занятия.