Этот удивительный мир

Разделы: Внеклассная работа


Цель: используя игровую форму, заинтересовать учащихся изучением предметов естественного цикла, через развитие творческих и интеллектуальных способностей детей.
Задачи:

  • развивать  интерес к родной природе
  • воспитывать  стремление к бережному отношению  природы
  • развивать   память, внимание, мышление.
  • воспитывать чувство коллективизма, сплоченности. 

Участники игры: в игре могут принимать участие до 5 команд по 5-6 человек в каждой, возраст участников 11-12 лет

Подготовительная работа:

Подготовить таблички с названиями станций. На каждую станцию вопросы без и  с ответами для судей-старшеклассников, маршрутные листы для команд, картинки для оформления кабинета: природа, животные, растения, явления природы и т.д.

Правила игры:  Игра проводится в виде путешествия по станциям. Также может проводиться на улице, в этом случае станции должны располагаться на таком расстоянии, чтобы команды не мешали друг другу.
Перед началом игры  командам объявляются правила путешествия,  они отправляются в путешествие по удивительному миру нашей планеты. Для этого им вручаются маршрутные листы, где указано,  на какие   станции в путешествии им необходимо попасть, а также с какой станции начинается игра у каждой команды.
На станциях каждая команда   выбирает  себе  по 5 вопросов, за каждый правильный ответ в маршрутный лист ставится + красным цветом, а если команда не может дать правильный ответ синим цветом  –.
Побеждает та команда, которая быстрее совершит путешествие и наберет больше красных +.
Итак, объявляется начало игры. В добрый путь!

Станция 1. «Эти забавные животные»

1. Слепыми или зрячими рождаются зайцы? (Зрячими)
2. Кто быстрее всех бегает?
•          Антилопа
•          Гепард
•          Волк
3. Сухие или сырые грибы едят барсуки и лоси? (Сырые)
4. Сначала ползет, червяком живет, Потом умирает, сучком засыпает, Затем оживает, как пчела летает. (Бабочка).
5. Сухие или свежие грибы  ест белка?  (Сухие)
6. Какой страшный зверь любит малину? (медведь)
7. Какой лесной зверь сушит на деревьях грибы? (белка)
8. Что случается с пчелой, если она ужалит? (гибнет)
9. Какое животное первым попало на орбиту Земли? (собака)
10. Какое животное самое большое? (синий кит)
11. Какое животное бегает быстрее всех? (гепард)
12. Какая обезьяна самая большая? (горилла)
13. Ее длинный пушистый хвост хорошо заметает следы своей хитрой хозяйки, особенно на снегу. (Лиса)
14. Какие животные вылезают из кожи вон? (змеи при линьке)
15. Какой зверек вьет гнездо на траве и в кустах? (мышь)
16. Какой зверь всю жизнь проводит под землей? (крот)

Станция №2 «Пернатые друзья»

1. Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик!  Не робей!
Я бывалый …  (Воробей)

2. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это … (соловей)

3. Угадайте, что за птица;
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаза пяточком,
Ушастая голова – это … (сова)  

4. Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь,
Чистоплотный серый … (гусь)

5. Длинным клювом тонким
Схватит лягушонка.
Капнет с клюва капля
Кто же это? … (цапля)

6. Какие птицы прилетают с юга первыми? (Грачи)
7. Какая птица любит воровать блестящие предметы? (Сорока)
8. Какую птицу называют лесным доктором? (Дятел)
9. Какую птицу называют лесной кошкой? (Сова)
10. Какая птица самая болтливая? (Сорока)
11. Самая маленькая птичка? (Колибри)
12. Какая птица достает корм, ныряя в воду? (Утка)
13. Почему нельзя трогать яйца в гнездах? (Птица покинет кладку)
15. Какие птицы прилетают к нам  с юга первыми? (Грачи)
16. Какая птица не вьет гнезда и не высиживает птенцов? (Кукушка)
17. В названии какой птицы 40 букв «А»? (Сорока)

Станция  №3  «Удивительный мир растений»

1. Назовите популярное лекарственное растение, которое растет вдоль дорог и у тропинок. Оно заживляет порезы и раны. (Подорожник)
2. Этим именем назван один из веселых сказочных героев славянского народа. Так же называется и огородное растение, чемпион среди овощей по количеству витаминов. Хороши как вершки, так и корешки. (Петрушка)
3. Назовите самый часто употребляемый у нас целебный и тонизирующий напиток. Растет в южных странах. (Чай)
4. Во что превратилась карета Золушки после 12 удара часов? (Тыква)
5. Что за цветок, название которого связано со звоном? (Колокольчик)
6. Как называется сказка Джанни Родари, где главные действующие герои овощи? (Приключение Чиполлино)
7. Лекарственное растение, имеющее грозное название для животных? (Зверобой)
8. Ценное лекарственное растение, говорящее о том, как много у него листьев? (Тысячелистник)
9. Каким фруктом отравили царевну в известной сказке Пушкина? (Яблоко)
10. Известное очень горькое лекарственное растение? (Полынь)
11. Цветок, название которого говорит о том, что у него хорошая память? (Незабудка)
12. Какое растение считают царицей цветов? (Роза)
13. Почему подсолнечник получил такое название? (Он всегда поворачивает свою головку к солнцу)
14. Растение, которое используют при кожных заболеваниях и название которого говорит само за себя? (Чистотел)
15. Лекарственное растение, гарантирующее продолжительную жизнь. Ближайший родственник Кощея? (Бессмертник)
16. Полезный комнатный цветок, запах листьев, которого отпугивает мух и комаров, а также очищает воздух в комнате, убивая болезнетворные микроорганизмы? (Герань)
17. Именем этого растения названа вредная тетка из мультфильма про поросенка Фунтика? (Белладонна)
18. Растения, обладающее целебными успокаивающими свойствами в народе называют  «кошачьим зельем»? (Валериана)
19. А что за лекарственный цветок, на лепестках которого гадают влюбленные? (Ромашка)
20. Это дерево лучший медонос и лекарь. Лет 100 назад из коры этого дерева крестьяне плели лапти. (Липа)
21. Предание гласит, что этот цветок цветет один раз в году, в ночь на Ивана Купалу, и счастливчик тот, кто его найдет. (Папоротник)
22. Название этого растения в переводе с греческого означает «лилия долин, цветущая в мае». Любимый цветок многих народов, а любят его за неброскую красоту и чудесный аромат. (Ландыш)
23. Какой овощ вызвал бессонницу у принцессы? (Горох)

Станция 4.  «Нам от болезней всех полезней»

1. Растение, которым сводят бородавки. (Чистотел)
2. Витаминный напиток, приготовленный из мякоти фруктов и овощей. (Сок)
3. Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль? (Приложить лист подорожника)
4. Цветы этого дерева применяют в качестве чая при простудных заболеваниях (Липа)
5. У русского народа это растение получило название «столетник». А как звучит его научное название? (Алоэ)
6. Целебный цветок – предок всех роз. (Шиповник)
7. Желтый, кислый плод южного дерева, который  рекомендуется употреблять  во время простуды. (Лимон)
8. Лекарственное растение, растущее вдоль дорог? (Подорожник)
9.Витаминное блюдо, приготовленное из измельченных овощей с добавлением соли и растительного масла. (Салат)
10. Какое растение содержит наибольшее количество йода? (Водоросли)
11. Растение, обладающее целебными свойствами, в народе зовется «кошачьим зельем», так как кошки очень любят его запах и даже едят листья. (Валериана)
12. Лиственное дерево с белым стволом, поставщик целебного сока. (Береза)
13. Это жгучее растение при варке зеленых щей способно заменить собой щавель. (Крапива)
14. Латинское название этого декоративного и лекарственного цветка – календула. В России этот цветок получил название за форму лепестков, сходную с формой пластинок на пальцах. (Ноготки)
15.Как называется лечебное средство, приготовленное на основе лекарственных растений и воды? (Отвар)
16. Лекарственный цветок, на лепестках которого гадают все влюбленные. (Ромашка)
17.Сладкое вещество, имеющее целебные свойства, которое вырабатывают пчелы, собирая пыльцу и нектар растений. (Мед)
18.Одно из имен этого полезного растения – репейник, второе его имя может служить для неуважительного отзыва о ком-нибудь в среде подростков. (Лопух)
19. Лекарственное растение, входящее в состав почти всех жевательных резинок. (Мята)
20. Эта овощная культура до появления на Руси картофеля занимала в рационе крестьян второе место после хлеба. Как известно из народной сказки, она может вырасти до невероятных размеров. (Репа)

Станция  №5   «Цветы – улыбка природы»

1. На поляне у реки
Гордо держат стебельки,
Как фарфоровые чашки
Белоснежные … (ромашки)

2. Если летом на болоте
Нежные цветы найдете,
Не теряйте ни минутки –
Созерцайте … (незабудки)

3. Он стоит на ножке длинной  
В пачке, словно балерина,
Как букет – цветок один –     
Темно-красный … (георгин)

4. Холод. Все сады пусты.
Ну, какие тут цветы?
Но у нас назло морозу
В марте продают (мимозу)

5. Все знакомы с нами
Яркими, как пламя
Полюбуйтесь дикими
Алыми … (гвоздиками)

6. Разбросало по опушке
Солнце рыжие веснушки
Собирают девочки,
собирают  мальчики
Не малину, не грибы – ... (одуванчики)

7. Поубавились морозы,
Посинел на реках лед.
Город первые … (мимозы)
На прилавках продает.

8. На лужайке заревой,
Где роса и радуга,
Появился … (зверобой)
Молодой и радостный.

9. За какими цветами отправилась добрая девочка среди зимы? (Подснежники. «Двенадцать месяцев» С.Я.Маршак.)

10. Ради какого цветка Данила – мастер ушел в горы? (Каменного. «Каменный цветок», П.П.Бажов)

11. Лепесток, какого цветка помог больному мальчику стать здоровым? (Цветик-семицветик. «Цветик-семицветик» В.П.Катаев.)

12. В каком городе есть улица Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков? (В Цветочном городе. «Приключения Незнайки и его друзей», Н.Н.Носов.)

Станция  №6 «О Реках, морях и морских обитателях»

1. Блещет в речке чистой – Спинкой серебристой. (Рыба)

2. На дне, где тихо и темно – Лежит усатое бревно. (Сом)

3. В серебристые листочки
Разодета вся семья:
Мама,  бабушка и дочки,
Дед,  отец и сыновья. (Рыбы)

4. Какая река имеет стеклянные берега? (Аквариум)

5. Какая рыба плавает быстрее всех рыб? (Меч-рыба)

6. На дворе зима ли, осень,
В глубине родной реки.
Мы тельняшки гордо носим,
Как лихие моряки. (Окуни)

7. Кто всех рыб зубастей? Ну-ка отвечай скорее! (Щука)

8. Что за рыбы, по  рассказам,
всякий раз из года в год,
Пред грозой всплывают сразу
На поверхность синих вод? (Сом)

9. В воде она живет, Нет клюва,  а клюет. (Рыба)

10.  Какие рыбы имеют оружие на носу? (Меч-рыба, пила-рыба)

11. Какая самая большая рыба в мире? (Китовая акула)

Станция  №7  «Лесное эхо»

1. Хоть он совсем хрупкий,
А спрятался в скорлупку,
Заглянешь в серединку,
Увидишь сердцевинку.
Из плодов он тверже всех,
Называется ... (орех)

2. Я работаю в артели.
У корней лохматой ели.
По буграм тащу бревно –
Больше плотника оно.
Не найдешь у нас пилы,
Не рубили мы стволы,
Не стучали топором –
А под елью вырос дом. (Муравей)

3. Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом –
чудеса увидишь в нём. (Лес)

4. И на горке и под горкой,
под берёзкой и под ёлкой
Хороводами и в ряд в шляпах молодцы стоят. (Грибы)

5. Не живая, а идёт, неподвижна, а ведёт. (Дорога).

6. Там где корни вьются на лесной тропе
Маленькое блюдце спрятано в траве
Каждый, кто проходит, подойдет, нагнётся –
И опять в дорогу силы наберётся. (Родничок).

7. На припёке у пеньков много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелёк держит алый огонёк.
Разгибаем стебельки – собираем огоньки. (Земляника).

8. На травинке солнце бьётся.
С ветерком на небо рвётся.
Но совсем не горячи солнца белые лучи. (Ромашка).

9. Эх, звоночки, синий цвет с язычком, а звону нет. (Колокольчик)

10.Под осоку на песок уронили поясок
И лежит, да не поднять,
и бежит, да не поймать. (Ручеёк)

11. Будто снежный шар бела,
По весне она цвела.
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна. (Черемуха)

12. Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок,
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

13. Он в лесу стоял,
Никто его не брал.
В красной шапке модной,
Для людей негодный. (Мухомор)

14. То погаснет, то зажжется
Ночью в роще огонек.
Угадай, как он зовется?
Золотистый ... (светлячок)

15. Она – сова и воробей,
Она – кукушка, соловей,
Она – журавль, синица.
Так кто же это? (Птица)

16. Какой лесной зверь сушит на деревьях грибы? (Белка)
17. Какие хвойные деревья и кустарники растут в наших лесах? (Ель, сосна, лиственница)
18. В какое время суток следует отправляться за грибами? (С рассветом, когда гриб самый крепкий, душистый)
19. Каковы причины лесных пожаров? (Непогашенный костер, окурок, молния)
20. Вы увидели гнездо птицы. Как сохранить его? (Не трогать яйца руками, не брать птенцов в руки, не вытаптывать траву у гнезда)

Подведение итогов игры.

Награждение победителей.

Литература.

1. Т.И. Тарабарина «И учеба, и игра: природоведение»,   Ярославль, «Академия развития», 1997г.
2. Энциклопедия «Что такое? Кто такой?», Москва,   «Педагогика-Пресс»,1994г.
3. Л.М.Потапова «Детям о природе» – экология в играх, Ярославль, «Академия Холдинг», 2002г.
4 Журналы «Начальная школа»
5. И.Н. Горенко «Экологическое воспитание в школе», Волгоград, «Учитель», 2007 г.
6. Журналы «ПедСовет», «Педагогическое творчество»  и «Школьные игры и конкурсы»
7. Е.М. Елизарова «Знакомые незнакомцы» (кружковая работа), Волгоград, «Учитель», 2007 г.
8. Г.Н. Решетникова, Н. И. Стрельникова «Окружающий мир» (занимательные материалы), Волгоград, «Учитель», 2007 г.

Приложение 1