Использование проектной деятельности в процессе знакомства детей дошкольного возраста с миром живой природы. Проект "Усатый-полосатый"

Разделы: Работа с дошкольниками


Проект образовательной деятельности «Усатый – полосатый», построен на основе технологии синтеза искусств и является продуктом интеграции совместной работы музыкального руководителя, хореографа и педагога дополнительного образования по ИЗО.

Во время работы в проекте нами активно использовался алгоритм «ступенчатой интеграции» Д. И. Воробьевой – «увидеть, услышать, обыграть».

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.

Реализация различных видов проектов позволяет обеспечить интеграцию задач всех образовательных областей, интеграцию деятельности воспитателя с педагогами дополнительного образования.

Примером такого делового партнерства может служить проект «Усатый полосатый», завершением работы в котором, стал творческий досуг «Шоу мяу…»

Вид: творческий, краткосрочный – 1 неделя.

Тип: музыкально – творческий.

Форма: творческий досуг «Шоу мяу …».

Цель: активизация детских представлений об окружающем мире, формирование гуманного отношения к природе. Приобщение к музыкальному искусству.

Реализация любого проекта предполагает четкое планирование. При составлении технологической карты проекта необходимо учитывать осуществление задач разностороннего развития ребенка. В силу этого, практически любой проект, как средней так и длительной продолжительности, затрагивает все направления работы с детьми: социально-личностную, познавательно – речевую, художественно-эстетическую. физическое развитие и здоровье.

Социально-личностное развитие: создание выставки, этюды, имитация действий, проблемные ситуации.

Познавательно-речевое развитие: чтение, беседы, дидактические игры, настольно-печатные игры, малые фольклорные формы.

Физическая культура и здоровье: народные подвижные игры и забавы, пластические этюды.

Художественно-эстетическое развитие: выполнение совместных поделок с родителями.

Детское творчество: музыкальное, речевое, изобразительное, танцевальное на основе малых фольклорных форм.

Технологическая карта проекта

1. Чтение:

  • С.Я. Маршак «Кошкин дом»;
  • Е.И.Чарушин «Про Тюпу»;
  • Н.Носов «Живая шляпа»;
  • С.М.Маршак «Усатый полосатый»;
  • А.Введенский «О девочке Маше, о собаке, петушке и кошке Ниточке».

2. Рассматривание:

  • иллюстраций Ю.Васнецова к русским народным потешкам с изображением котов;
  • произведений художников анималистов Е.Чарушина, В. Ватагина и И.Ефимова, изображающих кошачьих;
  • скульптур малой формы, изображающих кошачьих.
  • Рассматривание и сравнение фотографий кошек разных пород.

3. Беседа о профессиях дрессировщика, ветеринара, грумера.

3. Наблюдение за поведением и повадками кошачьих дома, на улице.

4. Составление творческих рассказов о домашних любимцах.

5. Внесение в книжный уголок книг о кошачьих.

7. Чтение потешек стихов, загадок о котах.

8. Придумывание загадок, сказок о котах со старшими дошкольниками.

9. Художественно – творческая игры «Оживи скульптуру или рисунок», «Догадайся по описанию», «Кто нас нарисовал».

10. Лепка на темы «В стране кошек», «Кошачий цирк».

11. Рисование на тему «Если бы я был котом».

12.Создание в группах коллекций детских рисунков, пластилиновых и глиняных скульптурок кошачьих.

13. Театрализованная деятельность по английским народным песенкам в переводе С.Я.Маршака.

14. Совместная творческая деятельность с родителями – создание выставки «Мир разноцветных котов».

Активное участие родителей в реализации проекта «Усатый полосатый» позволило обогатить их опыт творческого общения с собственными детьми. Пополнилась художественно-развивающая среда группы, дети с гордость показывали поделки и рассказывали, как они с мамой и папой их создавали.

Проектная деятельность – это технология, обеспечивающая разностороннее развитие ребенка. Работа в проекте имела большое значение для всех участников. Детям она позволила обогатить свой социальный опыт, расширила представления детей о мире живой природы, способствовало художественно – творческому и эмоциональному развитию детей. Участие в проекте родителей обеспечило гармонизацию детско-родительских отношений. Результатом работы в проекте для всех педагогов явилось получение навыков в построении воспитательно-образовательной работы с детьми, основанной на субъект – субъектной позиции взаимодействия с ребенком, где ребенок не объект педагогического воздействия, а партнер.

В НОД использованы локально-модульные технологии и приемы работы:

мелодекломация, пение, танцы, музыкально – творческие игры, работа с загадками, рисование школьными мелками на пленере.

Участники: дошкольники 3–7 лет.

Количество детей: 20 человек.

Длительность: 20 минут.

Педагогический замысел: активизация детских представлений об окружающем мире и формирование гуманного отношения к природе. Приобщение к музыкальному искусству.

Образовательная область Социализация.

Задачи:

  • Постепенно раскрывать перед детьми чувство принадлежности к сообществу природы.
  • Способствовать развитию представлений детей о собственном единстве с миром природы.
  • Формирование знаний в области изобразительного искусства.
  • Формирование представлений о музыкальном искусстве.
  • На основе восприятия произведений изобразительного и музыкального искусства вызвать интерес к изображению кошек.

Образовательная область Коммуникация.

Задачи:

  • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение действовать вместе.
  • Формировать у детей представления о взаимоотношениях кошек через сравнение семейных отношений у людей (одухотворение живой природы).
  • Развивать свободное общение с взрослыми и детьми посредством музыки.

Образовательная область Познание.

Задачи:

  • Формировать общие представления о кошках, особенности внешнего вида, особенности издаваемых звуков, повадки.
  • Знакомить детей с музыкальным творчеством, посвященным животным.
  • Развивать слуховое и зрительное внимание, память и воображение, мышление.
  • Развивать интонационную выразительность речи.
  • Поддерживать мотивацию познания окружающего мира.

Образовательная область Художественное творчество.

Задачи:

  • Дать представление о многообразии способов изображения кошачьих, как в изобразительном творчестве, так и в музыкальном.
  • Расширять представления о представителях кошачьих, их внешнем виде, повадках.
  • Учить в рисунке, передавать намерения котов (смотрят друг на друга, сердятся, играют в догонялки…).
  • Способствовать созданию оригинальных и динамичных композиций.
  • Способствовать художественно – творческому развитию детей: развивать способность переживания анималистическому образу.
  • Развивать эмоциональное восприятие цвета.
  • Упражнять в создании изображения при помощи школьных мелков.
  • Развивать творческие способности детей, используя личный опыт и приобретенные знания о кошках создавать пластический образ маленького котенка и озорного кота.

Образовательная область Музыка.

Задачи:

  • Создавать музыкально – художественные образы во время музыкальных игр и танцев.
  • Воспитывать культуру слушания.
  • Способствовать освоению детьми элементов танца и ритмопластики для создания образов.
  • Развивать умения выразительного исполнения музыкальных произведений.

Предварительная совместная деятельность:

– Раскрашивание с детьми младшего и среднего дошкольного возраста силуэтов котов, при помощи тычковых кисточек и гуаши.
– Изготовление и раскрашивание с детьми старшего дошкольного возраста масок – шапочек котов и кошек.
– Разучивание стихов, песен и танцев логоритмических упражнений о котах.

Материал:

– Плакаты с наклеенными на них силуэтами котов рыжего и серого цвета.
– Школьные мелки.
– Изготовленные детьми шапочки – маски котов и кошек.

Ход совместной деятельности:

Ведущий: – Здравствуйте дорогие дети и взрослые. Я смотрю у вас есть ушки, усы, хвостики, а кто вы сегодня?

Дети: – Котята, коты, кошки.

А раз так, открываем наше «Шоу-Мяу» и приглашаем всех на разминку.

Общий танец (музыкальное сопровождение – В. Шаинского «Улыбка»).

Ведущий: – Ну, котятки молодцы, рассаживайтесь и теперь послушаем старших котят, они приготовили нам стихи.

Стихи читают дети старшего дошкольного возраста.

«Котята».

Котенок возится с клубком:
То подползет к нему тайком,
То на клубок начнет кидаться,
Толкнет его, отпрыгнет
Никак не может догадаться,
Что здесь не мышка, а клубок.

«Коты».

Живут на земле,
Существа неземной красоты.
Я думаю, ты догадался,
Что это – коты!

«Кошки – мышки».

Сказала Кошка мышке:
– Давай с тобой дружить!
И будем этой дружбой,
До смерти дорожить!
Боюсь, – сказала Мышка,
Что цель твоя близка
И будет наша дружба
Предельно коротка!
– Ну что ж! – сказала Кошка,
Могу тебя понять!
Я вижу, что смекалку,
У мышек не отнять!

Ведущий: – А сейчас большие котята посидят, а маленькие котятки покажут какие у них мягкие лапки и как они умеют царапаться.

Песня «Цап-царап» (музыка С.Гаврилова, слова Р.Алдониной).

Ведущий: – Молодцы котяточки, бегите на стульчики, а теперь самые большие котята, почти коты и кошки нам расскажут стихи.

Стихи читают дети старшего дошкольного возраста.

Сергей Михалков «Котята».

Вы послушайте, ребята,
я хочу вам рассказать;
Родились у нас котята –
Их по счету ровно пять.

Мы решали, мы гадали:
Как же нам котят назвать?
Наконец мы их назвали:
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.

РАЗ – котенок самый белый,
ДВА – котенок самый смелый,
ТРИ – котенок самый умный,
А ЧЕТЫРЕ – самый шумный.
ПЯТЬ – похож на ТРИ и ДВА –
Тот же хвост и голова,
То же пятнышко на спинке,
Так же спит весь день в корзинке.
Хороши у нас котята –
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ!

Заходите к нам ребята,
Посмотреть и посчитать.

Ведущий: – Ребята-котята, посмотрите каких замечательных котов, нарисовали малыши. Два из них какого цвета? А другие четыре? Вот сейчас про рыжих котов споют нам песню старшие, большие котята.

Песня о котах («Жили, были два кота» музыка Е.Веврика, слова А.Чуркина).

Ведущий: – А сейчас, снова маленькие котятки расскажут, как они спят, резвятся.

Игра «На ковре котята спят» (логоритмическое упражнение).

Ведущий: – Ну а теперь, я – тетя кошка, загадаю вам всем загадки:

– Помурлыкала немножко и в клубок свернулась… (кошка).
– Вот налью сметану в плошку, позову на завтрак … (кошку).
– Распушив свои хвосты, размяукались … (коты).
– Ребятишки все хотят завести себе … (котят).

Ведущий: – А знаете, кошки без мышек никак не живут, точно так же как мышки без кошек и теперь посмотрим, как кошки помогают мышкам. Выходите старшие котята.

Танец «Пешком шагали мышки» (музыкальное сопровождение – песня Г.Гладкова «Кошки – мышки»).

Ведущий: – Теперь, когда вы все разогрелись и расшалились,

Веселая компания удвой свое внимание.
Я буду вам сейчас загадывать трудные загадки.
Раньше рифма помогала, теперь коварной стала,
Ты дружек не торопись на крючок не попадись.

Загадки «Удвой свое внимание».

– Знает даже и малыш, что Матроскин – это… (кот)
– К нам в открытое окошко залетела ночь… (мошка)
– Подрастет щенок, потом станет верным он… (псом)
– Птицу с веерным хвостом называем мы… (павлином)

Ведущий: – А вы знаете, что пока мы тут с вами разгадывали загадки, у нас уснул Васька-кот (выбрать кота из детей возраста, усадить на ковер в центре). Вот он. А мы вокруг него будем хоровод водить, выходите старшие котята.

Игра-хоровод «Вот проснется Васька-кот», (народная прибаутка).

Ведущий: – А сейчас, Рома и Ксюша споют нам шуточную песенку для котика.

«Кот сибирский» (музыка О.С.Борамыковой).

Ведущий: – Вы знаете, у одной девочки была кошка, которую не надо было уговаривать съесть сосиску, она итак была слишком шустрая и не послушная, и девочка ее за это ругала. Посмотрите, как это было. Покажут нам старшие котята.

Танец «Кошку девочка ругала» (музыкальное сопровождение – песня «Расплата» литовская народная мелодия).

Ведущий: – А кота Леопольда знают все. Он нам споет про хорошее настроение и мы сейчас все к нему присоединимся, выходите танцевать все котята и большие и маленькие.

Танец «Кот Леопольд» (музыка Б.Савельева, слова М.Пляцковского «Если добрый ты»).

Ведущий: – Ну, а сейчас объявляю «Мяу – дискотеку».

Общие танцы по желанию детей (музыка на усмотрение музыкального руководителя).

Ведущий: – А теперь продолжим наш праздник на улице. Посмотрите, как много у меня разноцветных мелков! Идемте, нарисуем на асфальте разных, разных котов, кошек и котят, и сказочных и настоящих.

Дети и педагоги входят на улицу, где под музыку рисуют школьными мелками.

Ведущий: – Вот и подошло к концу наше веселое «Шоу-Мяу». Желаем всем счастливого, теплого и солнечного лета. До новых встреч.

Дать положительную оценку деятельности детей, в общем, и индивидуально.

Планируемый результат:

Проведенная в ходе НОД деятельность, стимулирует детей к художественно – творческой деятельности, воспитывает доброжелательное отношение к окружающему миру и друг к другу.

Дальнейшая работа:

Создание рисунков в нетрадиционной технике рисования.
– Продолжение работы с системой художественно – развивающих игр и музыкальных игр.
– Освоение новых танцевальных композиций.