Классный час "Кто я? Какой я? 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Классное руководство

Класс: 4


Цель. Создание условий для самоанализа собственных качеств личности, поступков, умений, черт характера.

Задачи.

– познакомить учащихся с понятием “эго”;
– учить детей осознавать свое место в социуме;
– развивать умение анализировать свои индивидуальные качества;
– развивать способность к толерантным взаимоотношениям;
– формировать у учащихся интерес к собственной личности;
– снять эмоционально-психическое напряжение среди учащихся.

Оборудование. Текст сказки О.Хухлаевой “Федунчик”, стихотворение “Хочешь солнышко в ладошку?”, информационные листы, толковые словари русского языка, листы цветной бумаги, ножницы, карандаши, фломастеры, листы белой бумаги, круг желтого цвета диаметром 30 см, компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, классная доска.

Этапы классного часа Деятельность учителя Деятельность учащихся
Мотивационный – Здравствуйте, ребята!

В начале нашего классного часа давайте подарим улыбку себе, соседу по парте, мне и всем одноклассникам.

Приветствуют окружающих улыбкой.
Целеполагание – Обратите внимание на слайд. Приложение 1.

На доске Я. (Слайд 2)

Прочитайте.

– Что обозначает эта запись?

В психологии синонимом слова “я” является слово “эго”.

– Найдите в словаре толкование слова “эго”.

Эго – латинское выражение, применяемое в психологии для обозначения “Я”.

– Какие однокоренные слова вы знаете с корнем “эго”?

(эгоист, эгоизм, и т.д.)

– Что они обозначают?

– С каким оттенком эти слова?

Слово “эго” не всегда плохо. Умение понимать себя, знать свои сильные и слабые стороны, анализировать свои действия и поступки – очень важное умение для человека.

– Развивать это умение мы сегодня и будем.

Читают запись на доске. Отвечают на поставленные вопросы.

 

 

 

 

Ищут толкование слова “эго” в словаре. Читают найденную статью.

Работа с литературным произведением. Работа со сказкой О. Хухлаевой “Федунчик”[1] Приложение 2:

1. Чтение

2. Вопросы по тексту:

– Что же важно знать про себя?

  • Паспортные данные.
  • Родственные связи.
  • Род занятий.
  • Хобби, увлечения.
  • Характер.

3. В центре листа напишите Я и стрелочками укажите, кем вы являетесь.

Слушают сказку

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

Работают на листочках

Работа в парах. – А теперь – работа по ролям.

Сначала один задает собеседнику вопрос Федунчика, собеседник на него отвечает. Потом меняетесь ролями. Напарник может дополнить сказанное.

– Кто хочет озвучить свои записи классу?

Работают в парах.

Читают характеристики по желанию вслух.

Работа в группах. – Накануне нашего занятия вы писали сочинение на тему “Кто я и чем я отличаюсь от других?”

Я внимательно их прочитала.

Ребята, я думала, что очень хорошо вас узнала за 4 года нашего общения, но, читая ваши работы, открыла для себя еще много интересного о вас. Хочу отметить, что некоторые были чересчур к себе строги.

Из сочинений я выписала несколько словосочетаний.

На доске:

Позитивный человек
Раздражительный человек
Дружелюбный человек
Стеснительный человек

Дети получают листы с информацией (Приложение 3) и ищут характеристики к каждому из предложенных словосочетаний.

 

 

 

 

 

 

 

Читаю характеристики на информационных листах и определяю их принадлежность к предъявленным словосочетаниям

Фронтальная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод.

1. Позитивный человек.

(Слайд 3)

– Какие характеристики вы выбрали для позитивного человека?

Комментарии учителя:

– Психологи заметили, что очень важно находиться в обществе позитивных людей, т.к. они помогают легче пережить собственные трудности, подбадривают, улучшают настроение.

2. Раздражительный человек.

(Слайд 4)

– Какого человека мы называем раздражительным?

Комментарий учителя:

– Как вы думаете, красив ли человек в момент раздражения?

Ученые отмечают интересную особенность: раздражение работает по принципу аллергии – сначала раздражение вызывают небольшое количество ситуаций, но если человек позволяет себе испытывать это раздражение, то в круг раздражителей входит все больше и больше ситуаций, вариантов поведения окружающих. Избавиться от раздражения поможет несложное упражнение “Заземление” (Приложение 4).

3. Дружелюбный человек

(Слайд 5)

– Кто такой дружелюбный человек?

Комментарий учителя:

Ученые установили, что дружелюбие продлевает человеку жизнь, т.к. он свободен от обид и претензий к окружению. К такому хочется подойти, пообщаться, подзарядиться добротой.

4. Стеснительный человек

(Слайд 6)

– Что вы можете сказать о стеснительном человеке?

Комментарий учителя:

Если Вы стеснительный человек, то больше читайте, чтобы правильно излагать свои мысли. Займитесь музыкой и танцами, запишитесь в спортивную секцию. Там вы найдете себе единомышленников, людей с которым вам будет легко общаться. Психологи рекомендуют таким людям чаще бывать на природе, вдыхать ароматы леса и цветов. Цветы содержат вещества, которые позволяют улучшить состояние стеснительного человека. Если выехать за город нет возможности, то организуйте “зеленый” уголок у себя в доме.

– Есть ли среди вас те, кто ошибался, давая себе характеристику?

Изучение себя – это очень важная наука. Я уверена, что у вас все получится.

Читают характеристики к предъявленным словосочетаниям вслух, обсуждают правильность.
Первичная рефлексия Написание синквейна.

Обязательное условие: первая строчка должна содержать только слово Я.

– Прочитайте в парах свой синквейн друг другу. Кому из своих напарников вы посоветуете прочитать его вслух.

Пишут синквейн.

Читают написанное в парах.

Читают отдельные работы всему классу.

Рефлексия. – Какой человек мог написать это стихотворение? [2] (Слайд 7)

Хочешь солнышко в ладошку?
Протяни – я положу.
Ты сожми его покрепче
И почувствуй теплоту.
Это солнышко – кусочек
От моей души большой,
Для тебя его не жалко,
Хочешь, забери с собой.
Будет холодно, согреет,
Поцелует за меня.
Я с тобой, я буду рядом
На ладошке у тебя!

Слушают стихотворение.

Отвечают на вопрос.

Творческая работа как итог. (Слайд 8)

Возьмите лист бумаги понравившегося цвета, обведите на нем свою ладошку и вырежьте ее. Давайте сейчас подарим друг другу солнышко на ладошке. Этим солнышком будут добрые слова, которые вы напишете на свою бумажную ладошку. Прикрепите эти слова к солнышку, предварительно прочитав их нам.

(Слайд 9)

– Спасибо, ребята, за работу и за добрые слова, сказанные друг другу.

Берут лист бумаги понравившегося цвета, обводят свою ладошку на нем, вырезают ее и пишут пожелание на бумажной ладошке.

Озвучивают написанное по желанию.

Источники.

  1. Хухлаева О. Тропинка к своему я: уроки психологии в начальной школе (1–4). 5-е изд. испр. И доп. – М.: Генезис, 2012.
  2. http://ardali.ucoz.ru/blog/khochesh_solnyshko_v_ladoshku/2011-10-16-66.