Проектно-исследовательская деятельность. Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся средствами музейной педагогики

Разделы: Внеклассная работа


Над темой «Гражданско-патриотическое воспитание школьников средствами музейной педагогики» экспериментальная работа начата с 2005 года, а с 2008 года работа в ГБОУ СОШ № 894 строится в соответствии с концепцией и программой воспитательной работы с уклоном на гражданско-патриотическое воспитаниечерез реализацию программы воспитательной системы школы,  внедрение комплексной программы «Земля наш общий дом» и программ развития школьных музеев.

Цель эксперимента: гражданско-патриотическое воспитание школьников средствами музейной педагогики воспитание граждански зрелой личности, патриота, способного отстаивать свои убеждения, интересы государства, приносить пользу обществу, защищать Родину.

На основании выделенной нами цели определяется ряд задач экспериментальной деятельности:

  • изучить научную литературу по проблеме: «Гражданско-патриотическое воспитание школьников средствами музейной педагогики»;
  • ввести элементы музейной педагогики в образовательно-воспитательный процесс;
  • развить интеллектуальный, творческий, социальный потенциал обучающихся через взаимосвязь основного и дополнительного образования средствами музейной педагогики;
  • воспитать  патриотизм и гражданскую ответственность учащихся;
  • развить социально-активную позицию, самостоятельность поиска в решение проблем;
  • отследить эффективность использования идей музейной педагогики через мониторинг.

Следует отметить, что решение данных задач должно строиться на следующих принципах:

  • открытости для творческого использования педагогами школы;
  • субъектной позиции учащихся;
  • воспитания через социально значимую деятельность;
  • интеграции усилий всех заинтересованных организаций и учреждений.

Таким образом, в ходе экспериментальной деятельности у школьников должны сформироваться следующие ключевые компетенции:

  • социальные компетенции;
  • жизнедеятельность в обществе;
  • владение устной и письменной коммуникациями;
  • информационная грамотность;
  • способность учиться на протяжении всей активной жизни.

Констатируем, что экспериментальная деятельность обеспечена программными ресурсами (программой развития школы, концепцией воспитательной системы школы, комплексной воспитательной программой «Земля наш общий дом», программой развития музейно-образовательного комплекса, программой исследовательской деятельности).

Подчеркнем, что программа экспериментальной деятельности ориентирована на все возрастные группы обучающихся, коллектив педагогов и родителей учащихся, социальных партнёров, организаций с которыми взаимодействует школа. При разработке программы учитывался опыт
деятельности образовательного учреждения, современная образовательная ситуация и
тенденции развития федерального, регионального образования, непосредственно  школы.

Программа экспериментальной деятельности рассчитана на период с 2008 по 2013 годы. В процессе реализации программы предполагается осуществить взаимодействие школы с органами исполнительной власти, учреждениями культуры и спорта, а также с ветеранскими и другими общественными объединениями.

Следует отметить, что реализация программы  осуществляется в течение 2008-2013 года в три этапа:

I этап (2008-2010) – предварительно-диагностический

Определим цель I этапа: диагностика начального состояния исследуемой проблемы гражданско-патриотического воспитания средствами музейной педагогики, создание необходимых условий для научно-экспериментальной работы по теме и формирование мотивации для освоения проектирования социально-педагогических ситуаций.

Содержание этапа:

  • проработка организационных основ реализации эксперимента;
  • совершенствование нормативно-правовой базы «Гражданско-патриотическое воспитание школьников средствами музейной педагогики»;
  • актуализация проблем гражданско-патриотического воспитания;
  • разработка подпрограмм, планов гражданско-патриотического воспитания;
  • проведение классных и школьных мероприятий, а также активное участие в городских мероприятиях.

Следовательно, результатами предварительно-диагностического этапа следует считать:

  • теоретическое обоснование идей гражданственности и патриотизма, гражданско-патриотического воспитания, музейной педагогики;
  • стратегическое планирование в рамках деятельности «Гражданско-патриотическое воспитание школьников средствами музейной педагогики»;
  • создание методической копилки  внеклассных мероприятий, уроков, экскурсий, лекций,  программ;

II этап (2010-2012) – практический

Цель этапа: освоение, реализация технологий музейной педагогики.

Реализация экспериментальной программы осуществляется по трем направлениям: музейно-педагогическая практика; методическое; воспитывающая среда.

1. Музейно-педагогическая практика – работа с экскурсоводами.

2. Методическое направление. Целью данного направления является создание условий для накопления педагогического опыта, творческого педагогического поиска учителей и обучающихся, развитие профессионального, творческого потенциала субъектов образовательной деятельности.

3. Воспитывающая среда. Целью данного направления является создание формирующей воспитательно-педагогической среды, которая включает:

  • деятельность педагога по самосовершенствованию, развитию в себе творческого начала, созданию благоприятной атмосферы вокруг себя и имиджа школы через участие в практике развития музеев;
  • работу с родителями по привлечению их к участию в деятельности музея; в процессе такой работы опосредованно происходит приобщение родителей учащихся к истории культуры, что побуждает их задуматься о воспитании и развитии собственных детей;
  • создание культурного пространства: повышение культурного уровня – посещение музеев, выставок.

III этап ( 2012-2013) – аналитический 

Уточним, что программа  эксперимента позволяет определить влияние развивающегося культурно-исторического музейного комплекса школы на образовательно-воспитательный процесс, разработать механизм повышения качества образования путем использования музейной педагогики, а также выявить инновационные способы и технологии создания системы гражданско-патриотического воспитания учащихся, основанных на анализе различных факторов влияния на образовательное пространство школы.

Подчеркнем, что для программы эксперимента являются общими следующие инновационные моменты:

  • тесная взаимосвязь с базовым образованием;
  • повышение уровня гражданско-патриотического воспитания учащихся;
  • поддержка и распространение проектно-исследовательской деятельности;
  • межпредметная интеграция;
  • активное использование ИКТ и новых современных технологий в практике;
  • широкое применение музейной педагогики;
  • реализация творческого потенциала учащихся.

Взаимодействие с социальными партнерами школы осуществляется в следующих направлениях и мероприятиях:

I.  Городские музеи. Школьный военно-патриотический клуб «Боевой расчет».

1. Сотрудничество, совместная организация встреч с ветеранами.
2. Знакомство с технической базой.
3. Экскурсии, организация встреч с ветеранами и участниками воин.
4. Обмен информацией и фондовыми материалами.
5. Экскурсии. Часы мужества. Вахты Памяти.
6. Обмен опытом, помощь в проведении совместных мероприятий.

II.   Школьные музеи.

1. Методическая помощь в организации работы музейного комплекса.
2. Совместное проведение мероприятий.
3. Методическая помощь в проведении экскурсий.
4. Совместные экспедиции.
5. Обмен книгофондом и встречи с поэтами и писателями.
6. Совместно проводимые мероприятия.

III.  Библиотека.

1. Повышение квалификации, обмен опытом с библиотеками школ города, пользование районной библиотекой № 16.
2. Участие в творческих конкурсах, фестивалях, конференциях.
3. Посещение массовых мероприятий, встреч с писателями, использование информационных и документальных ресурсов.
4. Посещение массовых мероприятий библиотеки, использование фонда, справочно-информационной и методической базы.
5. Экскурсии, посещение младшими школьниками циклов мероприятий, использование фонда детской литературы, фондов сектора руководителей детского чтения и методического отдела.
6. Регулярные выходы классами для получения и обмена книг, посещение массовых мероприятий для детей, проведение совместных мероприятий, в том числе занятий по информационной грамотности.

Важным, с нашей точки зрения, являются направления   экспериментальной деятельности, которые представлены в обобщающей таблице 1.

Таблица 1. Направления экспериментальной деятельности.

Основные направления 2010-2011 2011-2012 2012-2013
Работа с музейным фондом 1. Инвентаризация имеющихся музейных предметов.
2. Создание инвентарной книги поступлений музейных предметов на постоянное хранение.
3. Систематизация музейных предметов по разделам и темам.
4. Создание сборника нормативных актов и документов по деятельности музеев.
1. Создание инвентарной книги поступлений предметов временного хранения.
2. Создание материалов и рекомендаций в помощь классному руководителю.
3. Систематизация материалов рекомендательного характера по направлениям деятельности музея.
1. Поиск и пополнение музейного фонда музейными предметами.

2. Восстановление и реставрация музейных экспонатов и стендов.

Поисковая, научно-исследовательская работа  1. Поиск и пополнение музейного фонда музейными предметами.
2. Анкетирование «Что ты хотел бы видеть в школьном музее».
1. Расширить поиск и сбор информации.
2. Результаты исследования представить на городские научно-практические конференции  «Отечество», «Шаг в будущее».
1. Участие в городских научно-практических конференциях «Отечество», «Шаг в будущее».
2. Участие в городских конкурсах проектах.
Экскурсионно-просветительская. Создание постоянных и передвижных экспозиций 1. Оборудование школьных музеев витринами для размещения музейных предметов.
2. Разработка тематических экскурсий.
3. Библиотека: пропедевтический курс уроков по музейной педагогике.
4.Организация экскурсий в школьные музеи. 
5.Выездные  экскурсии.
1. Создать визитные карточки и презентации музеев.
2. Создать страницу на школьном сайте в Интернете  «Школьный музей».
3. Провести слайдовую презентацию музеев.
1. Организация выставок творческих работ ребят и учителей.
Развитие сетевого взаимодействия 1. Сотрудничество с музеями других школ.
2. Открытие в школьной газете рубрики «Вести из школьных музеев».
1. Продолжить   сотрудничество с  музеями школ района и  города.
2. Пригласить руководителей музеев   школ № 84, 1937, 1420 с целью  сотрудничества.
1. Продолжить  сотрудничество с городскими краеведческими музеями.
3. Пригласить актив  музеев   школ № 84, 1937, 1420 для обмена опытом музейной деятельности.

Констатируем, что организационная работа  включила следующие этапы:

1. Создание актива музейного комплекса, разработка этапов его деятельности.
2. Составление программы деятельности музеев на перспективу.
3. Планирование работы музеев на год.
4. Создание клубов на базе музеев.
5. Составление программы проектно-исследовательской деятельности.
6. Организация выставок творческих работ учеников и учителей школы, создание коллажей.
7. Организация конкурсов, игр, викторин.
8. Оснащение и оборудование школьных музеев.

Обобщая сказанное, уточним, что критериями эффективности и результативности реализации программы будут выступать:

1. Рост созидательной активности и уровня самосознания обучающихся в процессе становления личности, воспитании гражданственности и патриотизма.
2. Влияние образовательной и воспитательной систем школы на развитие образовательного пространства.
3. Совершенствование материально-технического и ресурсного обеспечения образовательной среды школы.
4. Рост личностных достижений всех участников образовательного процесса.

Таким образом, реализация данной Программы эксперимента в течение 2010-2013 годов позволяет обеспечивать:

  • обновление содержания воспитательного процесса, обеспечивающего формирование социальной компетентности школьников;
  • развитие личной инициативы учащихся, роста их гражданско-патриотического самосознания и ответственности;
  • создание эффективной системы мониторинга формирования гражданственности и патриотизма школьников средствами музейной педагогики.

Мы предполагаем, что в ходе реализации заявленной темы получатся следующие результаты:

Для образовательного учреждения:

1. Создание  школьных музеев в соответствии с требованиями.
2. Работа клубов на базе музеев.
3. Музеи – центр воспитательной работы школы, дополнительного образования.

В отношении ученика:

1. Более высокий уровень патриотизма  и гражданственности.
2. Самореализация учащихся в дополнительном образовании.
3. Реализация потребности детей в деятельности по интересам.

В отношении педагога:

1. Самостоятельное проектирование собственной обучающей деятельности на основе музейной педагогики.
2. Освоение и расширение деятельностного  подхода в обучении.
3. Использование исследовательских компонентов в преподавании учебных предметов.
Для окружающего социума школа станет центром гражданско-патриотического воспитания для образовательных учреждений микрорайона и города.

Подводя итог вышесказанному, можно определить, что школа формирует информационно-коммуникативные и социальные  компетентности обучающихся. В то же время, используя возможности музейной педагогики, можно объединять усилия школы, семьи, общественности, других образовательных  и не образовательных учреждений в развитие школьников (интеллектуальном, творческом, социальном), в формирование в ребенке единства познавательного, эстетического и действенно-практического начал, выработке единых подходов в  воспитании подрастающего поколения.