Педагогический сценарий урока технологии по теме "Конструирование фартука" с использованием средств мультимедийных технологий

Разделы: Технология


Практическая работа: Построение фартука в М 1:4

Цели:

  • Образовательные: ознакомить учащихся с приемами конструирования, типами линий в системе ЕСКД, с понятиями масштаб и симметрия; с правилами и последовательностью построения чертежа фартука; научить выполнять конструкцию фартука по своим меркам, читать и оформлять чертеж
  • Развивающие: развивать у учащихся наблюдательность, внимание, точность, абстрактное мышление посредством работы с чертежом, способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентировки в пространстве), способствовать развитию у учащихся чертежных умений.
  • Воспитательные: приучать к точности и аккуратности при выполнении работы; воспитывать культуру труда.

Оснащение: рабочая тетрадь, чертежные инструменты и принадлежности, линейка закройщика, сантиметровая лента, чертеж фартука, образцы фартуков, диск со слайдами, мультимедийная техника.

Тип урока: формирование новых знаний, комбинированный.

Формы УД: фронтальная, индивидуальная.

Методы: наглядный, словесный, практический.

Межпредметные связи: математика, черчение

Применяемые педагогические технологии: ИКТ, работа в парах

Структура урока:

  1. Организационная часть (2 мин.)
  2. Проверка знаний учащихся (4 мин.)
  3. Введение в тему урока (сообщение познавательных сведений) (10 мин.)
  4. Практическая работа ( 60 мин.)
  5. Закрепление пройденного материала (4 мин.)
  6. Подведение итогов (рефлексия) (7 мин.)
  7. Домашнее задание (3 мин.)

№п/п

Этапы урока

№ слайда Презентации

Действия учителя

Действия ученика

1 Организационная часть Слайд №1 (тема и цели урока) Приветствие.
Проверка присутствующих.
Объявление темы и целей урока: научиться строить чертеж фартука
в М 1:4 по своим меркам и его оформлять.
Учащиеся записывают тему в тетради.
2 Проверка знаний учащихся Слайд №2 (классификация одежды по назначению) – На прошлом уроке вы научились измерять фигуру.
– Перед началом работы ответьте на вопросы:
  • Какие измерения, снимаемые с фигуры человека, вы знаете?
  • Какие из них записывают в полную величину, какие – в половинном размере?
  • Что такое мерки?
  • Какие мерки необходимы для построения чертежа фартука?
  • Как подразделяется одежда по назначению?
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
3 Введение в тему урока (сообщение познавательных сведений)   – Прежде чем создать какое-либо изделие, необходимо построить чертеж этого изделия, т.е. выполнить его конструкцию.
– Конструирование – это построение чертежа деталей одежды.
Учащиеся записывают определение в тетради.
Слайд №3 (работа конструкторского бюро, ателье) Эту работу на фабриках, в ателье выполняют конструкторы.  
  – Но сначала необходимо сделать расчеты. Для этого используют мерки и прибавки.
– Прибавка – это величина, необходимая для свободы движения. Ее прибавляют к мерке при конструировании чертежа.
– Для выполнения работ по конструированию нужны следующие инструменты и принадлежности: масштабная линейка, чертежный угольник, карандаш, ластик.
Учащиеся записывают определение в тетради.
Слайд №4 (знаки и линии) – При построении чертежей необходимо соблюдать правила, предусмотренные ГОСТом: выполняя чертежи швейных изделий, учитывать виды линий и употребляемые знаки, а также правила оформления чертежей.  
Слайд №5 (чертеж фартука) – Чертеж швейных изделий – это графическое изображение деталей одежды в плоскости в натуральную величину, в уменьшенном или увеличенном виде.
Если предмет помещается на листе тетради или альбома, то его чертят в натуральную величину; если же он больше – его уменьшают в определенное число раз, т.е. изображают в соответствующем масштабе.
Учащиеся записывают определение в тетради.
Слайд №6 (масштаб) Масштаб это число, которое показывает, во сколько раз больше или меньше изображение предмета.
Масштаб записывается отношением двух чисел: 1:1 – натуральная величина; 1:4 – уменьшение в четыре раза; 2:1 – увеличение в два раза.
Для выполнения чертежей швейных изделий в альбоме используют масштабную линейку М 1:4. На ней каждый сантиметр разделен на четыре части, т.е. он уменьшен в четыре раза.
Вспомним, что спецодежда для кулинарных работ состоит из фартука и косынки.
Учитель демонстрирует макет фартука на манекене.
 
  Фартук имеет несколько деталей. Назовите их. Учащиеся называют детали фартука: нагрудник, нижняя часть фартука, пояс, бретель, карманы
  Учитель показывают линии бока, верха, низа, середины деталей на макете фартука.  
Слайд №7 (чертеж фартука и косынки) – Результатом нашей работы на уроке должен быть такой чертеж.  
4 Практическая работа   Учитель выполняет построение чертежа фартука и косынки на доске. Учащиеся последовательно выполняют расчеты и построение чертежей фартука и косынки в тетрадях. Оформляют готовые чертежи.
5 Закрепление пройденного материала   Учитель задает вопросы:

Для чего необходимо выполнять чертеж изделия?
Какие линии применяют при построении чертежей?
Почему чертеж изделия выполняют в половинном размере?
От какой мерки зависит ширина нижней части фартука?
От какой мерки зависит длина бретели?
Почему при расчете длины пояса делают прибавку 30 см?

Ученики отвечают на вопросы.
6 Подведение итогов   Учитель предлагает подвести итоги полученных знаний, умений, навыков на уроке.

Учитель выставляет оценки и их аргументирует.

Учащиеся рассказывают, что нового они узнали на уроке, чему научились, какие трудности возникли в процессе выполнения практической работы, какого результата добились
7 Домашнее задание Слайд №8 (домашнее задание) Учитель объявляет домашнее задание:

повторить записи в тетради;
принести миллиметровую бумагу для построения чертежа фартука в М 1:1

Учащиеся записывают задание в дневники

Приложение 1