Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театрального искусства

Разделы: Работа с дошкольниками


Для социального становления личности ребенка и его эстетического развития огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – коммуникативная, музыкально-художественная, игровая, продуктивная. Богатейшее поле для социального становления личности детей их эстетического развития, а также их творческих способностей представляет театрализованная деятельность.

Одним из видов театрализованной деятельности является театрализованная игра. Она основана на драматизации литературных произведений, приспособленных для исполнения на сценической площадке. Это эффективное средство социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения. Создавая благоприятные условия для развития чувства партнёрства и освоения способов позитивного взаимодействия, театрализованная игра способствует эмоциональному развитию: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осознают причины того или иного настроя.

Велико значение театрализованной игры и для речевого развития. Дети постепенно совершенствуют построение диалогов и монологов, развивая выразительность речи. Умело поставленные вопросы, при подготовке к игре, побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы, обобщения, высказывания, незаметно активизируя свой словарь и звуковую сторону речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребёнка перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться.

Основу театрализованной игры, как правило, составляет художественный текст (сказка, рассказ, стихотворение и пр.). Подбираются литературные произведения, имеющие нравственную направленность, характеристики гендерных отношений, наполненные толерантным содержанием, доступные пониманию дошкольников. Слушание текста, его восприятие предваряют игру. У детей возникает особый вид познания в форме эмоциональных образов. Художественное произведение не только знакомит ребёнка с новыми явлениями и расширяет круг его представлений, но и позволяет выделить ему существенное, характерное в предмете, понять его художественный образ. В ходе беседы по содержанию внимание детей заостряется на том, что делали персонажи, как делали, почему так делали. Происходит более глубокое понимание идеи книги, осознание её художественной ценности, воспитывается интерес и любовь к литературе, театру, родному слову; ребёнок легче адаптируется в обществе, расширяется сфера его социального ориентирования, появляется умение вести себя в различных ситуациях с использованием полученных коммуникативных навыков.

Для театральной исполнительской деятельности характерны непроизвольная и произвольная эмоциональная экспрессия и эмоциональные действия, выражаемые в мимике, пантомимике (пластике, походке), «вокальной мимике» (интонации, тембре, дикции, ритме, вибрации голоса). Выразительное движение или действие способно  не только выражать уже сформированное переживание, но и совершенствовать его.

На первом этапе необходимо научить детей использовать театральные куклы, как опору для пересказа, вспоминая простые, знакомые им сказки («Теремок», «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Царевна-Лягушка» «Морозко», «Три поросёнка»). Последовательность основных событий произведения передаётся пространственным расположением настольного театра. Дети обучаются приёмам кукловождения, выделению персонажей и обозначению атрибутов сказки заместителями, их самостоятельному выбору и распределению заместителей в пространстве. На этом этапе используется и пальчиковый театр.

На втором этапе необходимо научить детей самостоятельно использовать театральные куклы в соответствии с содержанием сказки, перевоплощаться в роль и рассказывать сказку по ролям. На данном этапе обучения активно используется кукольный театр, куклы бибабо. Дети совершенствуют действия с куклами и умения сочетать действия со словом. Второй этапе завершается пересказом с помощью кукольного театра, построенного детьми самостоятельно.

На третьем этапе необходимо научить детей распределять и перевоплощаться в роль, вести ролевой диалог, выполнять ролевые действия и тем самым связно передавать содержание сказки. Данный этап обучения завершается рассказыванием сказок детьми с помощью игр-драматизаций, показом самостоятельного умения принимать на себя роль, вести ролевой диалог, выполнять ролевые действия и тем самым связно рассказывать.

Воспитательный потенциал игр-драматизаций, основанных на литературных произведениях, обусловлен тем, что всё внимание детей концентрируется на процессе, который полностью поглощает их, заставляет жить моральными нормами.

Ребёнок активно участвует в происходящем, и роли, символы, ценности оживают, наполняясь эмоционально-чувственным содержанием. Ребёнку надо представить себя на месте изображаемого персонажа, проникнуться его мыслями, переживаниями, чтобы передать соответствующий образ. Одновременное обсуждение  событий, поступков, характеров действующих лиц вызывает чувство сопричастности к ним, побуждает детей пристально всматриваться в окружающий мир. Таким образом, создаются благоприятные условия для формирования личности ребёнка, нравственности, умения дифференцировать добро и зло. Неоценима роль игры-драматизации и в развитии таких качеств, как смелость, уверенность в себе, находчивость, самостоятельность, активность, инициативность, креативность, гуманность.

Разыгрывая произведения и реализуя авторский замысел, дети учатся быть терпимыми друг к другу, собранными, внимательными, чтобы вовремя включиться в действие, подать свою реплику эмоционально и точно.

Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 5-7 лет (старшая, подготовительная группы).

Цель программы: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Задачи:

1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.
2. Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ГБДОУ, организация выступлений старших групп перед младшими, организация домашнего семейного театра).
3. Обучить детей приёмам манипуляции в кукольных театрах различных видов.
4. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образов, а также их исполнительских умений.
5. Ознакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров ( кукольный, драматический, музыкальный, детский, и др).
6. Приобщать детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знание детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театрализованной терминологии, театрах города Санкт-Петербурга.
7. Развивать интерес к театрально-игровой деятельности.

Программа предполагает  проведение одного игрового занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия: 25 минут –  старшая группа, 30 минут – подготовительная группа.
Программа составлена с учётом межпредметных связей по направлениям:

1. «Познавательно-речевое», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм театрализованной деятельности (театрализованных игр, праздниках-развлечениях, в повседневной жизни, в самостоятельной театрализованной деятельности). Познают явления общественной жизни, предметы ближайшего окружения, природные явления, что послужит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений. Ведётся работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, потешек, чистоговорок; развивается чёткая ясная дикция.

2. « Художественно-эстетическое», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля; учатся рисовать по сюжету спектакля или отдельных его персонажей, выполнять аппликативные работы, декоративно-прикладные.
Учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное её содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя и его образ, учатся через танцевальные движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроение.

3. «Социально-личностное», где дети, учатся своими руками изготавливать персонажей для обыгрывания различных видов театров; афиши и декорации для спектаклей. Обыгрывают спектакли.
Таким образом, данная методика основана на развернутых театрализованных играх. В театрализованной игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими, а это в свою очередь, требует творческой активности личности, умения держать себя в обществе. Вся жизнь ребенка насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль.

Приложение 1

Приложение 2