Проект "Музейно-педагогический комплекс «Содружество»"

Разделы: Работа с дошкольниками


Актуальность

В детском саду новостройки, начинающим работать в режиме развития, встает вопрос о необходимости выбора методов и организационных форм образовательно-воспитательного процесса, о необходимости создания системы, позволяющей современному ребенку вести диалог с наследиями веков в одухотворенном предметном мире, созданном человеком (Волкова Е. В., 1989), с землей наших предков, с природой. Мы считаем, что именно музейная педагогика, является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. Еще известные русские философы, искусствоведы, педагоги начала 20 века (Н. Федоров, П.А. Флоренский, Ф. Шмит, А.В. Бакушинский) придавали огромное значение образовательной, воспитательной, эстетической и духовной функциям музея.

Основной дидактической единицей при реализации технологии музейной педагогики является музейно-образовательное пространство, центром которого будет музейно-педагогический комплекс мини-музеев под символическим названием “Содружество”. Музейно-педагогический комплекс “Содружество” будет состоять из мини-музеев с разным смысловым стержнем:

  • мини-музей народно-прикладного искусства “Радуга творчества”;
  • мини-музей краеведения “Надым – любимый город”;
  • мини-музей естественно-научных представлений “Природа”;
  • мини-музей нравственного воспитания “Лучший друг”.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции “мини-музеями”. Часть слова “мини” отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея.

Психологические исследования учёных позволяют увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве, более чем у их сверстников развито образное воображение, связная речь, они активнее и эмоциональнее, больше тянутся к театрализованным играм, чувствуют себя в необычной среде спокойней и раскрепощенней. Определенным образом модифицируется мыслительная деятельность детей, дети более свободно оперируют образами. Со взрослыми в триаде “взрослый-ребенок-родитель” складываются партнёрские взаимоотношения связанные на доверии и сотрудничестве.

Основные ориентиры проекта

Срок реализации проекта: 3 года (сентябрь 2012 год-сентябрь 2015 год)

Участники проекта: педагоги, воспитанники, родители.

Соучастники проекта: МУ Управление дошкольным образованием; СОШ № 6,9; МУК “Музей истории и археологии г. Надыма”; Филиал “Дом природы”; Филиал “Севергазстрой”; Детская Библиотека; дошкольные образовательные учреждения.

Предмет исследования: воспитательно-образовательное пространство дошкольного учреждения и семьи.

Социальная значимость проекта: использование современных инновационных развивающих технологий, которые позволяют превышать государственные образовательные стандарты по всем направлениям деятельности.

Экономическая целесообразность проекта:

  • Совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов по теме проекта;
  • Становление готовности дошкольников ориентироваться в музейной культуре;
  • Участие родителей ДОУ в организации работы по проекту;
  • Расширение взаимодействия с социумом города;
  • Пополнение материально-технической базы ДОУ, пополнение методического кабинета литературой и пособиями.

Возможные риски проекта и пути их преодоления:

1. Недостаточное оснащение материально-технической базы музеев экспонатами 1. Работа с шефами ДОУ.

2. Совместное оснащение с семьями воспитанников.

2. Нехватка высококвалифицированных, заинтересованных, инициативных педагогов. 1. Направление педагогов и специалистов на повышение квалификации.

2. Моральное и материальное поощрение творчески работающих педагогов.

Гипотеза: использование музейной педагогики в образовательном процессе позволит развить личность дошкольников и подготовить к дальнейшему обучению в школе.

Открытость проекта: предполагает различные социальные контакты.

Проект “Музейно-педагогический комплекс “Содружество”” предполагает создание музейной базовой среды в дошкольном образовательном учреждении, целью которого является: развитие личности дошкольника через создание и использование многообразной деятельности мини-музеев в дошкольном учреждении.

Задачи:

  • Воспитание у дошкольников основ музейной культуры.
  • Формирование системы ценностей ребенка, приобщение к историческому, культурному, природному наследию; воспитание толерантности, гражданственности и патриотизма; развитие познавательных, творческих, эмоциональных и речевых процессов.
  • Формирование детско-взрослой личностно-ориентированной совместной деятельности на материале музейной практики.
  • Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
  • Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.
  • Развитие сотрудничества педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада.

Предполагаемые результаты

Для педагогов: Повышение уровня компетенции педагогов в музейной педагогике; инновационные изменения в организации воспитательно-образовательного процесса; интеграция музейной педагогики с разными видами дошкольной деятельности детей.

Для воспитанников: Повышение качества усвоения знаний детьми во время непосредственно-образовательной деятельности; появление интереса к музейной культуре; развитие гражданственности и личностных качеств дошкольников; повышение качества воспитания и образования дошкольников.

Для родителей: Повышение музейной культуры у родителей; повышение статуса семейного воспитания.

Ресурсное обеспечение проекта

Нормативно-правовое обеспечение:

  • Закон Российской Федерации от 10.07.1992 г. №3266-1 “Об образовании”;
  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утв. постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666;
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ от 22.07.2010 № 91; СанПиН 2.4.1.2660 – 10;
  • Письмо Минобразования России от 14.03.2000 № 65/23-16 "О гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения";
  • Приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 "Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования" (образовательная область "Музыка");
  • Устав МКДОУ "Детский сад “Родничок” общеразвивающего вида.

Информационное обеспечение: трансляция педагогического опыта по данной теме в СМИ города; размещение продуктов реализации проекта на сайте МКДОУ “Детский сад “Родничок”; участие в региональных, федеральных педагогических мероприятиях и конкурсах педагогического мастерства, в том числе дистанционных онлайн-форумах по данной теме; публикации методических статей на сайтах педагогических сообществ и в методических журналах.

Организационное обеспечение: сотрудничество с социумом по совместным планам; анализ ресурсов, необходимых для реализации проекта; работа по управлению деятельностью участников проекта.

Материально-техническое обеспечение:

Развивающая предметная среда детского сада оборудована с учетом возрастных особенностей детей. Все элементы среды связаны между собой по содержанию, масштабу и художественному решению. В образовательном учреждении имеется методический кабинет, кабинет педагога-психолога, творческая мастерская, музыкальный зал, спортивный зал, познавательно-игровой зал, спортивная площадка, участки для прогулок детей, групповые помещения и раздевалки, оборудованные с учетом возраста детей. В связи с выше перечисленным есть возможность где, планировать и размещать музейные выставки. Минимально приобретён необходимый материал к музейным экспозициям (предметы, игрушки народного творчества; предметы, литература, открытки, альбомы по краеведению)

Методическое обеспечение:

МКДОУ “Детский сад "Родничок" реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому воспитанию детей. Одной из ведущих задач программы является формирование первичных представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.

В методическом кабинете оформлен и систематизирован методический инструментарий, исходя из особенностей воспитательно-образовательного процесса. Подобрана литература по тематике проекта. Изучен и собран материал по теме проекта других дошкольных учреждений.

Характеристика семей воспитанников:

Социологический опрос родителей позволили сделать выводы о социальном статусе семей, уровне образования, общественной активности родителей. 95% воспитанников нашего детского сада из полных семей. Многие родители являются работниками бюджетной сферы, 5 % руководители, 46% служащие; 18% составляют рабочие, 5 % предприниматели, 6% работают вахтовым методом, безработные и домохозяйки составляют 20%, Достаточно высок показатель безработных родителей – 20%, и это семьи, на которые мы обращаем особое внимание. Каждый третий родитель имеет высшее образование, у основной части родителей среднее специальное образование. Практически все воспитанники детского сада проживают в семьях со средней обеспеченностью, малообеспеченных нет. Из наблюдений педагогов следует, что родители заинтересованы в воспитании своих детей. 83% родителей являются активными участниками воспитательно-образовательного процесса. Однако 17% можно отнести к малоактивным семьям, а это значит, мы должны заинтересовать их, привлечь к совместной деятельности.

Критерии эффективности проекта

  • полученные результаты соответствуют ожидаемым при наименьших затратах ресурсов;
  • произошли инновационные изменения в организации воспитательно-образовательного процесса;
  • педагогический опыт интересен коллегам города и области;
  • растет мотивация педагогического коллектива к широкому применению опыта. К деятельности привлечены родители, общественность.

Конечные результаты реализации проекта

  • Создание комплексной системы мини-музеев в ДОУ;
  • Обобщение и распространение опыта на тему: "Музейно-педагогический комплекс “Содружество";
  • повышение компетентности и профессионализма педагогов в музейной культуре;
  • качественное изменение условий для личностного развития дошкольников через оснащение материально-технической базы по данному направлению;
  • совершенствование системы у всех участников воспитательно-образовательного процесса в ДОУ;
  • участие ДОУ во всероссийских, региональных и городских конкурсах инновационных проектов.

Реализация проекта

Деятельность на первом – подготовительном – этапе и ожидаемые результаты

Срок реализации: сентябрь – декабрь 2012 г.

Задачи: исследовать условия для реализации проекта:

Содержание работы
с педагогами с детьми с родителями
1. Дистанционные курсы повышения квалификации для педагогов по данной проблеме “Мини-музеи в детском саду как форма работы с детьми и родителями” Н.А.Рыжова”.

2. Изучение теоретической, методической литературы по данному направлению.

3. Создание развивающей среды, определение тем и название мини-музеев, разработка их модели, выбор места для размещения, планирование экспозиций,

выбор дизайна оформления мини-музея

4. Составление перспективного плана мероприятий.

5. Диагностирование.

6.Разработка положения о мини-музее и издание приказа об его организации.

7. Выработка требований к посещению мини-музеев, проведению в них непосредственно-образовательной деятельности.

1.Разработка перспективного планирования работы (по всем возрастным группам).

2. Разработка содержания и процедуры диагностического обследования; обследование развития детей по данному направлению работы.

1.Анкетирование, беседы, наблюдения, интервьюирование.

2.Изучение литературы, культурологической компетентности родителей.

3. Выявление семейного опыта.

4. Изучение степени потребности и желания сотрудничать по данному направлению.

5. Родительское собрание.

6. Работа по сбору экспонатов в музеи по их направленности.

Ожидаемый результат

1. Пакет диагностических материалов.

2. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через использование инновационных форм работы.

3. Планирование системы работы по данной теме.

Определение уровня знаний детей по данному направлению работы.

 

1. Информационное просвещение родителей.

2. Мотивация родителей на активное сотрудничество.

3. Банк данных “Запросы родителей”

 

Деятельность на втором – практическом – этапе и ожидаемые результаты
Срок реализации: январь 2013 г. – декабрь 2014 г.
Задача: реализация проекта по всем направлениям.

Содержание работы
с педагогами с детьми с родителями
1.Педсовет “Формирование познавательной активности дошкольников средствами музейной педагогики и ИКТ.

2.Семинар “Создание мини-музея в ДОУ”

Приобщение детей к русскому народному творчеству через мини-музеи.

“Народная игрушка, народная педагогика и её влияние на духовно-нравственное становление личности ребёнка”.

3. Создание проблемной группы по работе по данной тематике.

4. Разработка планов работы каждого музея.

5. Разработка конспектов непосредственной образовательной деятельности в музеях и интеграции музейной культуры в другие образовательные области.

6. Информационный лекторий

7. Проведение тематических бесед.

8. Просмотр видеофильмов.

9. Проведение "Недели музея".

10.Сбор экспонатов.

11. Организация поисково-познавательной деятельности в мини-музеях.

12. Работа по направлениям деятельности музеев:

  • Поисково-собирательское.
  • Экспозиционное (оформительское).
  • Экскурсионное.
  • Культурно-массовые мероприятия, дела.
1. Включение работы музеев в образовательную деятельность, прогулки, беседы, игры, праздники и развлечения в соответствии с планированием для каждой возрастной группы.

2. КВН

3. Участи в конкурсах.

4.Рассматривание иллюстраций, плакатов, книг, наглядных пособий; коллекционирование вместе с детьми; создание мини-музеев в группах.

5.Просмотр видеороликов.

6. Мероприятия с родителями

7. "Неделя музеев".

8. Выпуск газеты детского сада “Новости музеев”

9.Игры музейного содержания

10.Игры-развлечения “В царстве дымковской игрушки”, “Барыню сударыню принимайте в гости”, “На стойбище у хозяина тайги”, “ Мы летим на воздушном шаре”, “Мода из бабушкиного сундука”.

11.Игры путешествия: “Едем в цирк”, “Путешествие на стойбище”, “Откуда родом бабушкин сундук”.

12.Интеллектуально – творческие игры: “Волшебный кружок”, “Заседание клуба знатоков культуры”;

13.Игры – эстетические содержания.

14. Диагностика и оценка промежуточных результатов проекта.

1. Совместные с родителями мероприятия

2. Семинар "Музей в жизни ребенка".

3. Индивидуальные консультации

4. Круглый стол "День музея в семье".

5. Выставка семейных работ.

6. Семейный клуб

7. Оформление информационных стендов в каждой группе.

8. Памятки для родителей.

9. Привлечение к сбору экспонатов.

Выставки: Познавательные. Цель: расширять представления детей о разных материалах, о рукотворном мире, знакомить с образцами изделий, профессиями.

Музейно-исторические. Цель: знакомить детей с историческими событиями, приобщать к музейной культуре, воспитывать любовь к родине.

Эколого-краеведческие. Цель: знакомить детей с родной природой, способствовать формированию экологической культуры, воспитывать нравственные и эстетические чувства.

Художественные. Цель: познакомить с произведениями русских художников, жанрами изобразительного искусства, декоративно– прикладными ремёслами.

Конкурсы. Цель: вовлечение в совместную деятельность детей, родителей и педагогов, укрепление семьи.

Ярмарки. Цель: популяризация предлагаемой темы, обмен опытом в какой – либо области, привлечение спонсорских средств на развитие музея.

Детское творчество. Цель: персональные выставки работ одарённых детей (лепка, рисунок, поделки из разных материалов, аппликация)

Ожидаемый результат

1. Повышение уровня компетентности педагогов в музейной деятельности.

2. Улучшение качества проведения воспитательно-образовательного процесса.

3. Обобщение, распространение и презентация опыта работы по данной теме.

1. Появление интереса у детей к музейной культуре.

2. Систематизация работы по данной теме.

1. Повышение музейной культуры родителей.

2. Желание родителей участвовать в совместных мероприятиях в ДОУ.

3. Повышение статуса семейного воспитания через творческое сотрудничество.

4. Создание комплексной системы работы по данному направлению.

Деятельность на третьем – заключительном – этапе и ожидаемые результаты
Срок реализации: январь 2015 г. – сентябрь 2015 г.
Задача: анализ эффективности реализации проекта, подведение итогов, планирование.

Содержание работы
с педагогами с детьми с родителями
1. Анализ уровня профессиональной компетентности.

2. Обмен опытом участников проекта.

3. Обобщение опыта работы

1. Сравнительная диагностика интегративных качеств

2. Анализ результатов

1. Анкетирование родителей.

2. Награждение грамотами самых активных родителей – участников проекта

Ожидаемый результат
1. Анализ результатов проектной деятельности.

2. Определение проблем и перспектив.

3. Использование опыта проекта в разных видах деятельности

1. Повышение качества усвоения знаний во время непосредственно образовательной деятельности.

2. Появление интереса к музеям; музейной деятельности.

1. Повышение статуса семейного воспитания.

2. Готовность родителей к активному сотрудничеству с детским садом

Литература

  1. Лысикова О.В. Музеи мира.– М.: Флинта: Наука. 2002.-128 с.
  2. Пантелеева Л.В. Музей и дети. – М: Дом “Карапуз”, 2000. – 253 с.
  3. Петров Г.Ф. Идём по Русскому музею. – Л.: Лениздат,1982. -192 с.
  4. Полунина В.Н. Искусство и дети. М.: Просвещение, 1982. -191 с.
  5. Рыжова Н.А., Логинова Л.В. Данюкова А.И. Мини-музей в детском саду. – М.: Линка-Пресс, 2008.
  6. Рыжова Н.А. Деревья – наши друзья. Учебно-методический комплект. – М.: Линка-Пресс. 2009.
  7. Рыжова Н.А. Экологически проект “Мое дерево”. –М.: Карапуз-дидактика, 2006.
  8. Рыжова Н.А. Экологический проект “Напиши письмо сове”. – М.: Карапуз-дидактика, 2006.
  9. Рыжова Н.А. От коллекции к музею. Фотосессия и методические материалы на DVD. – М.: Обруч, 2008.
  10. Рыжова Н.А. Путешествие по мини-музеям детского сада. Учебный видеофильм и методические рекомендации на DVD. – М.: Обруч, 2008.Мини-музеи природы (часть вторая)
  11. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика. – М.: Высш. шк., 2004. -216 с.
  12. Трунова М. Секреты музейной педагогики : из опыта работы. / Дошкольное воспитание. – 2006. – N 4. – С. 38–42.
  13. Тельчаров А.Д. Основы музейного дела.– М.: Омега-Л,2005.– 184 с.
  14. Юренева Т.Ю. Музееведение. – М.: Академический проект, 2004. – 560 с.
  15. Технология музейной педагогики в дошкольном учреждении.