Инновационный проект по теме "Единая информационно-коммуникационная среда как средство оптимизации образовательного процесса в условиях развития ДОУ"

Разделы: Работа с дошкольниками


I. Блок целеполагания

1. Задачи государственной региональной политики в сфере образования, сформулированные в основополагающих документах, на решение которых направлен проект заявителя.

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий, информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом.

В национальной образовательной инициативе “Наша новая школа” Президент Российской Федерации, акцентируя внимание на школьном образовании, предполагает создание условий для развития творческой личности, способной к инновационной и исследовательской деятельности, что позволит расширить возможности детей в развитии личностного потенциала, умений ориентироваться в информационном образовательном пространстве.

Данный Проект представляет собой новый взгляд на особенности организации работы по созданию единого образовательного информационного пространства на современном этапе развития дошкольного образования, что позволяет “…внедрение современных информационных технологий, доступность качественных государственных услуг в этой сфере, расширение возможностей широкополосного доступа – это главные показатели развития информационного общества сегодня в стране…”

Программа развития системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы: “Для реализации цели инновационной модели общего образования на основе национальной образовательной инициативы “Наша новая школа” будут решены четыре стратегические задачи: создание комфортных условий для обучения и воспитания; достижение нового образовательного результата; поддержка талантливых детей и молодежи; создание единого информационного пространства округа на основе ИКТ технологий…”

2. Инновационные механизмы в сфере дошкольного образования, которые будут разработаны на муниципальном уровне в результате реализации проекта:

– Внедрение новых интерактивных информационно-коммуникативных технологий, направленных на оптимизацию воспитательно – образовательного процесса в ДОУ.

3. Институциональный регулятор на муниципальном уровне, который будет получен по результатам реализации проекта:

Методические рекомендации и практические разработки по реализации инновационных направлений, представленных в проекте.

4. Проект направлен на разработку дополнительного (помимо уже указанного) инновационного контента: разработку модульных программ.

5. Анонсирование кейсов, которые войдут в годовой отчёт:

По итогам и результатам проведения мероприятий педагогической лаборатории предполагаем, сформировать следующие портфели: “Нормативные документы”, “Программно-методические материалы”, “Мониторинговые мероприятия”.

II. Содержание проекта

1. Наименование проекта “Единая информационно-коммуникационная среда как средство оптимизации образовательного процесса в условиях развития ДОУ””.

2. Заинтересованные стороны, благополучатели:

  • дети, посещающие МКДОУ “Детский сад “Родничок”;
  • родители детей, посещающих МКДОУ “Детский сад “Родничок”;
  • педагогический коллектив и администрация образовательного учреждения.

3. Организации-партнеры с указанием их функций:

  • МУ “УДО”: общее руководство, консультационная площадка;
  • МКДОУ “Детский сад “Родничок”: педагогическая лаборатория;
  • СОШ № 6 и СОШ № 9: организации преемственности;
  • ГАОУ ДПО ЯНАО “РИРО”: организация курсовой подготовки по использованию информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе ДОУ.

4. Краткое обоснование инновационности проекта

Информатизация образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют дети, педагоги, и администрация ДОУ. Это создание единого информационного образовательного пространства ДОУ, города, района, страны; использование информационных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ; разработка интегрированных занятий; и проектная деятельность; активное использование Интернет-ресурсов в образовании.

Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в детских садах убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка (С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, Б. Хантер и др.).

Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса. Владение информационно-компьютерными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению – перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы. Современный дошкольник входит в компьюторный мир так же естественно, как учиться ходить, говорить, заниматься с игрушками, общаться с окружающими людьми. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ могут использоваться по всем направлениям образовательной и воспитательной деятельности. Главное преимущество прикладных программных средств: решая игровую задачу, ребенок является субъектом (его оценивает не воспитатель, а сказочный герой), а педагог становится равноправным партнером детей в игре.

Дополнительные возможности в работе с родителями дает наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет, где родители могут получить информацию о жизни ДОУ, группы, расписании непосредственно образовательной деятельности, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях. Сайт детского сада будет для родителей источником информации учебного, методического или воспитательного характера.

Внедряемые мультимедийные средства и компьютерные игры позволят осуществлять подготовку к школе системно, что дает возможность выстраивать единую информационно-образовательную развивающую среду не только отдельного ДОУ, но и в тесной связи со школой и вузом, формировать единое информационно-образовательное пространство на уровне города.

5. Ожидаемые продукты:

  • Разработка дидактического и методического инструментария, для использования в работе с интеллектуально одаренными и творчески развитыми детьми в условиях ДОУ;
  • Новые виды детской деятельности: компьютерное конструирование, творческое экспериментирование, компьютерный дизайн, сотворчество, компьютерное музицирование и изобразительное искусство;
  • Модульная программа повышения квалификации педагогических кадров;
  • Структурно-функциональная модель методической службы МКДОУ “Детский сад “Родничок”, построенная на принципах инновационного развития;
  • Создание сайта МКДОУ “Детский сад “Родничок”;
  • Кейсы по направлениям деятельности педагогической лаборатории;
  • Организация единого информационно-компьютерного пространства по средствам сетевой системы ДОУ.

6. Ожидаемые результаты

  • Повышение ИКТ – компетенции участников образовательного процесса.
  • Повышение эффективности процесса управления ДОУ через формирование информационной инфраструктуры управления ДОУ.
  • Повышение эффективности качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ через:

– используемое программное обеспечение;
– индивидуализацию процесса обучения;
– повышение интереса к познавательной деятельности дошкольников с использованием информационных ресурсов (применение дидактического материала, разработок, компьютерных программ педагогами в процессе обучения)

7. Ожидаемые внешние эффекты

  • Повышение конкурентоспособности среди дошкольных учреждений города и района.
  • Трансляция педагогического опыта по данной теме в СМИ.
  • Повышение социального статуса воспитателей и специалистов ДОУ в городе.
  • Формирование содержательной единой информационной-коммуникативной среды при осуществлении преемственности между ДОУ и СОШ.

8. Цель

Повышение эффективности управления образовательным процессом ДОУ и обеспечение максимально благоприятных условий для раскрытия интеллектуально-творческого потенциала детей дошкольного возраста посредством использования возможностей современных информационно-коммуникационных технологий.

9. Задачи

  • Создать единое информационное пространство ДОУ.
  • Подготовить кадры к эффективному использованию в управленческом, воспитательно-образовательном процессе информационных и коммуникационных технологий.
  • Предоставить участникам образовательного процесса свободный доступ к компьютерной технике, к информационным ресурсам, программным средствам.
  • Интегрировать, внедрить информационные и коммуникационные технологии в процессы управления, воспитания и обучения.
  • Создать банк дидактических и методических материалов, разработок по использованию информационных и коммуникационных технологий в работе ДОУ.
  • Формировать интеллектуально-творческий потенциал у дошкольников, умения работать с информацией.

10. Срок, на который рассчитан проект5 лет: с 2012 по 2017 гг.

11. Алгоритм реализации проекта

Этапы и их сроки Содержание деятельности Прогнозируемые результаты
1 Подготовительно-проектировочный этап

/сентябрь 2012г. – август 2013г./

  • анализ состояния проблемы, изучение теоретической базы и практического опыта;
  • выявление ресурсных и организационных условий по реализации проектной идеи;
  • разработка пакета нормативной, методической документации;
  • создание творческих групп;
  • разработка структуры внедрения использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ;
  • участие педагогов в обучающих семинарах, тренингах, курсах повышения квалификации.
  • план мероприятий по реализации проекта;
  • критериальные показатели и диагностический инструментарий для определения эффективности проекта;
2 Содержательно-деятельностный этап

/сентябрь 2013г. – апрель 2016г./

  • создание материально-технической базы ДОУ;
  • апробирование и внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс ДОУ;
  • подготовка педкадров;
  • выстраивание сотрудничества с родителями и городскими социальными структурами, через ИКТ;
  • обновление и обогащение предметно-развивающей среды;
  • совершенствование модели взаимодействия детского сада и семьи в развитии детей.
  • структурно-функциональная модель методической службы;
  • годовые публичные доклады МК ДОУ;
  • представление результатов маркетинговых исследований, промежуточных и итоговых результатов по реализации проекта;
  • модульная программа повышения квалификации педагогических кадров;
  • выступления в СМИ;
3 Рефлексивный этап

/май 2016 – май 2017г./

  • анализ результатов,
  • корректировка содержания, подведение итогов;
  • обобщение и трансляция педагогического опыта.
  • Аналитические, информационно-методические материалы по результатам реализации проекта.

12. Ресурсное обеспечение

12.1. Кадровое обеспечение

ФИО специалиста Должность, образование Функционал в проекте
1. Ростовщикова Ю.А. Заведующий МКДОУ, высшее руководитель
2. Романюк Г.И. Зам. заведующего по УВР, высшее куратор, исполнитель
3. Нижельская А.И. Педагог-психолог, высшее исполнитель
4. Коткова Н.И. Старший воспитатель, высшее исполнитель

12.2. Нормативно-правовое обеспечение

Наименование нормативного правового акта (федерального, регионального, локального) Обоснование, почему именно этот акт будет являться нормативно-правовой рамкой проекта
1 Закон Российской Федерации от 10.07.1992 г. №3266-1 “Об образовании”  
2 Концепция проекта федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”, от 1 июня 2009 № 20 “п.1. Основная идея, цели и предмет правового регулирования: динамичное развитие системы образования, способствующее увеличению разнообразия видов образовательных организаций и спектра образовательных услуг, развитию различных форм получения образования, интеграции образовательной и научно-исследовательской деятельности, апробация и использование новых образовательных технологий, педагогических методик”
3 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897 “р.IV, п.22: В системе образования должны быть созданы условия для: – оказания постоянной научно-теоретической, методической и информационной поддержки педагогических работников, по вопросам реализации основной образовательной программы основного общего образования, использования инновационного опыта других образовательных учреждений, проведения комплексных мониторинговых исследований результатов образовательного процесса и эффективности инноваций”.
4 Основные направления

деятельности Правительства Российской Федерации

на период до 2012 года, от 17 ноября 2008 г. № 1663-р

“Введение. Масштабные проекты … повсеместного распространения инноваций, ускоренного развития науки, технологий и высокотехнологических производств; построения информационного общества, модернизации информационных процессов и качественного развития средств массовых коммуникаций…”; “Развитие дошкольного образования. Государственная политика в этой сфере будет реализовываться по следующим основным направлениям.

Первое – реструктуризация и развитие сети дошкольных учреждений, создание конкурентной среды”

5 Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа”, письмо Департамента государственной политики образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.03.2009 г. 303-451 “Задачи: – формирование новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения;-формирование современного учительского корпуса. Направления и меры: Развитие учительского потенциала: -новые технологии организации и финансирования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров; – использование современных информационных и коммуникационных технологий в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров и т.д.”
6 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. №1662-р “Стратегическая цель и приоритетные задачи: повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина, создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.

Меры, направленные на реализацию задач:

– поддержка корпоративных программ подготовки и переподготовки профессиональных кадров”.

7 Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы Целью Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (далее – Программа) является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации.
8 Постановление Правительства ЯНАО от 27.12.2010 г. №526-П “Об утверждении окружной долгосрочной целевой программы “Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 – 2015 годы” “Задача: содействие развитию профессионального мастерства педагогических и руководящих кадров через развитие новых форм повышения квалификации.

Основные направления реализации мероприятий:

– разработка и внедрение интерактивных, проектных, индивидуально-ориентированных дистантных форм повышения квалификации, создание условий для их функционирования;

– проведение целевых семинаров и стажировок для руководителей по вопросам современного образовательного менеджмента”.

9 Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

(20 июля 2011 г. № 2151)

3.4. Требования к техническим средствам обучения в сфере дошкольного образования включают общие требования безопасности, потенциал наглядного сопровождения воспитательно-образовательного процесса, возможность использования современных информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе.

12.3. Финансовое обеспечение

Источник финансирования Планируемые статьи расходов
1 Муниципальная долгосрочная целевая “Основные направления развития системы образования Надымского района на период 2011 – 2015 г”, от 31.12.2010 г. №662 По направлениям: “Повышение профессионализма и квалификации педагогических работников”; “Развитие процесса научно-методического сопровождения”.
2 Муниципальная целевая программа “Реализация приоритетного национального проекта “Образование” в муниципальном образовании Надымский район” на 2009-2012 годы, от 27.01.2009 г. №55 По направлению “Повышение профессионализма и квалификации педагогических работников”
3 Местный бюджет Материальное стимулирование педагогов.

13. Перспективы развития проекта. Создание на базе МКДОУ – стажёрской площадки.

14. Способы апробации и диссеминации результатов. Размещение продуктов реализации проекта на сайте; участие в региональных, федеральных педагогических мероприятиях и конкурсах педагогического мастерства, в том числе дистанционных онлайн-форумах; публикации методических статей на сайтах педагогических сообществ и в методических журналах.

15. Риски и пути преодоления

1. Недостаточное оснащение материально-технической базы информационными ресурсами Использование универсального мобильного оборудования (переносных интерактивных досок, ноутбуков интерактивных досок и столов, ноутбуков, проекторов.;)
2. Нехватка высококвалифицированных, заинтересованных, инициативных педагогов. Направление педагогов и специалистов на повышение квалификации. Моральное и материальное поощрение творчески работающих педагогов.
3.Отсутствие поддержки со стороны административных органов, заинтересованных организаций, общественных организаций. Высокий уровень управления ДОУ, показателей воспитательно-образовательного процесса. Открытость деятельности ДОУ.
4.Формальный подход к реализации проекта со стороны участников (членов рабочей группы и педагогов, др.). Обеспечение качественного контроля за ходом реализации проекта, уровнем ответственности координаторов и коммуникаторов проекта. Мотивация.

16. Механизм самооценки

  • анализ образовательного содержания в совместной деятельности ДОУ и других учреждений;
  • результативность проектной и инновационной деятельности педагогов с использованием ИКТ в воспитательно – образовательном процессе;
  • диагностика готовности дошкольников к обучению в школе, анализ развития компетентности детей и анализ уровня квалификации педагогов ДОУ;
  • анализ уровня участия родителей в жизни ДОУ.

Источники сбора информации: статистические данные, анкетирование, экспертиза.
Методы сбора информации
: маркетинговые исследования, статистический анализ, анкетирование, экспертный опрос. Периодичность: годовая