Повторительно-обобщающий урок по теме "Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества"

Разделы: Физика


Цели:

  • обобщить материал по темам
  • проверка усвоения теоретических знаний по ранее изученным темам и умение применять их на практике в стандартных и нестандартных ситуациях;
  • развивать логическое мышление, умения сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • работать над устной речью, учить слушать, комментировать ответ;
  • формировать познавательный интерес к предмету;
  • воспитывать ответственное отношение к учебному труду.

Оборудование: ПК, мультимедиа проектор, стандартное оборудование кабинета физики (посуда), рабочие карты, справочные таблицы.

Ход урока

I. Организационный этап

Постановка целей урока, сообщение плана работы.

II. Актуализация опорных знаний

Работа с формулами: используя план работы с формулой в рабочей карте, прокомментировать каждый слайд презентации

План работы с формулой:

  • для какой физической величины записана формула
  • как рассчитать данную физическую величину
  • назвать единицы измерения физических величин, входящих в формулу

Приложение 1. (Презентация)

III. Работа со справочными таблицами.

Составьте рассказ о веществе, используя таблицы:

– Плотности некоторых твердых тел, жидкостей и газов.
– Удельная теплоемкость некоторых веществ.
– Температура плавления некоторых веществ.
– Удельная теплота плавления некоторых веществ.
– Температура кипения некоторых веществ.
– Удельная теплота парообразования некоторых веществ.

Задание выполняется по колонкам. Выбираются вещества, находящиеся в разных агрегатных состояниях при комнатной температуре.

IV. Работа с графиком зависимости температуры от времени. Составляются вопросы и задаются всем учащимся, обсуждаются ответы.

V. Работа с текстом.

Найти ошибки в тексте, аргументировать свое утверждение.

VI. Решение экспериментальной задачи.

Демонстрируется эксперимент (рисунок установки смотреть в рабочей карте), необходимо объяснить наблюдаемый процесс.

VII. Комментированное домашнее задание и подведение итогов урока.

  1. Конаржевский Ю.А. Система. Урок. Анализ, Псков, 1996.
  2. Перышкин А.В. Физика 8, М.: Дрофа, 2010.
  3. Татарченкова С.С. Урок как педагогический феномен, Каро, С-Пб. 2008.
  4. Энциклопедия для детей “Аванта”: том “Биология”, том “Физика”, М.: “Аванта+”, 2001.

Интернет-ресурсы

  1. www.physics.ru
  2. www.class-fizika.narod.ru

Рабочая карта

План работы с формулой:

  • для какой физической величины записана формула
  • как рассчитать данную физическую величину
  • назвать единицы измерения физических величин, входящих в формулу

1. Составьте вопросы, дать ответы на которые можно, используя график зависимости температуры от времени.

2. Найдите ошибки в тексте.

Проснувшись раньше обычного, я сразу вспомнил, что на восемь утра договорился с Толей идти на речку смотреть ледоход. Открыл окно. Дышалось легко и свободно. С пятого этажа мне хорошо были видны поля за окраиной города. Там снег весь уже стаял, и только на крышах домов он еще лежал мохнатыми шапками. Включив чайник, я быстро сделал зарядку, вымылся по пояс под краном и, не вытираясь, глубоко вздохнул– по всему телу разлилось тепло. Покушав, я выбежал на улицу. Толя был уже там” Вот погодка сегодня! – вместо приветствия произнес он. Солнце – то какое, а температура с утра -20” “Нет -4”, -возразил я. Мы заспорили, потом Толя сообразил в чем дело. “У меня термометр на ветру висит, а у тебя – в укромном месте, поэтому и показывает больше”

3. Экспериментальная задача.

Что наблюдали? Объясните результат эксперимента.

“Подсказки” для решения задачи.

1. При уменьшении атмосферного давления температура кипения уменьшается

2. Жидкость может перемещаться из области высокого давления в область низкого давления.

Домашнее задание: у многих животных в жару возникает проблема: как спастись от перегрева. Природа наделила различными приспособлениями и свойствами животных, и они теперь по-разному спасаются от жары. Попробуйте выделить основные приспособления и свойства.