Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе. Тема: "Последний герой". 7-й класс

Разделы: Литература

Класс: 7


Цель: формирование предметных (русский язык и литература) компетенций обучающихся.

Задачи:

  • повторение основных теоретических сведений за курс основной средней школы (5–7 класс) по русскому языку и литературе;
  • расширение кругозора обучающихся;
  • развитие познавательного интереса обучающихся к предметам гуманитарного цикла, мышления, памяти, способности высказывать собственное мнение и аргументировано его отстаивать, быстрой реакции, умения коллективно решать проблемы, личной инициативы ребят.

Оборудование:

  • мультимедиапроектор, экран;
  • карточки с заданиями;
  • ручки, листы бумаги;
  • презентация Microsoft Power Point.

Ход мероприятия

Учитель (или ведущий): Здравствуйте, ребята и гости нашей игры. Мы собрались сегодня в этом зале, чтобы провести игру “Последний герой” по русскому языку и литературе. Вам, участникам игры, предстоит нелёгкая задача: вспомнить всё, что вы изучали по этим предметам, а также напрячь своё воображение, чтобы стать победителем. 

Итак, ____ девчонок и _____ мальчишек, участники трех команд, оказались в замкнутом пространстве, кабинете русского языка и литературы, вдали от цивилизации – компьютеров, сотовых телефонов, планшетов, беспроводного и проводного Интернета. В течение полутора часов они будут выживать, прибегая к ресурсам своей памяти и знаний, полученных в течение 7 лет обучения в школе.

По правилам «Последнего героя» в начале игры 21 участник. Они составляют 3 племени-команды по 7 человек.

“Последний герой” состоит из 2 отборочных туров, в каждом из которых по 4 задания. В первом туре после каждого задания выбывают по 1 человеку из каждой команды, те, кто меньше всех набрал баллов, не справившись с предложенными заданиями, вопросами. «Слабых» удаляют игроки каждой команды путем открытого голосования, по обоюдному согласию. Таким образом, во 2 тур переходят по 3 человека от каждой команды, один из которых по решению оставшихся членов команды получает тотем (защиту от выбывания) на одно из последующих заданий 2 этапа игры.

Во 2 туре оставшиеся члены команд от каждого класса объединяются в одну команду. Во 2 туре “слабых” удаляют сами игроки путем тайного голосования: по 2 человека после 1, 2 заданий и по 1 человеку после 3, 4 заданий.

В финал выходят 3 игрока, среди которых по результатам выполнения финальных заданий определяется и остается только один, он и будет “Последним героем 2012 года”.

В течение игры будет определен и самый активный участник-болельщик «Последнего героя 2012 года».

Основными принципами наши игры являются вежливость, взаимоуважение, уважение к чужому решению, терпение, терпимость.

Итак, начинаем первый тур.

1 задание “Разминка”. Каждому участнику задается по 2 вопроса (1 по русскому языку, 1 по литературе). Выбывают 3 человека, по 1 из каждой команды, которые не справятся с заданием, по мнению команды (Приложение 1).

Учитель: Пока команды решают, кто покинет нас, мы разомнёмся.

К словам, которые называет ведущий, подобрать как можно больше синонимов (фишку (Приложение 2) получает болельщик, назвавший последний синоним к слову):

  • идти (шагать, ползти, топать);
  • трусливый (боязливый, несмелый, пугливый);
  • говорить (сказать, повторить, молвить, добавить, воскликнуть, заявить);
  • красивый (симпатичный, обаятельный, привлекательный);
  • жилище (дом, хата, общежитие); смеяться (хохотать, ржать, улыбаться).

Голосование команд (выбытие по 1 человеку, остается по 6 человек)

2 задание. Каждой команде будут выданы карточки со словами. Нужно поочередно произнести слова, соблюдая орфоэпические нормы, нормы произношения Приложение 3).

Учитель: Пока команды решают, кто вновь покинет нас, мы разомнёмся. К словам, которые называет ведущий, подобрать антонимы: друг, хорошо, счастье, небо, труд, мало, разговорчивый, книга, доброе утро (спокойной ночи), мышь, идти, свет, молодость, чумазый, шикарный, человек, жизнь.

Голосование команд (выбытие по 1 человеку, остается по 5 человек)

3 задание. Перед вами написаны два столбика. Все слова тем или иным образом связаны, например: в одном столбике может быть дано название произведения, в другом – его автор и т.д.; или название поделено на части. Задача участников: “связать” слова и объяснить (Приложение 4).

Учитель: Пока команды решают, кто вновь покинет нас, мы разомнёмся.

  1. Назовите автора романа «Принц и Нищий» (Марк Твен)
  2. Назовите полное имя Пеппи Длинныйчулок (Пеппилотта Виктуалия Рульгардина Эфраимсдоттер Длинныйчулок, более известная как Пе́ппи Длинныйчуло́к)
  3. Назовите настоящее имя Марка Твена (Сэ́мюэл Лэ́нгхорн Кле́менс)
  4. Определите жанр произведения П. Ершова «Конек-Горбунок» (сказка)
  5. Сформулируйте правило «Правописание Не с наречиями»

Голосование команд (выбытие по 1 человеку, остается по 4 человека)

4 задание “Два слова из одного”. К словам, которые написаны на доске, нужно подставить одну букву или в начале, или в середине, или в конце слова так, чтобы получилось новое. Из каждого слова должно получиться ещё по 2, например: плот – Оплот, пИлот.

Учитель: Пока команды решают, кто вновь покинет нас, мы разомнёмся. Из слова ОТРОЧЕСТВО, переставляя буквы, получить имена существительные, нарицательные, единственного числа (вор, тесто, ров, рот сорт, рост, сор, отчество..). Фишку получает болельщик, назвавший последнее слово.

Голосование команд (выбытие по 1 человеку, остается по 3 человека)

II тур

Игроки объединяются в единую команду. Остались сильные и, я надеюсь, разумные люди. Теперь вы тайным голосованием будете освобождать своих соплеменников.

1 задание. К словам, которые я буду называть, вам нужно подобрать как можно больше слов – рифм. Все помнят, что такое рифма? Например, к слову “морковь” – кровь, любовь; “мне” – на дне, пне, окне и т.п.

  • Крышка – мышка, малышка, мишка, мартышка;
  • Дедушка – хлебушка, воробышка, подушка, мормышка;
  • Знак – пятак, злак, чудак, дурак;
  • Цветок – горшок, висок, прыжок, носок;
  • Народ – пароход, доход, урод, завод.

На данном этапе выбывают 2 человека, которые, по вашему мнению, совсем не справились с заданием. Даю несколько секунд, чтобы вы написали на листочках имена тех, кто должен выбыть.

Голосование команд, подведение итогов
(выбытие 2 человек, остается 7 человек)

2 задание “Откуда и кто автор?” Я буду зачитывать отрывок из какого-нибудь произведения, ваша задача – вспомнить, кто написал и что за произведение. Если не отгадывает один член команды, которому предназначалось задание, тогда вправе ответ дать другой член команды. Если команда не дает ответа, обращаемся за помощью к болельщикам (Приложение 6).

Учитель: Задание закончилось. Теперь выбираем того, кто, по вашему мнению, не смог справиться с заданием.

На данном этапе выбывают также 2 человека. Даю несколько секунд, чтобы вы написали на листочках имена тех, кто должен выбыть.

Голосование команд, подведение итогов
(выбытие 2 человек, остается 5 человек)

3 задание. А теперь будет ваше любимое задание, разбор слов по составу. Я выдам каждому карточки со словами, потом проверим. 

  • 1 карточка – пробежка, серыми, ночевать, верно, заросший;
  • 2 карточка – птичка, молодых, бросается, горячо, передовая;
  • 3 карточка – снежком, ранний, стучаться, умно, задумавшая;
  • 4 карточка – лётчики, вечерняя, кормиться, радостно, расположившееся;
  • 5 карточка – бережок, старому, схватить, интересно, коснувшись.

Учитель: Задание проверено. Теперь выбираем того, кто, по вашему мнению, не смог справиться с заданием.

На данном этапе выбывает 1 человек. Даю несколько секунд, чтобы вы написали на листочках имя того, кто должен выбыть.

Голосование команд, подведение итогов
(выбытие 1 человека, остается 4 человека)

4 задание “Как много знаю я стихов?” Я зачитываю начало стихотворения, которое вы учили в школе или просто слышали, вы должны продолжить или закончить его (Приложение 7).

Учитель: Задание закончено. Теперь выбираем того, кто, по вашему мнению, не смог справиться с заданием.

На данном этапе выбывает 1 человек. Даю несколько секунд, чтобы вы написали на листочках имя того, кто должен выбыть.

Голосование команд, подведение итогов
(выбытие 2 человек, остается 3 человека)

Финал

Остались три самых умных, стойких, выносливых игрока. В финале каждый из игроков играет за себя.

На заключительном этапе игры я прошу мне помочь вести подсеет очков. Из каждого класса приглашается по одному болельщику, которые будут вести подсчет правильно данных ответов. За каждый правильный вариант ответа игроку присуждается 1 балл. (В случае если в финал вышли игроки трех классов, болельщики вправе помогать своим игрокам и приносить дополнительные очки). Выигрывает соответственно тот, кто по сумме трех конкурсов наберет наибольшее количество баллов.

1 задание “Пословицы и поговорки”. На заданную тему (дружба, Родина, книги и т.д.) нужно вспомнить пословицы, поговорки. Кто больше?

Пока игроки вспоминают пословицы, а затем жюри подводит итоги (Приложение 8), с болельщиками проводится подобный конкурс.

Жюри объявляет итоги первого задания.

2 задание “Вопросы-шутки”. Отгадайте вопросы – и вы в победителях (Приложение 8).

Жюри объявляет итоги второго задания и финала.

На этом наша игра заканчивается. Под музыку “Остаться в живых” группы “Би-2” (Приложение 9) награждаются победители (Приложение 10), активные болельщики и участники (Приложение 11).

Приложение 5

Приложение 12