Открытый урок по изобразительной деятельности для подготовительного отделения ДХШ для детей 7 лет "Зимнее дерево"

Разделы: МХК и ИЗО


Цель: Знакомство со стилизацией. Продолжение знакомства с холодной цветовой гаммой, более подробное знакомство с « кухней» художника – с палитрой, с гуашью, с качествами цвета: непрозрачностью, цветовой насыщенностью , светлотой , тепло холодностью, контрастом.

Задачи: Выполнить изображение зимнего дерева на нестандартном – вытянутом формате. Превратить крону дерева в зимнее кружево узоров. Использовать холодную цветовую гамму и смешанную технику пастели и гуаши.

  • Развивающая: Научить упрощать и преобразовывать выбранную форму, продолжить знакомство с холодной цветовой гаммой, смешивать краски на палитре.
  • Обучающая: Практическое применение полученных знаний.
  • Воспитательная: Воспитание потребности в освоении знаний о цветовой гармонии и эстетичности изображения.

Время: 40 мин.

  • Наглядность и оборудование:
  • Для учащихся: формат А4х2, клей, простой карандаш, холодные оттенки в масляной пастели и в гуаши, палитра, кисточка № 5, ватная палочка.
  • Для учителя:
  • Пошаговое объяснение хода работы. Схемы.
  • Примеры работ

Литература:

  1. Инновационная программа Ангарской художественной школы №1 «Развитие творческого потенциала детей средствами изо, архитектуры и дизайна» Ангарск, 2012.
  2. Инновационная программа «Старт» – «Развитие творческого потенциала детей средствами архитектуры и дизайна». М., 1998
  3. « Поурочные разработки по изо 1 класс» Л. Ю. Бушкова. По программе Б. М. Неменского «Изо и художественный труд» М., 2009
  4. «Психологические игры» – программа для подготовительных групп дхш Г. Ю. Михеева. Ангарск 2009.
  5. «Большой самоучитель рисования». Москва РОСМЭН 2009.
  6. Журнал «Художественная школа» №2(17)2007.»Мы путешествуем по миру» Ирина Соловьёва.
  7. Журнал «Искусство»№21 (405), 1–15 ноября 2008.

Ход урока

1. Организационная часть.

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Закрепление пройденного материала путём опроса учащихся.

Какие выразительные средство графики вы знаете? (Точка, линия, пятно)

Какой бывает линия? (Изысканной и кружевной, нежной и бархатистой или тяжелой и толстой)

Какие цвета называются холодными и почему?

4. Объяснение учителя.

Видели ли вы зимнее кружево узоров Деда Мороза. Где оно бывает?

Показать иллюстрации: Грабарь И. Э. «Февральская лазурь», Шишкин И.И. «Зима», «На севере диком», а так же фотографии узоров на замороженных окнах, деревьев покрытых инеем.

Какие формы напоминает пластика зимних узоров? (Спираль, волна и т.д.)

Сегодня мы с вами нарисуем своё зимнее дерево, используя пластику зимних узоров и холодный колорит.

Пошаговое объяснение хода работы. (Показываю нарисованные образцы)

1 этап – Склеиваем 2 листа А 4 торцами, рисуем простым карандашом схему дерева: ствол – большая морковка и крона – вертикальное облако. По краям рисуем большие и маленькие капли, которые будут формировать ветки дерева.

2 этап – Берем холодные оттенки масляной пастели и закрашиваем между каплями – получаются ветки. В середине крону дерева и ствол украшаем зимними узорами-точками, линиями, пятнами.

3 этап – Берем холодные цвета гуаши, белила и смешиваем на палитре оттенки голубого зимнего неба. Закрываем цветом фон вокруг дерева. Затем, ватными палочками и белилами наносим горошки падающего снега – обобщаем изображение.

5. Самостоятельная работа

Надо похвалить тех ребят, которые проявят больше фантазии. Лучшие работы обязательно надо показать. Выставляем работы к доске. Проводим анализ работ. Разбираем ошибки. Выставляем оценки

6. Итог урока

Мы научились упрощать и преобразовывать выбранную форму, пользоваться палитрой, продолжили знакомство с холодной цветовой гаммой. Нарисовали удивительно красивые зимние деревья.

7. Планирование дальнейшей работы

Навыки, полученные на сегодняшнем уроке, помогут нам в следующей работе над зимним пейзажем.

«Зимнее дерево»

«Зимнее дерево» это задание, которое входит в программу по изо для детей 7лет, разработанную мной в 2012г для подготовительного отделения ДХШ и являющуюся частью инновационной программы Ангарской художественной школы № 1 «Развитие творческого потенциала детей средствами изо, архитектуры и дизайна» Ангарск, 2012.

Задания в данной программе разделены на 6 блоков, которые преследуют одну цель -формирование художественно-образного мышления учащихся, которое обеспечит возможность для дальнейшего обучения в ДХШ.

Задание «Зимнее дерево» входит в блок заданий – «Наблюдаем, рисуем и фантазируем зиму». Цель данного блока заданий – более подробное знакомство с кухней художника – с палитрой, с гуашью, с качествами цвета: непрозрачностью, цветовой насыщенностью , светлотой , тепло – холодностью, контрастом, с разными техниками работы цветом, с символикой и эмоциональностью цвета. Задача – получить богатство эмоциональных оттенков восприятия цвета и богатство колорита. Продолжаем играть и фантазировать.

Так как семилетние дети значительно легче запоминают наглядные образы, чем словесные рассуждения, ставим наглядный эксперимент со способностью белого цвета отражать все цвета, наглядно разделяем краски на тёплые и холодные, показываем этапы ведения работы.

Систематическое описание словами красок и оттенков, рассуждение вслух в ходе обучения развивает мыслительную способность и делает ребёнка более проницательным, ведь мы видим лишь тогда, когда осознаём. То, что ребёнок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества.

Очень важно на первом этапе обучения приучать детей к разным форматам. Пример тому заключительное задание первого полугодия «Зимнее дерево», которое выполняется на вытянутом формате, и так же является выставочным заданием, которое украшает интерьер школы в предновогодние каникулы.

Художественно-творческое развитие учащихся осуществляется по мере погружения в мир искусства – в осознании красоты окружающего мира, в переживании чувств, при знакомстве с лучшими духовными образцами искусства, при развитии творческих способностей, а реализуется на личностном уровне – в раскрытие способностей, проявлении одарённости в творчестве, самореализации.

Представленная разработка урока начинается с организационного момента – проверка готовности к уроку, что для первоклассников является предпосылкой успешной деятельности на протяжении всего урока. Введение в новую тему сопровождается показом наглядного материала и образцов работ учащихся, а так же показом этапов выполнения изображения преподавателем. После выполнения работы происходит обсуждение рисунков, подводится итог урока и планируется дальнейшая деятельность.