Урок математики в 1-м классе (по учебнику Л.Г. Петерсон)

Разделы: Начальная школа


Тема урока: Число 7. Цифра 7. Состав числа 7.

Цели:

1. Познакомить учащихся с числом 7, написанием цифры 7, изучить состав числа 7.
2. Развивать математическую речь, внимание, память, мышление.
3. Воспитание чувства товарищества и взаимопомощи.

План урока

I. Организационный момент.

– Садитесь. Сегодня на урок математики к нам пришли гномы. Им нужна наша помощь в поисках клада. Наши знания помогут найти сундук с сокровищами. Но для этого надо постараться.

Один, два, три, четыре, пять
Я хочу успешным стать.
Будем мы стараться,
Будет получаться.

II. Устный счёт.

1. Интеллектуальная разминка.

– Итак, в путь! Чтобы пробраться через лес нужно выполнить интеллектуальное задание.

1. Сколько пальцев на левой руке? (5)

2. Мандарин слаще лимона. Что кислее? (Лимон.)

3. Какой день предшествует субботе? (Пятница.)

4. Что раньше среда или понедельник? (Понедельник.)

5. Сколько полос на флаге нашей республики? (3) Какие? (Синий, белый, зелёный.)

6. Геометрическая фигура без углов? (Круг.)

7. Сколько углов у треугольника? (3)

8. Четырёхугольник с равными сторонами? (Квадрат.)

9. Какая геометрическая фигура лишняя? (На слайде изображены ромб, прямоугольник, отрезок и трапеция.) Почему?

Как можно назвать остальные фигуры? (Это четырёхугольники. У фигур по 4 стороны и 4 угла.)

2. Логические задачи.

10. За калиткой спрятались цыплята. Видны 8 лапок. Сколько цыплят? (4)

11. У карандаша 2 конца. Сколько концов у трёх карандашей? (6)

12. У козы и её козлят 10 рогов и 5 хвостов. Сколько козлят у козы? (4)

– Молодцы! Справились! Гномы продолжают свой путь.

На пути пропасть! Чтобы её преодолеть, нужно выполнить вычисления.

3. Задачи в стихах.

Будьте внимательны!

  • В лесную школу на урок
    Бежал, запыхавшись, щенок.
    За ним – 2 белки, 5 котят.
    Они учиться все хотят.
    Я прошу вас, не ленитесь,
    Сосчитать их потрудитесь. (Всего 8 зверей.)
  • Шла овчарка по дорожке,
    У неё – четыре ножки.
    Ей навстречу – чёрный дог,
    Сколько всех собачьих ног? (8 ног.)

– Правильно. Молодцы!

4. Индивидуальная работа. Фронтальная работа.

А сейчас нужно выполнить задания у доски. Кто желает? (4 ученика у доски.)

На доске задания:

2 + 4 = 6
□ + □ = 6
□ – □ =
□ – □ =
3□6
5□4
6□2
3□1
5 – 1 =
4 + 2 =
3 + 3 =
6 – 2 =
М + Н = К
…..

 

– Пока ребята работают. Мы поиграем в игру “День-ночь”.

Ночь. (Дети закрывают глаза и считают.)

6 – 5 + 4 – 3 + 2 – 1 – 2 + 4 День! (Открывают глаза.)

– Сколько получилось? (5) Хорошо! А теперь проверим задания ребят.

(Вопросы для учащихся: Как называются числа при сложении? При вычитании? Прочитай неравенства. Что является целым? Назови части.) Молодцы! Идём дальше.

III. Работа по теме урока.

1. Постановка проблемной ситуации.

Попав в пещеру, гномики должны выбрать правильный путь. Какую дверь выбрать? (На слайде 3 двери с числами: 5, 6, 7.) Нам подскажут задания.

Братьев этих ровно семь.
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом. (Дни недели.)

Назовите их по порядку. Сколько дней в неделе? (7)

– Сколько лепестков было у волшебного цветка в сказке В. Катаева? (7)

– Сколько цветов у радуги? (7)

– В какую дверь следует войти? (Какое число чаще звучало?)

Правильно. Сегодня мы познакомимся с числом 7, научимся писать эту цифру, изучим состав числа 7.

– А в каких сказках встречается число 7? (“Волк и семеро козлят”, “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях” А.С. Пушкина, “Белоснежка и семь гномов”, “Цветик – семицветик”.)

Оказывается, в древности число 7 было окружено большим почётом. Возможно, поэтому существует много пословиц и поговорок, в которых употребляется это число. “Семеро одного не ждут”, “Семь раз отмерь, один раз отрежь”, “Семь бед – один ответ”, “Семь пятниц на неделе”, “Тайна за семью печатями”.

Вот такое оно загадочное число 7.

2. Работа по учебнику.

– Давайте найдём его место в числовом ряду и на числовом луче. Откройте учебник на второй странице.

  • За каким числом следует число 7. (За числом 6.)
  • На сколько 7 больше шести? (На 1.)
  • Назовите соседей числа 7. (6 и 8.)

– Посмотрите на кости домино. Как можно получить число 7. (1 и 6; 5 и 2; 4 и 3). Посмотрите на слайд. Сколько апельсинов? Для записи этого числа используют цифру 7. Проследите за написанием цифры.

А сейчас возьмите ручки и пропишите всю строчку через клетку.

Положите ручки. Давайте посчитаем от одного до семи хором. Найдите шестое задание. Попрыгайте вместе с гномом по пенькам. Укажите дорогу, расставив правильно стрелки.

– В каком порядке гном должен развесить фонари? (В обратном порядке). Расставьте стрелки.

Физкультминутка.

– Приближалась ночь. Гномики собрались спать. Давайте и мы с вами отдохнём. Понаблюдайте за звёздным небом. (Гимнастика для глаз.) Наступило утро. Встаньте.

Утром гномики проснулись.
Потянулись, улыбнулись.
Раз – росой они умылись,
Два – на месте покружились.
Руки – вверх, руки – вниз,
Вправо, влево повернись.
На носочки поднимайся,
Наклоняйся, выпрямляйся.
Пошагали для порядка,
Вот и кончилась зарядка.

Садитесь. Гномы продолжили поиски. Вдруг увидели озеро! Как перебраться? Нужно выполнить задание первое. Найдите его в учебнике. Посмотрите на первый рисунок.

– Назовите целое? (7)

– Назовите части. (6 и 1)

IV. Закрепление пройденного.

№ 2 (самостоятельно).

– Проверьте. Прочитайте первое числовое выражение. Сколько получилось? Второе выражение.

– В пути гномы потеряли друг друга. Поможем им встретиться? Выполним задание третье.

– Сколько кругов в первом мешке? Сколько во втором? Кто прочитает неравенство? На сколько в первом мешке фигур больше? Сколько жёлтых треугольников? (3) Запишите. Сколько белых? (7) Какой знак следует поставить? (меньше; 3 меньше, чем 7). На сколько фигур меньше? Сколько белых квадратов? (7) Сколько прямоугольников? (2) Сравните и поставьте знак. На сколько квадратов больше, чем прямоугольников?

V. Итог урока и оценивание учащихся.

– Что нового узнали сегодня на уроке?

– Чему научились? Назовите состав числа 7.

Встретились гномы. Идут дальше увидели впереди яркий свет. Заглянули и увидели сундук. Обрадовались. С вашей помощью гномам удалось найти сокровища. (Слайд – сундук со звёздами.)

Рефлексия. Если вы считаете, что вам удалось помочь гномам своими правильными ответами, то возьмите красную звезду, а если нет – то жёлтую. (Звёздочки лежат на партах учащихся).

Гномы благодарны вам за работу и приготовили вам сюрприз. (Учитель раздаёт из сундучка сладкие шоколадные монеты.)

Урок окончен. Встаньте. Отдыхайте.